нейросеть и автор

Нейросеть и автор

Сейчас много разговоров вокруг нейросетей генерирующих тексты, изображения и музыку. Возникает, естественно, вопрос об авторстве. Некоторые юристы говорят что, раз нейросеть училась на произведениях авторских, то и творения нейросети принадлежат, пусть даже через суд, этим авторам. Но. Студенты художественных, музыкальных и литературных заведений, помимо теории, учатся на авторских работах. И что на это скажут знатоки юридического права?  Ась? Только неразумное лепетание о практиках применения, о том что мир с этим ещё не сталкивался и тд…

Но так ли это? Когда на свет появились первые секвенсоры, то тоже было много споров о праве авторов создающих музыку в программном обеспечении на основе битов и лупов (записанных звуков, нот с конкретных инструментов). Теперь таких споров нет - всем понятно что тембра нот и их последовательности ещё не лейб, не произведение. А подражание не является преступлением. Разве мало авторов пишут свои стихи подражая кумирам поэтического Олимпа? Так было всегда. Так будет всегда. Прежде чем юный живописец напишет своё и только своё полотно он много копирует полотен мастеров предшественников, копируя-изучая манеру мазка, построения композиций, сочетания цвета, тона, тени и рефлексов. То же и в стихах, и в прозе, и в музыке. И лишь при копировании фразы вас могут обвинить в посягательстве на авторское право.

Так что же тогда произведение созданное нейросетью? Вернёмся к самому спорному сейчас моменту - созданию в нейросети музыки и песен. А для этого стоит понять что содержит в себе нейросеть, помимо чужого опыта - на котором она обучалась. Основной, и первый, компонент нейросети, как для текста, так и для музыки - это теория, то есть, всё то, чему много лет учат  в школах, училищах и академиях. И второй, в случае с музыкой для песен, наличие программного обеспечения дающего возможность озвучить любую прихоть оператора-автора - секвенсор. Дальше, оператор-автор начинает колдовать на стилями музыки, над инструментами, над темпами, эффектами и так далее. В итоге получая от нейросети песню на авторские стихи или, например, некий текст сгенерированный сетью на основании запросов оператора-автора. Самой нейросети это не нужно, это нужно человеку, только человек является идейным вдохновителем при создании произведения. Он, автор, строящий свою концепцию на основе некой идеи - является творцом, а нейросеть лишь инструментом, продвинутым программным обеспечением. В конечном итоге не стоит забывать, как говорилось выше, мы тоже в своём сознании генерируем стихи, прозаические тексты, композиции картин или музыки, основываясь и на теорию, и на опыт череды предшественников.

Возьмём для наглядности пример с написанием песни на авторские стихи... Как известно, вначале было Слово. Слова выстроенные в некой последовательности имеют ритм и мелодичность. Нейросеть, как программное обеспечение, это считывает и на основе музыкальных стилей, вами заданных в промте и мета-тегов (где вы описываете инструменты, эффекты и эмоциональные окрасы), создаёт... а точнее - выдаёт вам запрашиваемое. Но это ещё не результат - вам, как автору, обязательно что-то не понравится и вы будите пробовать другие варианты, иногда очень много раз (впрямь как сидя за роялем композитор пробует аккорды и темпы, бесконечно чиркая в нотной тетради. И - вуаля! Искомое найдено. Но. У любого программного обеспечения есть группа авторов которые, в случае нелицензионного использования их продукта, могут вам выставить счёт. Но у меня, к счастью, платная лицензия и коммерческое право на продукт созданный мною при участии нейросетью. Именно - участии, а не как иначе. Человек пока ещё автор всего, где он генерирует идею. Не случайно, видимо, в современном мире ценятся авторы идей, а не авторы увесистых книг наполненных «водой». Теперь мы точно входим в новую эру, где торжествует её Величество Идея.


Рецензии