Признак любви к Богу, или Камень веры

Схиархимандрит Феофил (Избава) // Серафимова ветвь Истинно-Православной Церкви:

«Горе мне, Владыко, — восклицает пред лицем Божиим преподобный Ефрем — потому ты, Иисусе, сотворил меня чистым, а я осквернил себя грехами, умножишася беззакония моя. Как буду умолять Тебя, Спаситель мой потому что уста моя исполнены злоречия? Как буду песнословить Тебя, ибо совесть моя осквернена? Как возлюблю Тебя, когда сердцем исполнен ненависти? Как будет обитать во мне истина, поколику во мне свила гнездо ложь? Как призову Тебя, если не соблюл я заповедей Твоих? "Покажи мне, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — чем дельным и нужным, как христианин, занимаешься ты?! Если скажешь, что трудишься ради пропитания своей семьи, то я скажу тебе, что это — не дело. Настоящие дела для христианина: милостыня, хранение благой совести, молитвы, защищение обиженных, взыскание Бога и творение правды Его... И иные добродетели, которыми мы совершенно в жизни пренебрегаем. Ничто столько нас не уподобляет Богу, как благотворительность и милостыня. Не делаем Божьего. Нас всегда можно обвинить в праздности, ибо мы, горе нам, ничего не делаем из того, что повелено нам Богом".

Увы, мы иждиваем всуе жизнь свою, в отлучении от Бога: в нечистоте, развлечениях, проводя её в пороках, выпивках, праздных пустых беседах, ругани, чтении и зрении недолжного, рассеянии мыслей, бездумной трате времени у телевизора, в невоздержаниях (всячески тщась услаждать себя), а порой и в хищничестве, охоте за чужим. Обманываем, кривим душой, обещаем и не исполняем, угрызаем слабейших нас, распаляемся раздражительностью, срываемся на крик и, вообще, творим тысячу подобных дел всего за один лишь день. Не обратились ли мы вместо храмов Божиих в идольские капища (презренный и глупый эгоизм)? Вместо Духа Святого не стали ли прибежищем злых духов, игралищем бесов? Не сделались ли мы все — сынами геенны? Не стали ли мы хуже иудеев, притворно нося на себе имя Христово? Сколько ураганов, бурь, цунами, землетрясений, проливных дождей, града, громов и молний достойны мы за такие наши дела? Властитель Неба распялся за тебя на Кресте, чтобы обновить и воссоздать, а ты живешь, как бы не видя и не зная об этом, будто эта земная жизнь Вечна и за ней ничего нет. Те же самые пребеззаконные иудеи, величающиеся своими славными предками, не имевшие никаких благих дел веры и ограничивавшие себя простым, по букве, школьным знанием закона Божия, посещением Храма и жертвоприношениями говорили, кичась надменно в себе: "Единого Отца имеем Бога...". В ответ же незамедлительно услыхали себе суд от Спасителя: «вы отца вашего дьявола сыны, и похоти отца вашего желаете творить» (Ин. 8:41) А где наши плоды духовные, чтобы мы имели право утверждать о себе, что мы Христовы? Догматы без благочестивой жизни не угодны Богу. По-иудейски полагаем, будто бы формально признанной истины Закона достаточно? Как смеем называться христианами, когда не имеем в себе ничего Христова, никакого подобия? Говоришь: "Имею веру"? А Ап. Иаков отвечает тебе: "И бесы ее имеют и трепещут" (Иак. 2:19), "и кто из нас не слыхал, что вера без дел, повеленных Богом, мертва?" (Иак. 17:26). Пристрастные материализму и страстям с серыми, земляными мыслями, живущие по плоти, а не по Духу, и христиане? Потому что имеете каноничного Епископа? Не все ли предатели Евангельской добродетели? Ибо слышали и пренебрегаем словом Его, заповедавшим: "Любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас, и молитесь преискренне за творящих вам напасти" (Матф. 5:44). Любовь к врагам — совершенство любви, в таковом сердце нету места для зла, это совершенство в Боге — уподобление Ему, а мы не любим даже ближних своих.

Действующие противно спасительным Его, охранительным и врачующим душу Заповедям, остаемся внутри себя исполненными нечистот, необновленными, неисцельными, беззащитными, отверженными и легко уязвляемся всем. Не победители, облеченные во всеоружие Духа, а побежденные. И как мы не позаботились иметь Бога в разуме и жизни, то и преданы Им превратному уму: извергаемся во тьму кромешную, в область страстей. Творим непотребства, расслабленны; и исполнены самой разнообразной неправды: блуда, лукавства, облечены, как в одежды в суетные помыслы, жадны к деньгам и вещам, злонравны, злоречивы, неразумны, непримирительны, клеветники, самохвалы, горды и обидчивы, немилостивы. Вот почему предал нас Господь в похотях нашего сердца нечистоте, получаем в самих себе должное возмездие за свое заблуждение (Рим. 1:28, 24, 27). А когда исполнится некая мера, за этим, откроется гнев Божий с Небесе на всякое нечестие и не правду человеческую (Рим. 1:18).

Некогда блистала Святая Русь, Невеста Христова, паче снега Боголюбием, чистотой и белизною своей, а ныне стали мы, как эфиопы отверженные, чернее черного. За это и преданы в руки беззаконникам (для прозрения) на попрание и съедение. Не Россия, а Золотой Теленок для хабада и чекистов.

Да и веруем ли мы во Христа, как утверждаем на словах, имея пристрастие ко всему житейскому, неистинному, земному, зримому, вещественному и пренебрегая Им Живым в настоящей, временной жизни?! Почему очень религиозные, можно сказать набожные еvреи, ходя толпами за Спасителем, так и не уверовали в Него, не смотря даже на множество свидетельств Его необычайной сверхъестественной силы? Говорит им Иисус: "Если бы вы верили Моисею (или Пророкам, или Иоанну Предтече), то веровали бы Мне" (Ин. 5:46). И это означает одно: они веровали в ложь, ожидали земного царя, должного удовлетворить их земные вожделения, в своих учителей, фарисеев, в тварь, а не в Творца, им, а не всецело Ему, а Христос – Творец един есть Путь, Истина и Жизнь. Правда божественная явилась человечеству, облеченная Божественным милосердием, крайней снисходительностью и благостью... И была грубо отвергнута, непризнанна, распята на Кресте. Он источал на них Божественные благодеяния и милости, а они возненавидели Его, избрав этот мир и эту краткую жизнь... Вглядимся и вдумаемся в нашу печальную российскую действительность: не то же ли самое происходит в "верующей среде" осколков РПЦЗ, ИПЦ, а так же пресловутой самозванной МП. Что же это за феномен? Тридцать лет непрекращающегося позора и поражений в антисергианской, казалось бы, истинно-православной, исповеднической "тихоновской" среде, упорно пренебрегавший истиной Христовой. Не верят Ему и в Него и эти. Ходят к своим батюшкам, молятся, но не веруют Ему и в Его Учение, во Христа Живого, слышащего и действующего в мире. Прямо наваждение: верующие, не совлекши с себя "ветхого и земного" человека "веруют ветхими сердцами" и "необновленными умами". Не во Господа, а по-фарисейски, в некий абстрактный образ, сотканный их неочищенным воображением под свое собственное понимание или в идею Бога. Веруют под видом Бога в законных, правильных батюшек с кадилом, в канонических вульгарно преемственных, с Грамотами Архиереюшек, в какие-то человеческие понятия, сказанные кем-то слова, каждый по своему разумению, под себя, под свою логику "падшего непросвещенного светом Христовым", человеческого ума, которую должно отвергнуть. Все это далеко вне Христа и подлинной живой Веры. Прости нас, Всемилостивый, не ведаем, что творим, и во что веруем...».

Так называемые щепки Р. П. Ц. З. , И. П. Ц., И. П. Х. и непоминающие М. П. — это поголовно, хоть и разрозненные тихонопочитатели, но они скованные намертво, как цепями, февралистским грехом измены, мифами М. П. Р. П. Ц., ересями заблуждения дореволюционной П. Р. Ц., которых было не счесть. Чему до сих пор нет осознания, ибо строят "на песке собственных измышлений", а не на камне Евангельском и Канонов. Февралистская измена суть ступень к Октябрю, а "нейтральная" тихоновщина, без пяти минут, перевербованная Лубянкой сергиевщина. Хотя современные тихоновцы по-фарисейски гордятся принадлежностью к Р. П. Ц. З. или И. П. Ц., заслугами своих предшественников (будто бы это одно может их спасти и дает какие-то гарантии), но между тихоновщиной и сергианством пролегает крайне малое расстояние: как между нейтральностью и впадением во зло. Потому и у тех, и у других, одни и те же верования, толкования событий, мифы, общее духовное подвизание, представления о вере, безплодность и общие святые. Все они слепо веруют в благолепие и подвиг клятвопреступного патриарха Тихона, всецело предавшего Святую Русь, спеленатую и обезсиленную ложью, в преступные руки сатанистам-большевикам от лица (вдумайтесь только на миг) Святой Церкви Христовой. Вначале Соборне прокляв "изуверов", а затем признав их "законной властью от Бога".

Официально, на всю страну, за всех нас отвергнувшись благословенной Монархии и возвращения законной Царской власти, опозорив Мучеников долга за Дом Пресвятой Богородицы — Белые Русские Армии, полившие своей жертвенной кровью, необъятные просторы российского Отечества. Кровь всех отвергнутых и преданных на смерть нейтральной тихоновщиной, верных Заповедям и священному Отечеству вопиет к Небу. Что общего между ними, погибшими в муках с честью на полях брани, или в нищете изгнанничества, вне поруганного Отечества, и аполитичным, примирившимся со злом патр. Тихоном? Нету в сем правды Божией. Истина поругана. Патриарх Тихон по всему предтеча Сергия (Страгородского). А кроме того, благодаря дипломатическим играм иерархии, мы отвергнуты своими благочестивыми предками на Небесах, заклявшими нас Клятвой 1613 года на Вел. Моск. Освященном Соборе. Все щепки, осколки и разбитые остатки былой П. Р. Ц. вскоре окончательно распадутся на отдельные единички, будут стерты с лица земли, если не осознают всей пагубности такой веры и не исправят строя веры Христовой. Словом, почивать не время. Время созидать. Познавать. Единственное условие пребывания в соединении с Богом — покаяние во всем этом, соблюдение Евангельских Животворящих Заповедей. "Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, будете во Мне и Я в вас" (Ин. 15:10).

В Царствие Небесное восходит по ступеням совершенства евангельских блаженств. Что говорит нам о земной временной жизни Сам Спаситель, стремясь показать, как полезна и животворна добродеятель, творимая здесь, и как вреден порок: "Всякий, кто слышит эти Мои слова и исполняет их, уподобится мужу мудрому, строящему дом свой на камне" (Матф. 7:24). Многие увлекаются и преклоняются перед людьми, творящими чудеса, но не все обладающие великой силой пред Богом правды, сияющие чудесами, исцелениями, знамениями, бесоизгнатели, имеющие Видения и Откровения, знающие все тайны далеко не всегда бывают делателями добродетелей и это отнюдь не составляет и не производит жизни и не спасает. Должно нам знать, что несчастье происходит и наказания грозят всем, кто не соблюдает слов Его, хотя бы и был кто сподоблен всего такого. И многие и из недостойных или духовных младенцев получали вышеестественные, чудодейственные дары, как учат и говорят об этом Отцы Церковные. То есть главную сущность всего в Христианстве составляют не проповедь и чудеса, не слушание или чтение слова Божия, как бы это не было все хорошо само по себе и полезно, но нужно внутреннее расположение, повиновение Богу, выливающееся в дела, исполнение велений Евангельских. "Слова которые Я говорю вам, суть Дух и жизнь". И затем: "ибо говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царствие Небесное".

Под "словом правды" разумеется здесь вообще добродетель. Как видим и некоторые, лучшие книжники и фарисеи также творили свою малую правду. Сам Христос, прийдя в мир, в совершенстве исполнил эту древнюю правду Ветхого Закона. Многие ветхозаветные праведники просияли этой правдой, но как с приходом Христа благодать и сила умножились, то христиане и призываются к делам более совершенной правды, ибо настало время заповедей высших, для чего требуется подвиг: "Царствие Божие силою берется, творящие брань со своим падшим естеством, насилующие его, исполняющие Евангелие, употребляющие усилия — восхищают его" (Матф. 11:12). Нам должно распинать свой падший человеческий дух евангельскими Заповедями, ибо воля наша часто склоняется к воле бесовской, становится эгоистичной! Борьбой приобретается оружие с Неба. Таковому расположению подается помощь свыше. Только ли для обретения блаженства Небесного Царствия в будущей жизни необходимо стяжание добродетели? Нет, добродетель сильна и в здешней жизни, так как с ней живут безопасно и мирно, наслаждаясь внутренней тишиной, даже во время жесточайшей жизненной бури, нимало не колеблясь. Господь царствует над врагами своими, как Победитель, "Он утвердил Вселенную" (Пс. 92:1), то есть душу прежде опустошенную, невротизированную, одержимую страхом и малодушием греха. И потому имеющий в своем сердце мир Царя Христа стоит выше всех своих врагов: ругателей, гонителей, обидчиков и искусителей, напастей и смятений, никакие великие волны и злые ветры не страшат праведника, воздвигнутого на незыблемом камне Божества. Полученное им вовнутрь благодатное утешение и силы многие с лихвой перевешивают любую случающуюся неприятность, горесть или тягость земных страданий. И грянул тропический ливень, и разлились реки, поднялся вихрь, и подули северные пронизывающие насквозь ветры, и устремились на дом тот, построенный мудрым мужем на камне (Матф. 7.24) и он не падеся, быв основан на твердом камне Заповедей Евангельских.

Душа праведного ничем не побеждается, ибо с помощью заповедей преодолевает, как людские, так и демонские козни. Такой внутренней крепости и силы не имеет в себе ни носитель заурядной высшей власти, ни чемпион по рукопашному бою, ни "счастливчик", входящий в первую десятку богачей планеты в списке Forbes. А добродетельный достигает безопасности, мира и тишины. Помните: добродетельный не только храним Вышним, но и непреодолим, а порочный скоро падает и изнемогает, потому как жилище его души "возведено на песке". Порочный трудится, но плода внутреннего удовлетворения и спокойствия не имеет в себе, от своих трудов он на краткое время получает некую материальную, призрачную и жалкую пользу, но при этом терпит великий вред во всем остальном. По слову Ап. Павла: "Сеющий в плоть свою, от плоти своей пожнет истление" (Гал. 6:8). Все подобные сеятели уподобляются евангельским словом "строящим на песке" заблуждений, карьеры, роскоши, бизнеса, суеты, блуда или пьянства... Подлинно, чем больше претерпишь несчастий, провождая строгую подвижническую жизнь, тем становишься крепче. Чем крепче держишься Заповедей Христа, тем менее имеешь нужд, тем более дерзновенен пред Богом, и тем более внушаешь безпокойств и страха своим врагам. Таковы становятся тверже камня. За два тысячелетия свидетели тому — сонмы сонмы Мучеников Христовых, выходцев из множества народов земли. Ни ветхозаветного Иова не смогли поколебать никакие испытания, ни Апостолов, оказавшихся лицом к лицу перед всей враждебной Вселенной и против которых восстали не только диавол со своими полчищами, но и соплеменники, Синедрион, язычники, тираны и самые стихии земные искушения, разбойники и пр. И все это разбилось о них, как вода об утес, ничто не смогло сломить их мужества и твердости.

"Камнем" назвал Господь твердость Своего Учения. Добродеятель так сильна, — учит святитель Иоан Златоуст, — что и по смерти могущественнее живых. В какой трепет приводит Св. Иоанн Предтеча могущественного царя Ирода. Тот и по смерти не мог слышать о нем, в глаза обличавшего его в преступной связи с женой брата его Филиппа. И Апостолы Христовы являли собой, после облечения в Духа Божия, твердость камня, тогда как их враги являли слабость песка. Заключенный и безоружный святой Патриарх Гермоген своими речами и твердостью духа держал вооруженных поляков в страхе и нерешительности. Так безсилен порок! Так легко распадается "храмина, построенная на песке", так легко уступает и падает под напором напастей многострастный грешник, хотя бы и разъезжал он на Bugatti Veyron с вооруженной охраной за спиной. Любящий Мене заповеди Мои сотворит».


Рецензии