Храм Христа Спасителя или всё же бассейн?

1. Должно ли прошлое мешать настоящему?

Увы, прошлого нет. Река времени постоянно меняет реальность. Меняется и город, в котором живут люди. И есть только настоящее.

После падения коммунистического режима в нашей стране, нашлись люди, захотевшие восстановить, прежде разрушенный храм Христа Спасителя. Храм Христа Спасителя или Храм Рождества Христова раньше был кафедральным собором Русской православной церкви и располагался в центре Москвы на улице Волхонке.

Но в 1931 году в процессе реконструкции Москвы здание храма было разрушено и на его месте был построен бассейн «Москва».

В городах, однако, здания со временем разрушаются и по естественным причинам. И на их месте возводят новые.

Советский поэт Владимир Солоухин в своём публицистическом очерке «Письма из Русского музея» огорчался по-поводу разрушения многочисленных церквей, которые, как он считал, прежде украшали старую Москву.

Солоухин напоминает, что в старину наша столица имела свой неповторимый облик. И этот облик ей придавали именно сотни московских церквей. Поэт считал. что именно эти культовые сооружения вызывали у современников патриотические чувства.

Для подтверждения своей мысли В. Солоухин приводит слова поэта Лермонтова, который, как Солоухин думает, сказал их именно по этому поводу: «Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын, как русский – сильно, пламенно и нежно!»

Владимир Солоухин уверял читателей, что прежде «Москва была самым оригинальным, уникальным городом на Земле».
«В Москве, - напоминает Солоухин, было около четырехсот пятидесяти церквей и часовен, и когда начинают звонить все колокола, то воздух дрожит от множества звуков в этом городе с миллионным населением».

А потому, отмечает Солоухин «Архитектура Москвы, московский, исторически сложившийся ансамбль создавал определенную атмосферу, настроение, определенным образом воздействовал на сознание, на характер людей, на их житейское и творческое поведение».

И далее Солоухин упоминает указание В.И. Ленина «при реконструкции Москвы не трогать архитектурных памятников».

Однако в 1967 году, когда Солоухин писал очерк, в Москве на месте известных прежде церквей либо зияла пустота, либо находилось нечто, что невозможно называть архитектурным памятником.

Так перед самым Кремлём у входа в ГУМ со стороны Никольской улицы (улица 25 Октября), Солоухин заметил, никчемную пустую площадку, на которой в то время располагались продавцы мороженого. Хотя там, напоминает Солоухин стоял когда-то Казанский собор, построенный в 1630 году.

Ну, а в том месте, где стояла церковь Рождества в Столешниках XVII века, во времена Солоухина была лишь стоянка автомобилей.
На Арбатской площади со стороны метро, где теперь совершенно пустое место, поднималась, по мнению защитника старины, красивая церковь XVI века.

А напротив Военторга, напоминает читателям Солоухин,  Воздвиженку (проспект Калинина) украшала церковь в стиле южнорусской деревянной архитектуры, построенная в 1709-1728 годах, в которой, как выяснил поэт, венчался великий русский сатирик Салтыков-Щедрин.
Ну, и дальше, церковь 1699 года, в которой крестили Лермонтова у Красных ворот, напоминает Солоухин, была сломана. И теперь в том месте разбили совершенно неисторический сквер.

На месте другой церкви XVI века – угол Кузнецкого моста и улицы Дзержинского находилась стоянка автомобилей.

Кроме того, в том месте, где когда-то был Симонов монастырь, было фамильное захоронение Аксаковых и могила поэта Веневитинова. Но, сокрушается поэт, священная память, перед замечательными русскими людьми, и даже перед Аксаковым, конечно, не остановила взрывателей.

После многочисленных перечислений архитектурных потерь, на месте уникального, пусть немного архаичного, пусть глубоко русского, но тем-то и уникального города Москвы, - сожалеет поэт, - построен город среднеевропейского типа, не выделяющийся ничем особенным.

2. В защиту ныне живущих

Стоит ли сожалеть о старой Москве 17-ого века?
Её давно нет. Есть современная Москва, в которой живут миллионы москвичей, а кроме того в столицу ежедневно приезжают миллионы гостей.

А москвичам, и гостям необходимо, чтобы в городе было комфортно жить. А современникам Солоухина и живущим после них людям нужны и торговые точки по продаже мороженого, и автомобильные стоянки, и тем более скверы и зоны для отдыха.

Стоит ли сожалеть о церкви Пресвятой Богородицы? Ведь все религиозные доктрины противоречат данным науки.
А современная молодёжь должна получать надёжные и адекватные знания.

И возникает вопрос, для чего в городе на каждом шагу стоят учреждения, в которых ведётся пропаганда неискаженной картины мира?

Ну, понятно, есть люди верующие, которые не воспринимают никаких научных аргументов, потому что им комфортно жить в упрощенном мире, где кроме разных субъектов, действуют вымышленные ими Бог и Дьявол. И для этой категории граждан можно оставить достаточное для них число храмов. И, я полагаю, что в сегодняшней Москве их переизбыток.

Кроме того, из далёкого прошлого в Москве в основном сохранились лишь культовые учреждения и ни церковь, а государство выделяет значительные средства на поддержание храмов в надлежащем состоянии.
Впрочем, Солоухин причисляет к ним и Московский Кремль. Однако Кремль был построен по проекту, рождённого в итальянском городе Болонье, архитектора Аристотеля Фиорава;нти, как символ не церковной. а светской власти.

3. О современном городе

У каждого может быть своё мнение по-поводу того, каким должен быть его город.
И можно понять, что поэт Солоухин хотел бы жить в эдаком городе Князя Гвидона:
«Мать и сын идут ко граду.
Лишь ступили за ограду,
Оглушительный трезвон
Поднялся со всех сторон:
К ним народ навстречу валит,
Хор церковный бога хвалит».

И поэту Солоухину было приятно читать о том, что прежде Москва представлялась иностранцам сказочным городом. И поэт сожалеет, что современная ему столица напоминала малопримечательный среднеевропейский город.
 
Однако, не нужно забывать, что в городе людям нужно работать, а их детям учиться. А колокольный трезвон будет отвлекать жителей от дел.

Кроме того, в современном городе должны быть не только храмы, но и многочисленные необходимые людям учреждения. Ибо живём мы не в сказке, а в реальной жизни.

В настоящее время в наших перенаселённых городах на месте пяти и девятиэтажек возводятся уже 12, 15, 18 и 24 этажные высотки.

Сколько они простоят? Возможно 75 или 100 или 150 лет, а потом и эти, лишенные архитектурного своеобразия сооружения, нашим потомкам придётся сносить.

А пока в таких высотных микрорайонах рядом с высотками втискивают школы, детские сады и другие социальные объекты. Кроме того, в современном городе каждой семье для передвижения требуется хотя бы один автомобиль, а может быть, и гараж для него.

К тому же детям необходимо пространство для игр и досуга.
А с учетом того, что правительство наконец-то с целью увеличения продолжительности жизни решило пропагандировать среди населения занятия спортом, необходимы условия для таких занятий.

Вблизи от мест проживания нужны волейбольные и баскетбольные площадки, стадионы, тропы здоровья, трассы для бега и для езды на велосипедах и желательно, чтобы всё это находилось в зелёных зонах.

А сегодня практически все наши исторически сложившиеся города не приспособлены для активного образа жизни вблизи от мест проживания.
Многие дети сегодня посещают всевозможные спортивные секции, но для этого родителям приходится их возить туда в автомобилях.
 
4. Погребения

Увы, города сегодня разрастаются, и нередко места погребения оказываются среди городской застройки. Зачастую это какие-нибудь очень старые захоронения и бывает, что там, как упоминает Владимир Солоухин, когда-то были похоронены известные люди.

Вообще-то, что такое захоронение? Это уже не человек, а то, что было человеком, его прах. И сегодня нет возможности сохранять прахи всех миллиардов, когда-либо живших на планете.

Сегодня историки и археологи затрудняются даже ответить на вопрос, где находится погребение прежде очень известных людей - философа Сократа, Перикла, завоевателя Азии Александра Македонского, Дария третьего, Гая Юлия Цезаря, Клеопатры седьмой.
Да и так ли нам это важно. Ведь о делах этих людей нам известно по письменным источникам.

Тем более, какая нам разница, где находятся прахи людей, о которых нам ничего не известно.

Тоже относится и к современным захоронениям. Как долго родственники будут посещать могилы усопших? - Двадцать лет или пятьдесят? А что потом? Могилы никому не известных людей занимают жизненное пространство.
За многими погребениями известных людей всё же, кто-то ухаживает.
Но, вообще-то, насколько необходимы и они?

О том, что написали писатели мы с вами можем прочитать в книгах или в сети, музыка композиторов тоже доступна онлайн.
И что к тому, что сделал человек при жизни. могут добавить несколько квадратных метров упокоения его праха?

Вполне логично поступают индусы, сжигающие прахи покойников. Увы, вещества, когда-то бывшие человеком, рано или поздно вернутся в окружающий мир.
А вспоминать о личностях мы можем, читая их книги, слушая исполнение музыки или стихов и рассказов, а также читая о делах этих людей при жизни.

5. Храмы вместо бассейнов?

В моём городе Новочеркасске всего один бассейн и, в настоящее время, не менее восьми церквей, да ещё всегда закрытые часовни.
Для чего они?
Понятно, чтобы верующие молились Всемогущему.

Вопрос, кто они - эти верующие люди?
Это те, кому неинтересно жить на этом свете и они мечтают переиграть свою жизнь заново, но уже в беззаботном Раю?

Либо это те, кто боятся после смерти попасть в Ад, и там терпеть вечные адские муки?
А может это те, кто пытается вымолить что-то у Всемогущего, а тот снизойдёт к их молитвам и что-то совершит вопреки неумолимым законам природы?

Это загадка, которую могли бы помочь разгадать психологи.
А пока эти люди отправляют свои неадекватные потребности, культовые учреждения занимают городское пространство и в городе нет мест для занятия спортом.

В настоящее время наша страна по продолжительности жизни находится на позорном 143 месте в мире. Средняя продолжительность жизни у нас только 73,46 года, в то время как, во всех европейских странах она уже больше 80.
И простаивание в молитвах никак не влияет на этот показатель.
Продолжительность жизни зависит от активного образа жизни, но никак от простаивания в молитвах.

6. Здесь птицы не поют, деревья не растут...

В современном городе люди себя изолируют от природы. Чаще всего жилые зоны располагаются вдали от водоёмов, парков и рощ.

Увы, человек, вышедший из природы, сегодня изолирует себя в техногенных мегаполисах.
Да и отпуск многие проводят не на природе, а где-нибудь в отелях, купаясь в искусственных бассейнах, избегая лесов, рощ и степей.


Рецензии
Владимир, на ваш вопрос-храм или бассейн,отвечаю:однозначно,бассейн. Я полностью разделяю ваши мысли о современном городе.Для комфортной жизни людям нужны спортивные клубы,волейбольные площадки,бассейны, театры,концертные залы,но никак не церкви в огромном количестве. Я за парки и парковки для машин- это всё нужно людям.Я живу около лесопарка Сокольники и хорошо понимаю о чём вы пишете. С удовольствием прочла ваш рассказ о старой Москве. Думаю,Лермонтов любил Москву не за количество церквей.Я очень люблю Москву, мне никогда не бывает в ней скучно. Просто гулять по Москве-огромное наслаждение. Спасибо вам за интересный очерк,я как-будто окунулась в юность,когда почти каждый день после занятий в институте шла с друзьями от метро Октябрьская до Щербаковской.

Людмила Хоцияр   21.07.2024 20:03     Заявить о нарушении
Спасибо!
Мн это, кажется, странным. Я недолго жил возле Одинцово.
Там дома больше 20 этажей. Трудно представить, как живут люди настолько оторванные от земли.
Мне повезло жить в небольшом городе Новочеркасске.
Наше богатство - городская роща, заложенная ещё при атамане Краснокутском.
Благодаря роще, мы можем наблюдать чередование цветения деревьев и кустарников, прилёт и отлёт птиц.
Кроме того, это место для прогулок и для занятий спортом людей разных возрастов.
Чаще всего в городах люди этого видеть не могут, живут в техногенной среде.

Владимир Иноземцев   21.07.2024 21:42   Заявить о нарушении