О воспитании характера
Для воспитания характера человеку, прежде всего, необходимо научиться контролировать его проявления в своем поведении - как бы «увидеть» себя со стороны. Единственным способом проконтролировать формирование собственного характера «может служить правдивость в своем самосознании и в своих отношениях с другими, принятая... в основание всех…размышлений и действий».
Условия, влияющие на развитие характера человека, были подмечены еще в глубокой древности. Тогда уже знали, какое влияние на развитие характера оказывает умение воздерживаться от удовлетворения различных своих потребностей любым путем. От воспитанников требовалось стойко переносить голод, жажду, жар, холод и различные лишения. В древней Персии считалось в высшей степени неприличным не только сморкаться или плеваться на виду, но даже иметь и показывать большой живот. Во времена Ломоносова студентам Московского университета подавали «шти с килькой» - не для удовольствия, а для насыщения. Февраля 20 дня 1761 года М.В. Ломоносовым было предложено следующее расписание обедов и ужинов студентов и гимназистов (М.В. Ломоносов, с.249):
"Рыбы варить и жарить
1. Осетрину.
2. Белужину.
3. Треску сухую.
4. Лососину.
5. Свежую.
Хлебное
1. Кашу гречневую.
2. " просовую.
3. " овсяную.
4. Пироги с капустою.
5. " с груздями.
6. " с грешневою кашею и снетками.
Студёное
1. Вязигу******.
2. Кисель овсяный с сытою*.
3. Огурцы.
4. Студень.
5. Редьку.
6. Толокно.
7. Свеклу.
Похлебки
1. Шти с соленою рыбою.
2. Шти с сушеными снетками.
3. Кашицу грешневую или овсяную с соленою рыбою.
4. Кашицу с потрохами.
5. Кашицу овсяную с снетками свежими или сухими.
6. Калью**.
7. Селянку.
8. Горох.
9. Чечевицу.
10.Грибовницу***.
11.Уху свежую.
12.Репницу****.
13.Лапшу соковую*****.
14.Лапшу гороховую.
15.Уху с клиоцкими."
Суровое воспитание спартанцев было направлено на развитие характера молодых воинов. Но в первую очередь, как ни странно, внимание уделялось пище. Спартанский суп должен был содержать как можно больше питательных веществ, чтобы только восстановить утраченные силы, но не содействовать чувственным отправлениям организма.
Вообще, во всех эпохах воспитатели характера руководствовались отношением воли к ощущениям и чувствованиям.
Много ли времени занимало формирование характера у древних? Кант считал, что для формирования характера необходимо не менее тридцати лет жизни в одних и тех же условиях. И только после этого происходит качественный скачок, когда появляется стойкость по отношению к изменчивым состояниям своего инстинкта. Современные педагоги считают иначе. Деятельностью разума вырабатывается воля, которая, в свою очередь, формирует характер.
В самом деле, - писал Лесгафт, - невозможно допустить проявление нравственного характера у лицемерного человека. Ложь, обнаруживаемая во всех его действиях, «не согласима с прямо противоположными истинами».
Проявление истинного характера, по мнению Лесгафта, связано со степенью умственного и нравственного развития, приобретаемого в условиях физического труда.
В характере проявляется отношение волевых отправлений личности к чувствованиям, умение действовать неповторимо и энергично на основании усвоенных элементов физического труда. Ведь именно характер играет ключевую роль в определении пространственных отношений человека и распределении им работы по времени. «При всякой сознательной, целесообразной работе необходимо настолько владеть собой, чтобы простейшим путем в возможно меньший промежуток времени достигнуть определенной цели».
П.Ф. Лесгафт отмечал, что физическое воспитание характера «оставлено педагогами совершенно без всякого внимания», хотя должно осуществляться с раннего детства. «Физическое образование ребенка должно быть направлено к тому, чтобы научить его владеть и управлять проявлениями своих сил и своими действиями и подготовить ко всякой элементарной работе настолько, чтобы по слову или по написанному наставлению он был в состоянии сделать все ему необходимое».
Задачу физического воспитания, как и задачу умственного развития, великий педагог видел в том, чтобы «содействовать уменьшению произвола в действиях человека» и вместе с тем развитию самостоятельности. «Ребенок должен приучиться владеть собой настолько, чтобы с наименьшей тратой сил производить наибольшую работу в возможно меньший промежуток времени». Эта цель не может быть достигнута случайными движениями и упражнениями. Здесь «нужна такая же последовательность, как и в умственном образовании».
Все, что ребенок может сделать сам, должно быть исполнено им самим и соответствовать его умению. Чем более он делает сам, тем внимательнее относится он к своим занятиям, тем точнее их исполняет. При семейном воспитании ребенку предоставляют самому отыскивать себе занятия, и требуют, чтобы начатое дело было непременно доведено им до конца, прежде, чем он начнет делать что-нибудь другое.
Для воспитания характера работа должна приносить радость. Например, если ребенок сам приготовит игрушки для украшения новогодней елки.
Особое значение Лесгафт придавал образованности матери. «В самом деле, что может быть выше и ценнее умной матери; можно сказать, что уровень развития общества находится всегда в прямой связи и прямой пропорциональности с уровнем развития женщины… Естественной руководительницей ребенка является прежде всего его мать. Разумность и высокое образование женщины всего сильнее будут влиять на развитие и образование нравственного характера ребенка». Женщина, никогда не допускающая произвола, лжи или оскорбления ребенка, несомненно способствует формированию его характера.
Ребенок, который не опасается труда в семье и школе, чередует труд и отдых при хорошей успеваемости, раньше других вырабатывает характер - объективное отношение личного «я» к ощущениям, чувствованиям и стремлениям.
По материалам «Семейное воспитание ребенка и его значение» (П. Ф. Лесгафт) и М.В. Ломоносов. О воспитании и образовании. Москва. "Педагогика".1991 г.).
******Визига (также вязига) — название употребляемой в пищу хорды, добываемой из осетровых рыб. Хорда осетровых сохраняется у них всю жизнь в виде непрерывного шнура из довольно плотной пузырчато-клеточной ткани, облечённого слоем волокнистой соединительной ткани (скелетородный слой) с заключёнными в нём хрящевыми частями (верхние и нижние дуги). (Википедия).
* Сыта - вода, подслащенная медом.
** Калья - борщ на огуречном рассоле с огурцами.
***Грибовница - похлебка из сушеных грибов.
**** Репница - репная похлебка с толокном, либо с солодом.
*****Лапша с конопляным маслом.
Свидетельство о публикации №224062300061