Первый поцелуй и предсказание

В том году Вера успешно закончила школу и, пройдя собеседование, стала студенткой вуза. Был конец июня, и у неё было целых два месяца до начала занятий в институте. По совету мамы Вера решила поехать на Рижское взморье, но до отъезда оставалось ещё пару недель, и Вера чаще всего проводила их в Ботаническом саду. Она гуляла по дорожкам сада, потом садилась на травку на берегу пруда и подолгу смотрела на воду, отдыхая после напряжённой учёбы.

В один из таких тёплых летних дней к ней подошёл молодой человек и вежливо спросил, не возражает ли она, если он сядет рядом. Вера взглянула на него и мгновенно поняла, что не может ему отказать. На вид ему было лет 18–19, он был довольно высок и смуглолиц, хорошо сложен, но вместо правой руки у него была культя, а на левой отсутствовали указательный и средний пальцы.

Вера внутренне содрогнулась, но внешне не подала виду, насколько ей больно видеть перед собой искалеченного человека. Она кивнула ему, и он сел поодаль. Он представился: Николай Логинов, живёт в Краснодаре, учится в педагогическом институте. В свою очередь, он поинтересовался, как её зовут и чем она сейчас занимается.
 
Так состоялось их знакомство, вместе с которым в жизнь Веры вошёл Сергей Есенин, поэзия которого в сталинский период, как знала девушка, была запрещена. Его произведения не издавались с 1926 года в течение 29 лет, и за чтение его стихов полагалась 58-я статья. Кампания борьбы с «есенинщиной» продолжалась не одно десятилетие. Имя поэта было приказано забыть, поскольку упаднические мотивы, как полагала власть, были вредны людям. Не одному поколению с детских лет внушалось, что поэзия Есенина похабна, в ней присутствуют матерщина, грязь и разврат, что сам поэт - хулиган, хронический алкоголик, сифилитик, психически больной человек.

С другой стороны, для запрета имелись все основания. Скандальные выходки стали буквально визитной карточкой Сергея Есенина: пьяные дебоши в ресторанах, драки с милицией, оскорбления сотрудников спецслужб и антисемитские высказывания. Только за время его пребывания в Москве на него было заведено тринадцать уголовных дел.

После войны стихи поэта начали печатать нелегально, но читали их не школьники, а люди постарше. Ко времени встречи Веры с Николаем о реабилитации Есенина ещё никто не говорил. Поэтому Вера с недоверием отнеслась к его увлечению творчеством Есенина. А он знал наизусть множество стихов опального поэта и читал их ей, не переставая. Её первый страх, что его могут услышать посторонние, вскоре прошёл, и она стала проникаться красотой слога Есенина, его любовью к родине, к родной природе. В то время Вера не знала об антисемитских настроениях поэта.
 
     Клён ты мой опавший, клён заледенелый…
     Сам себе казался я таким же клёном,
     Только не опавшим, а вовсю зелёным.
     И, утратив скромность, одуревши в доску,
     Как жену чужую, обнимал березку.

Могло ли быть что-либо прекраснее этих строк? Кстати, эти стихи Есенин написал, находясь в психушке.

Запали ей в души и такие строки:
     До свиданья, друг мой, до свиданья.
     Милый мой, ты у меня в груди.
     Предназначенное расставанье
     Обещает встречу впереди.

В последующие их свидания там же, в Ботаническом саду, он уже читал ей не только стихи Есенина, но и свои собственные, и порой они были подражанием стихам запрещённого поэта. А в последнюю перед её отъездом на курорт встречу, когда они, как и прежде, сидели на берегу пруда, он поцеловал её. Нет, это не был страстный поцелуй двух влюблённых. С его стороны это было почти прикосновение, а она в этот момент прислушивалась к себе, пыталась понять, какие ощущения испытывает. Уже тогда она понимала вполне определённо, что никогда не сможет посвятить себя человеку-инвалиду без рук. Для этого ей надо было отказаться от своего я, а к этому она не была готова.
 
Когда она вернулась с Рижского взморья, они встретились ещё пару раз, но он остро чувствовал, что не сумел растопить её сердце. На прощанье он прочитал ей стихи, в которых явственно ощущалось присутствие его любимого поэта Есенина:

     До свиданья, пери, до свиданья.
     Пусть не смог дверей я отпереть.
     Ты дала красивое страданье.
     О тебе на родине мне петь.

Она с благодарностью и грустью приняла это посвящение, испытывая некоторую неловкость от того, что он сравнил её с прекрасной девушкой из иранской мифологии, подобной европейским феям. Он проводил её до дома, а потом уехал в свой Краснодар, и, казалось, что они их жизненные пути больше никогда не пересекутся.

Жизнь Веры потекла своим чередом. На втором курсе во время зимних каникул она купила профсоюзную путёвку в дом отдыха «Соколова пустынь». Там, не будучи активной в поисках общения, она, тем не менее, присоединилась к студенческой компании. Молодые люди вместе катались на лыжах и посещали культурные мероприятия. Вере нравились эти интеллигентные парни и девушки; их интеллектуальный уровень соответствовал её представлениям о приличных партнёрах.
 
Один из них — Дима Бейлин — больше других привлекал её внимание. Это был невысокий, худощавый молодой человек, блондин с серыми глазами, пухлыми губами и "выдающимся" носом. Вера и Дима были студентами второго курса разных вузов. Девушка видела в нём достойную своей особы ровню, но о любви в их отношениях речь не шла, и Дима не выделял Веру среди своих новых знакомых. Тем не менее по окончании отдыха они обменялись адресами и телефонами и стали изредка вместе посещать концерты в консерватории, поскольку оба были истинными любителями классической музыки. Это благодаря ему состоялось знакомство Веры с Концертом для скрипки с оркестром Феликса Мендельсона. Когда она впервые услышала эту музыку, то почувствовала, что её душа улетает куда-то ввысь и растворяется в чарующих звуках. Испытанный в то время восторг не оказался кратковременным. Она полюбила это музыкальное произведение на всю жизнь.

Спустя год Дима пригласил Веру вместе встретить Новый год. Она без колебаний согласилась. В квартире Бейлиных они оказались вдвоём, так как родители парня встречали Новый год в кругу своих знакомых. Сидя за праздничным столом, Вера и Дима пили шампанское, ели закуски, приготовленные мамой Димы, и разговаривали. Всё было чинно и очень нравственно. Когда Вере пришло время уходить домой, вернулись родители Димы. Вера была весьма застенчивой и поэтому была настолько смущена их появлением, что даже не поздоровалась с ними и не поздравила с Новым годом. Её вполне можно было бы назвать синим чулком. Возможно, именно так и думал о ней Дима. Однако его родители были о ней другого мнения. Она, скромная, миловидная девушка, без косметики, в синем платье из плотной ткани с модными в то время защипами, им очень понравилась, о чём Дима сообщил ей при следующей встрече.

А тогда она отправилась домой, в свою комнату в коммунальной квартире, в которой жила вдвоём с мамой и в которой не закрывались ни входная дверь с улицы, ни двери в комнаты жильцов. Сейчас мама встречала Новый год у своей подруги, так что Вера оказалась дома одна.
Поздним утром 1 января её разбудил мужской голос, поздравлявший её с наступившим Новым годом. Вера открыла глаза и, ошеломлённая, узрела перед собой Николая. Сначала она не поверила тому, что увидела, но его вопрос «Узнаёшь меня?» вернул её в реальность.

—  Узнаю. Николай, — был её ответ.
— Тогда одевайся.

Попросив Николая отвернуться, Вера быстро надела сиреневое платье, которое, как она знала, очень ей шло. Взяв Веру за руку, он повернул её кругом и прокомментировал:
— Ты нисколько не изменилась.

А потом он начал расспрашивать её, где и с кем она встречала Новый год. Вера спокойно ответила на все его вопросы. Выслушав её, Николай сделал неожиданный и далеко идущий вывод: «Значит, у тебя с ним ничего серьёзного нет и вряд ли когда-нибудь будет». Вера удивилась его проницательности, но на его прогнозы никак не отреагировала.
 
В конце их недолгой встречи Николай прочитал ей свои стихи, которые завершались словами:

     А ты помнишь ли, Вера,
     Как звенящие губы твои
     Целовал я?

Это было последнее, что осталось в памяти Веры после того, как он ушёл, теперь навсегда. А она потом всю свою жизнь пыталась понять, что значит «звенящие губы».

Пророчество Николая в отношении Димы сбылось в полной мере. Вера и Дима продолжали изредка встречаться, когда он приглашал её на какой-нибудь концерт. В глубине души Вера надеялась завоевать его более глубокое расположение, однако чувствовалось, что Дима не испытывает к ней тёплых чувств. В конце пятого курса он, как всегда, пригласил её в консерваторию, но при встрече, вручив ей билет, сам на концерт не пошёл. Вера была глубоко уязвлена и поняла, что совсем ему не нравится. Больше они не виделись.

По окончании вуза Вера получила распределение в один из научно-исследовательских институтов. Там она оказалась в одной группе с Володей Леоновым. И надо же такому случиться, что спустя несколько лет совершенно случайно Вера узнала от него, что Володя и Дима учились в одном классе. Услышав весьма позитивный отзыв Веры о начитанности и эрудиции Димы, несмотря на то что в своё время она была чрезвычайно расстроена его отношением к ней, и узнав, что Вера и Дима длительный период времени вместе посещали консерваторию, Володя ахнул:

  — Неужели он тебе нравился? Да у нас в классе его никто всерьёз не воспринимал. Хлюпик какой-то интеллигентный. Над ним многие подсмеивались!

Вера была поражена. Похоже, Дима не вписался в среду одноклассников. Не помогли доводы Веры и о том, что он хорошо катался на лыжах и успешно учился в инженерно-строительном институте. Сложившееся ещё в школьные годы мнение Володи о своём соученике оказалось невозможным поколебать. Для Володи всю жизнь Дима оставался хлюпиком, а Вера не сумела завоевать его симпатии.

Порой переплетение судеб разных людей оказывается совершенно невероятным!





 


Рецензии
Тема интересная. Правда, Вера, действительно напоминает "синий чулок".Часто такие девушки не могут создать прочную семью...С лучшими пожеланиями,

Борис Готман   15.09.2025 16:11     Заявить о нарушении
Я думаю, что Веру скорее можно было бы считать слишком сдержанной девушкой, что, впрочем, соответствовало строгой морали того времени.
Спасибо.
С уважением,

Алла Валько   16.09.2025 01:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.