Солнце и Луна - 37

***

Несмотря на уверенность в своей правоте что-то тревожное и тягостное росло в груди Витуса, периодами он словно проваливался в недоумение, в пустоту, будто не знал, что делать, как жить дальше и кто он такой. В такие моменты он терялся, впадал в уныние. Сначала ему казалось, что это пустое и стоит захотеть, как ответы найдутся и мешает их увидеть только несвежая голова, тогда он не пил, но трезвость лишь усиливала ощущение поражения. В чем он неправ?
Он вдруг вспомнил о детях, послал за ними, но за их старательной вежливостью и его неестественным оживлением стояло напряжение, которое выдавало, что все они знают о нем что-то постыдное.
- Нельзя без дела, сынок, возьмись за что-то трудное, от чего отказываются другие. И лучше подальше от Рима.
- Это все изменит?
- Нет. Дороги назад нет. Просто делай то, что делал всегда.
- Зачем?
- Во славу Рима, это не изменилось.
- А она? Что будет с ней? Выйдет замуж?
- Я бы на ее месте не стала, зачем? Все есть.
- Уедет в Вульчи?
- С чего бы? Разве что погостить.
- С тоски?
- Как плохо ты знал свою жену! Ей неведома тоска. Как неведомы сожаления.
- Думаешь, она не жалеет о нашем браке?
- Пока он стоил того, был ценен, а как ценность вышла, то и жалеть не о чем. – Госпожа Кассия вздохнула. - Я дождусь тебя и сберегу дом для своих внуков. Уверяю тебя, мать растит их в уважении к тебе, оправдай нашу веру в тебя, вернись достойным! Ты слышал, Квинт уехал на войну с германцами?
- С германцами? – Он долго молчал, глядя на буйно цветущие под окнами дома олеандры. - Тогда я поеду в другую сторону. Совсем-совсем в другую сторону.
- В Нумидию*? - Витус кивнул. – Говорят, царь Югурта** подкупил наших послов? – Сын снова кивнул. – Неслыханно! Нужно вернуть нумидийцев в разум! – в госпоже Кассии искренне возмутилась римская патрицианка.
- Конечно, мама. Возвращать в разум у меня обычно хорошо получалось. – Его лицо исказила саркастическая улыбка: - Главное, чтобы у непокорных был разум!
Госпожа Кассия поняла, что он намекает на неразумность бывшей жены как причину несчастья их семьи, но ничего не сказала: это было бесполезно. Абсолютно бесполезно. Для нее важны были внуки, им принадлежало будущее их рода, и она была спокойна за это будущее, потому что за мальчиками стояла спокойная, умная и сильная мать. А Витус должен принять и прожить свою судьбу так, как сотворил сам или пожелают боги.


*Нумидия – римская провинция на северном побережье Африки (совр. Северная часть Туниса и Алжира).
**Югурта – царь Нумидии, стремившийся к ее объединению и независимости от Рима.


Рецензии