П. Блэкетт. Военные и политические последствия - 6

Патрик Мейнард Стюарт Блэкетт

Военные и политические последствия атомной энергии / Military and political consequences of atomic energy, 1948

Глава 2. Военно-воздушные силы в европейской войне (1939-1945)

Еще со времен первой мировой войны бушевали яростные споры о влиянии авиации на ведение боевых действий. В результате стратегические бомбардировки англо-американских военно-воздушных сил во время второй мировой войны стали предметом особенно детального изучения. В этой главе будут широко использованы замечательные анализы, проведенные Службой стратегических бомбардировок Соединенных Штатов. Подробная информация об этих отчетах и некоторые статистические результаты, полученные на их основе, приведены в приложении I.

В 1920-х и 1930-х годах споры велись главным образом о том, следует ли использовать воздушную мощь в первую очередь (а) для тактических действий, в поддержку операций сухопутных войск и в тесной связи с ними, или (б) для стратегических действий далеко на территории противника - против таких целей, как заводы, военные объекты и т.д., независимо от хода других военных операций. В этот период было широко распространено мнение, что повышенные аэродинамические характеристики бомбардировочной авиации в сочетании с улучшенными методами навигации, более точными бомбовыми прицелами и мощным защитным вооружением придадут бомбардировщику такое заметное превосходство над средствами обороны, что станет возможным уничтожение на большом расстоянии конкретных военных и промышленных объектов, расположенных далеко друг от друга во вражеской стране, в таких масштабах, чтобы это резко ослабило волю врага к сопротивлению. Энтузиасты даже утверждали, что великую нацию можно склонить к капитуляции только с помощью авиации.

Как будет подробно показано позже, действительные попытки победить врага путем преднамеренного разрушения его городов родились из этой стратегической концепции использования авиации, когда опыт реальных военных условий показал, что поразить конкретные небольшие цели невозможно. То, что стало называться "точечными" атаками, "акциями устрашения" или, чаще и менее корректно, просто "стратегическими бомбардировками", возникло как технически искаженная форма первоначальной концепции ударов на большие расстояния по конкретным военным и промышленным объектам. Теперь мы рассмотрим реальную политику крупных держав, как с точки зрения их подготовки к войне, так и с точки зрения их реальной практики во время войны.

Существует множество свидетельств того, что немецкие военно-воздушные силы были созданы в первую очередь для выполнения тактической роли и, в частности, для тесного сотрудничества с сухопутными войсками, хотя в ходе войны они фактически некоторое время использовались для наземных атак, не связанных с каким-либо наземным сражением. Реальная история войны ясно показывает, что решающие успехи, достигнутые немецкими военно-воздушными силами, были результатом их тактического применения, в то время как их использование для точечных атак было неудачным. Немецкие ВВС оказали неоценимую помощь немецким армиям в их триумфальном продвижении по большей части европейского континента, оказав поддержку в наземных боях пикирующими бомбардировщиками (главным образом Ju. 87 ) и атаками в тылу на военные объекты, транспорт и т.д., с самолетами большей дальности (главным образом He. 111 и Ju. 88). Таким образом, получилось, что, за исключением разрушения частей Варшавы, Роттердама и Белграда воздушными операциями непосредственно перед их войсками, немецкое наступление над Европой проходило без случайных атак на города. Итак, когда немецкие оккупационные войска захватили Польшу, Францию, Бельгию, Голландию, Норвегию и Грецию, они обнаружили относительно неповрежденные города и относительно неповрежденные промышленные системы.

То, что главная роль немецких ВВС во время битвы за Британию заключалась в нападении на конкретные военные и промышленные объекты, ясно видно из оперативных приказов Гитлера, изданных 1 августа 1940 года о вторжении в Англию. Стоит обратить внимание на то, что немцы не собирались разрушать без необходимости британские порты, которые Гитлер надеялся использовать, а также заявленное намерение прибегать к акциям устрашения только в качестве ответных мер. Массированные удары по британским городам, начавшиеся в начале сентября, были объявлены как ответные меры за британские воздушные атаки на немецкие города. Полная история этих событий, по которой можно было бы окончательно судить о правомерности этого утверждения, недоступна, но позже будет показано, что имеющиеся доказательства в целом подтверждают его. Массированные наземные атаки на английские города и особенно на Лондон были гораздо более разрушительными, чем последующие британские атаки на немецкие города, но не принесли Германии решающих успехов, и они были остановлены в мае 1941 года из-за подготовки к вторжению в Россию.


Рецензии