Солнце и Луна - 32

***

Восхищение Квинта гражданской позицией Витуса, его успехами на общественном поприще, его семьей и детьми со временем переросло в слепое обожание. Он стал помощником сенатора, каждую минуту присутствуя в его жизни. У Витуса было немало поборников и почитателей, чье преклонение усиливало его уверенность в себе, но Квинт занимал особое место.
Все чаще Витус появлялся в обществе в окружении своих сыновей, чье разумное и почтительное поведение приводило людей в ликование. Кассия превозносили как образец добродетельного отца, умеющего воспитывать образцовых граждан Рима, и он сам верил в это. Всегда очень занятой своей карьерой, он никогда не занимался детьми, но искренне полагал, что они растут образованными и порядочными исключительно благодаря силе его общественного авторитета. Разве для становления их личностей недостаточно отцовского сияния?
Непременным пунктом в речах Кассия стала проблема рождения детей и воспитание их примером отца. Для Рима это была больная тема. Распущенность нравов дошла до того, что заставлять мужчин и женщин жениться приходилось законами. Разводом заканчивался почти всякий брак. Давно стало шуткой, что возраст измеряется не годами, а количеством браков. Когда мужчин обязали жениться, они предпочитали считаться помолвленными и не торопились сочетаться браком. Когда срок помолвки ограничили двумя годами, они расторгали одну и заключали другую. Вопрос, который задавался столь часто, что висел в воздухе, был прост: зачем жениться? Крепкая семья требовала самоограничений, а желающих жить праведно не находилось. Всякий стремился к собственным удовольствиям, коих жизнь предлагала в избытке и без обязательств. В разложении нравов винили в основном женщин: вот раньше они были полностью под властью мужчин и не смели позволить себе никакого удовольствия. Мир удовольствий испокон веков принадлежал мужчинам. Когда получилось, что женщины вдруг стали вести себя подобно мужчинам, мужчины содрогнулись, так это было отвратительно и невыносимо. Они не хотели стать лучше и послужить примером для женщин, они хотели снова загнать женщин в подчиненное и зависимое положение, и монополизировать распутство, но это не получалось, как не получается усмирить ветер. Напрасно философы и общественные авторитеты призывали мужей к добродетели, мужчинам добродетель была скучна, а женщины не желали в одиночку нести неподъемное знамя целомудрия.
- Римляне наслаждаются благами своего могущества, - говорил Кассий в выступлениях, - но срок этого могущества равен человеческой жизни! Одумайтесь, у нас недостаток потомства! Кто будет продолжать наше дело? Обретем радость не в похоти, а в целомудрии!
Однако, большинство патрициев ждало нравственных подвигов от других.
- Неужели боги отвернулись от нас? – восклицал Витус. – Как хорошо Рим начинал когда-то! И как ныне мы ослабели до того, что уже не в силах ни переносить нашу безнравственность, ни принять лекарство от нее!


Рецензии