Солнце и Луна - 30
Старый домус Кассиев всегда был для Витуса помпезным каменным гербом их рода, в котором строгостью домашней жизни поддерживался статус и репутация семьи. Его мать считала приличным сдержанное, отстраненное отношение даже с теми, кого горячо любила. Атмосфера в семье всегда была прохладной, общение чопорным.
Суматоха переезда Велии разом изгнала из старого дома всякое величавое высокомерие, будто горделивость и самодовольство не жили в нем никогда. Молодая хозяйка и прибывшие с ней люди заполнили все пространство той приветливостью, улыбчивостью и жизнерадостностью, которую здесь не знали, но будто бы ждали и сразу приняли. В считанные дни все вокруг наполнилось неизъяснимой благодатью, словно с вещами молодой хозяйки в дом ввезли рог изобилия и благосклонность Юноны*.
Госпожа Кассия удивила всех домочадцев тем, что передала управление домом молодой хозяйке и полностью отстранилась от дел. Она с тихой улыбкой сидела и шила детские вещи.
- Как хорошо! – говорила она сыну, подразумевая изменения.
- Да, - соглашался Витус.
- Да, хорошо, - удовлетворенно повторяла она и оглядывала все вокруг. – Я рада, что Велия не такая, как я.
Дом звучал смехом, музыкой, топотом детских ног, залился светом, украсился цветами. Каждая комната была наполнена той манкой прелестью, какой обладала сама хозяйка, и находиться в доме было столь же приятно, как находиться рядом с Велией.
Госпожа Кассия была довольна еще по одной причине: верные люди говорили ей, что с женитьбой Витус перестал ходил к другим женщинам.
Глядя на беременную Велию, полную прекрасным таинством развития жизни, и сына, который не отдавал себе отчета, что очень окреп в браке, она по-стариковски философствовала сама с собой. Женитьба цивилизует мужчину, в этом нет сомнения. Самоуверенный становится уверенным. Тревожный - спокойным. Потому что в браке у мужчины появляется сцепление всех смыслов. Вот что значит славная жена!
- Теперь ты мужчина, - сказала ему мать, взяв на руки первого внука.
Витус склонился и с благодарностью поцеловал матери руку.
За восемь лет Велия подарила роду Кассиев трех сыновей.
***
Кассии прослыли образцовой семьей. Всякий в Риме знал, что супруги верны друг другу. Добропорядочность семьи придала Витусу значительный политический вес. В традиции Рима было считать более почет¬ной сла¬ву хоро¬ше¬го мужа, чем вели¬ко¬го сена¬то¬ра. Давний радетель традиционных ценностей, Витус личным примером показывал преимущества брака. Простой люд и знатные горожане уважали его за семейственность. Вокруг процветало распутство, всякий мужчина и всякая женщина были по нескольку раз разведены, не доверяли друг другу и тайно или открыто презирали как противоположный пол, так и любой союз с их представителем, Кассии были вне пороков и вне подозрений.
- Fortis vir! Доблестный муж! – кричала Витусу толпа, когда он появлялся на Форуме.
Репутация семьянина добавляла существенный вес всякому его слову. Люди считали, что мужчина, сумевший построить крепкую семью, знает и понимает в этой жизни больше других.
Витус выдвинул свою кандидатуру на пост претора и получил назначение так легко, будто его ждали. Молва, что он будет судить справедливо появилась еще до того, как его утвердили. С должностью претора Витус обрел вожделенное сенаторство, и голова его закружилась от успеха.
Верная привычкам своего отчего дома, Велия сделала открытым и дом мужа. Очень скоро приглашение Кассиев стало желанным каждому в римском обществе.
*Юно;на (Iuno) — древнеримская богиня брака и рождения, материнства, женщин и женской производительной силы. Покровительница брака, охранительница семьи и семейных постановлений.
Свидетельство о публикации №224062300584