Как отличить рассудок от разума
Разницу между рассудком и разумом нужно усматривать в том, что определения первого – необратимы, а разум даёт рециркулентные определения. Как это выглядит? Например, можно услышать, что мир капитала и вся совокупность товаров есть результат отчуждения этого мира из недр рабочего класса. Оно очевидно противостоит противоположному определению, согласно которому наоборот: мир капитала есть результат производства инновационной идеи и организации производства некоторым коллективом предпринимателей. То есть мы видим противоположность, с одной стороны,- «мир капитала имеет источник в классе наёмных рабочих», с другой стороны,- «мир капитала имеет источник в классе предпринимателей». Так вот, для рассудка, там, где существует одно определение,- там исчезает другое. Или одно или другое: рассудок вцепляется в первое или второе и заставляет исчезнуть противоположное. Но как действует разум? Для разума, в миг его первого проблеска существует «ни-то,- ни-то». То есть он открывает, что первое так же необратимо как и второе: и то и другое в своём нигилизме право и потому – оба неправы. Это диалектический или скептический разум, он выше рассудка, но превращая в односторонность рассудочные определения, он не находит устойчивой середины: там, где должно быть ядро, диалектический разум находит лишь механизм превращения в ноль первого и второго: он объявляет ложным как первое, так и второе, ибо имеет в самосознании реверс их перехода друг в друга. Но, существует ещё и третий момент: и то и то. Это момент, когда нигилизм определений или поочередное отрицание и превращение в ноль, рециркулирует с той мерой свободы и с той степенью интенсивности, что производит внутри себя вихрь: оба определения через ядро становятся прочной, устойчивой положительностью, аннигилентной, тороидальной формой, из центра и в центр парением. -Необходимость нигилизации той и другой стороны отпала, так как постигнута истина: симметриальное равенство той и другой в модусе их сквозьпроникальной синергии. Только в последнем разум имеет своё завершённое определение.
*"Изцентралетящеевцентрпарение" у Делёза:
"Нелегко воспринимать вещи с середины, а не сверху вниз или наоборот, слева направо или наоборот, — попробуйте, и вы увидите, что все меняется."; "Дело в том, что середина совсем не среднее, напротив, она — то место, где вещи набирают скорость. Между вещей — указывает не на локализуемое отношение, идущее от одного к другому и обратно, а на перпендикулярное направление, трансверсальное движение, уносящее одно и другое, ручей без начала и конца, подмывающий оба свои берега и разгоняющийся посредине." («Капитализм и шизофрения» Том 2; «Ризома»)
Свидетельство о публикации №224062300901