2. 8. Антикварные часы. Опасный вояж

     2.8. Вернисаж 
     Реклама об открытии персональной выставки художника Орхан Гюлье прошла по всем каналам, включая, и «сарафанное радио», у входа рабочие монтировали баннер, на котором красовалось название выставки «Рубеж» (живопись, графика), в зале операторы устанавливали осветительные приборы и микрофоны, а ответственные за фуршет доставали из холодильника бутылки с белым вином и шампанским. протирали бокалы, накрывали стол.

     Настал час «х», когда открыли дери и пригласили всех любителей искусства пройти на выставку. Зрители делали умный вид, подходили к первой, попавшей им на глаза работе, то отходили, то носом упирались в этикетку, стараясь прочитать название произведения. Более смелые стали подходить к столу за положенным бокалом и демонстрируя себя, двигались по залу, иногда кивали головой своим знакомым.

     После того как зашли «солидные», приглашенные гости, мадам Юварт подошла к директору и попросила закрыть входную дверь, объясняя, что количество зрителей для торжественного открытия выставки вполне достаточно. В зал пускали только по персональным пригласительным билетам. Перед галерей образовалась очередь из опоздавших зрителей, которые заглядывали в окна, громко возмущались, почему их не пускают, а случайные прохожие интересовались тем, что здесь происходит? Уличная реклама сработала, тем более, когда увидели, несколько, рядом стоящих «крутых» и дорогих автомашин, да ещё и не всех пропускают,  тогда у многих срабатывает желание обязательно завтра заглянуть сюда.

     Зрители ходили по залу с бокалами шампанского, а красивые и длинноногие девушки больше рекламировали себя, так, что многие художники уже клюнули и пригласили дорогих натурщиц в мастерские с целью написания их портретов. Другая часть публики делала вид, что внимательно рассматривает произведения, а некоторые больше интересуются тем, кто пришел и в каком наряде. Коллеги подходили к художнику, высказывали ложные слова восхищения, желали успеха и удачной продажи, а на самом деле хотели, чтобы ты лучше провалился, разве твое творчество можно сравнить с моими, настоящими творчеством. И только несколько человек, представителей «умной публики» незаметно ходили от картины к картине, возвращались и было заметно, что они пытаются понять и уложить новые знания и визуальные образы на полочки в своей голове. А зрители, купленные организаторами выставки заранее, благодарили хозяина галереи за хороший вкус, и как это ему удалось договорится с такой величиной мирового искусства.

     Директор галереи от таких слов раздувал щёки еще больше и утверждал, что у него большие связи в современной художественной тусовке, и, если что…, то обращайтесь, он всегда сможет помочь. И, извинившись, он объявил об открытии выставки:
     - Уважаемые присутствующие! Слава Аллаху! Мы, благословим   Всевышнего, Бог дал талант джаным (дорогому) Орхан-Гюоер-бей, уважаемому турецкому художнику! Орхан-бей делится с нами своим трудом, предоставляет возможность взглянуть  на его картины, знакомит нас с современным  искусством. Орхан-бей учился живописи во Франции у великих художников, живет в  Америке, в Нью-Йорке, его работы представлены в разных музеях мира и частных коллекциях Франции, Англии, Канады, США, Японии, Турции, России и других странах. Приглашаю Вас поспешить и увидеть замечательные произведения, потому что выставка продлится всего несколько дней. В дальнейшем художник планирует европейское турне.
     Обращаю Ваше внимание, что художник Орхан-бей, занимается благотворительностью и большую часть вырученных средств, передаёт в  различные организации: интернаты для старых и пожилых людей, в фонд беженцев, фонд защиты от домашнего насилия,  на лечение бездомных собак и кошек и другие фонды. Спешите становится благотворителями! Фамили благотворителей с их согласия будут оглашены в прессе и у них будут определённые преференции и поддержка государством Вашего бизнеса. А  сейчас, я предоставляю слово Орхвн Гюлье, известному художнику с мировым именем.

     Художник Орхан Гюлье поклонился, поздоровался со всеми на турецком, французское и английском языках. Он выразил благодарность всем присутствующим, что нашли время и пришли к нему на выставку:
    - Я надеюсь, что Вы, зрители, рассматривая мои работы, задумаетесь о великих человеческих чувствах – дружбы, любви, доброты, взаимопомощи! Здесь представлены мои последние картины, но в них мой полувековой труд. Название выставки «Рубеж» — это для меня подтверждение моих творческих итогов и новая цель, которую я поставил, мне хотелось бы чтобы Аллах дал силы и предоставил возможность взять новые рубежи. Я не умею говорить словами, разговариваю изобразительными образами в своих работах. Дорогие зрители, я выставляю мои работы на Ваш суд, Вы можете поведать о своем мнении в книге предложений!

    Вышел директор и пригласил выступить мадам Юварт-Крыскиной:
    - Я представляю слово, куратору выставки, известному и многоуважаемому искусствоведу, лицензированному специалисту в области изобразительного искусства, уникальному экспорту в области ювелирного искусства, в том числе старинных и антикварных украшений.

     Мадам Юварт, как всегда использует лекционно-публичный прием, и начинает свою речь тихим голосом, располагающим к вниманию. Она поприветствовала зрителей, извинилась за недостаточное владение турецким языком, поблагодарила присутствующих благотворителей, желающих оказать помощь нуждающимся:
     - Спасибо, слава Аллаху за благие дела. Я знакома с художником около 50 лет, мы вместе начинали изучать искусство во Франции, но каждый из нас пошёл своей дорогой. Помню первую выставку Орхан Гюлье в Париже, это был неожиданный успех, он ворвался в современное художественное пространство как талантливый экспериментатор. Вы сами понимаете, что во Франции, в центре мирового искусства привлечь внимание изысканной публики к своему творчеству – дело очень сложное, но
Орхан Гюлье удалось, французская пресса заговорила о нем, как о, перспективном, молодом, талантливом, художнике! Это была Победа! Дальнейшие выставки в Западной Германии поддержали творчество Орхан Гюлье, работающего на РУБЕЖЕ традиционной культуры и современных мировых тенденций!
      В произведениях Орхан Гюлье мы видим, как с одной стороны, турецко-исламские традиции, а именно старинное искусство миниатюры «гасвир» вместе с декоративными узорами в технике «зрбу»с пв технике золочения древних рукописей «тезхип» совмещаются с другой, европейской культурой, да так неразрывно, что не вызывает отторжения. В работах Орхана Гюлье сохраняется тот необходимый РУБЕЖ сохранения культурных традиций, наполненных современным художественно-образным содержанием.

     Голос мадам Юварт-Крыскиной начинал звучать более громче и убедительнее:
Теперь о выставке. Название проекта «Рубеж» - не случайное, это не только личный рубежный этап художника, это сложный процесс становления большого мастера! Рубеж – это философская категория, где каждый из нас видит тот «рубеж»: между добром и злом, между любовью и ненавистью, между порядочностью и хамством, между щедростью и жадностью, между миром и войной…
      Ищите свои рубежи в любой жизненной ситуации и вовремя останавливайтесь, всегда думайте о том рубеже, за который, может быть, не нужно заходить и тем более - переходить!?

     Мадам кратко продублировала свою речь на английском и французском языках. Наступило молчание, которое прервал Бедри Байхан, известный художник, председатель Союза независимых турецких художников, который поздравил своего коллегу:
      - Спасибо Орхан Гюлье за пропаганду наших глубоких народных традиций и привлечение внимания к современному искусству Турции! Прекрасная выставка, замечательные работы, актуальные темы, высокое живописное и композиционное мастерство. Надеемся увидеть новые работы и новые выставки! Пора иметь учеников и успеть видеть продолжение своего творчества в работах молодёжи! 

      Со стороны зрителей вышел пожилой мужчина, извиняясь, поклонился всем присутствующим и, волнуясь, произнёс:
     Я, Юсуф Гюлье, младший брат Орхана Гулье, Слава Всевышнему! Я сейчас здесь, меня отправили наши многочисленные родственники, мы из древнего рода хеттов и благодарим Орхана-бей, он прославляет нашу страну Турцию и наш род! В нашем роду есть молодые люди, они рисуют, они любят рисовать и я сейчас перед Вами, Орхан-бей! Моя семья отдаёт тебе на обучение двух внуков. Кувет и Гувен! Подойдите ко мне!

     Вышел Орхан, обнялся с Юсуфом и за руки поприветствовал своих внучатых племянников.
     - О, Аллах, клянусь нашей матерью, я буду хорошим учителем! Хочу познакомить Вас еще с одним учителем, с которым мы вместе обязуемся сделать из молодых юношей профессиональных художников и хороших людей, граждан Великой Турции. Это художник, мой друг мадам Юварт-Крыскина, признанный арт-специалист, арт-дилер, арт-консультант в области ювелирного и антикварного искусства.

      Мадам Юварт подошла у ним, Юсуф поблагодари ее и пожал за руку. Она, обратившись к Кувет и Гувен, сказала, что обучение искусству – это очень сложный и длительный процесс, который может длиться всю жизнь, и она надеется, что они не подведут и будут достойно учиться. И через несколько лет в этом зале состоится Ваша первая выставка. В таком напутствии есть большая символика, с этого зала и, присутствующих зрителей, состоялась начало Вашего творческого пути и здесь же пройдет Ваша выставка, Вы покажете, чему научились и, кем стали. Успехов Вам!
 
     Выступили другие художники, критики, журналисты. Затем сотрудники галереи вынесли мольберт и установили одну из экспозиционных работ Директор назвал первоначальную стоимость работы. Присутствующая публика предлагала свои ценовые варианты, после чего была установлена окончательная цена и объявлено: «Картина продана».  Так, в хорошие руки, ушло несколько произведений, после чего публика перешла к шведскому столу, милым разговорам, совсем не про искусство или художника, пока не прозвучали слова директора о завершении вернисажа и приглашение на выставку в другие дни. 

     "Особых" и уважаемых посетителей пригласили на банкет в соседний ресторан, где были расставлены столики, представляющие турецкую и европейскую кухню. Орхан Гюлье принимал поздравления и чувствовал себя героем, от хвалебных, восточных и тостов слов, которые лились как мед, его глаза сияли и излучали полное «счастье».
А мадам Юварт-Крыскина оставалась в тени лучей славы Орхна. Нет, она не обижалась, жизненный опыт подсказывал, что все сладкие речи ничего не стоят, это всё временное и являются необходимыми атрибутами любого банкета. Они же завтра забудут о чём так «вкусно» пели и пили. Мадам только всегда удивлялась, почему люди все хорошее принимают только на свой счет и никогда не задумываются, кто тебя сделал, кто тебе помог, кто тебе «стул» вовремя поставил или лестницу принёс, чтобы ты поднялся?

      Она рассуждала:
      - Главное сегодня – это реклама, в том числе и моя, возможно, кто-то в местной прессе узнает из средстве массовой информации мою редкую фамилию «Юварт» и этот «некто» расскажет что-то интересное про деда или про эти именные часы, или шатлене, которое здесь бесследно исчезло с преступниками. Так хотелось поверить в эти призрачные идеи. Да, ещё и себя прорекламировала как специалиста по антикварным изделиям, поэтому надеюсь увидеть на руках особые предметы и хорошо заработать.
И всё-таки остаётся моя основная цель – найти и вернуть антикварные часы, семейную реликвию. Интересно, почему же мой брат и сестра и их дети не интересуются историей семьи, нашей семейной реликвией? Кстати, я вспомнила, что у моего деда был родной брат, который строил в Китае железную дорогу – КВЖД, встретил в те годы русскую октябрьскую революции и не принял как русский офицер, преданный царю и отечеству, так и остался в Китае, а его дети и родня  разъехались по миру - в Австралию, США, Канаду и  другие страны. Они тоже не интересуются родовой памятью и родовыми традициями.

      К её столику, где сидела мадам Ювар-Крвскина, подошел директор галереи со словами:
      - Разрешите, нарушить Ваши одиночество? Я выражаю восторг Вашему таланту организатора, сегодня Вы для меня показали мастер-класс! Я высоко оценил Вашу работу! Я предлагаю Вам работу, хотя бы консультантом, конечно, предвижу, Ваш отказ, моя галерея, безусловно, не совсем Ваш уровень, я готов сотрудничать с Вами на Ваших условиях.  Вот Вам моя визитка.

      Мадам Юварт поблагодарила и ответила, что у неё есть некоторые идеи, например, провести одну очень интересную выставку. Позже я с Вами обязательно обсужу условия этого проекта.

      К ней пошел один художник, относящийся к молодому поколению, который извинился, что прервал разговор, и выразил, что он высоко ценил работу куратора проекта, и хотел бы предложить себя и свои работы к созданию нового проекта и он готов за первую выставку отдать полностью весь гонорар.  Этими словами он вызвал улыбку, и она произнесла: «Ух, ты, какой хитренький, а если ты ничего не заработаешь, то какой у меня будет гонорар или никакой. Так не предлагают молодой человек. Я дорогой специалист, и работаю не с каждым, а только с теми, в кого я верю и кого ценю. Простите, Вам ещё нужно учиться этике общения, но на всякий случай, пригласите меня в мастерскую, взглянуть на Ваше творчество, но предварительно оплатите мой приход и мою консультацию.

     Неожиданно появился Орхан Гюлье, который подошел и обратился к мадам:
- Прости, Юлия, не думай обо мне плохо, я знаю и понимаю, что весь мой успех – это твоя незаметная и очень профессиональная работа. Я стою на коленях и благодарю тебя. Я приложу все силы и возможности на поиски антикварных часов. Вот тебе, в знак признательности, пакетик с отварной рыбой для твоего друга. Видишь, я не забыл про твоего "тайца". 

     (Продолжение следует)


Рецензии