Сборник Мои Стихо - Творения Глава 6 Ленинград
СБОРНИК - МОИ СТИХО - ТВОРЕНИЯ
ГЛАВА 5 - 1961 ГОД
ЧАСТЬ 2 - ЛЕННГРАД
КОГДА СЛЫШУ СЛОВА - ГРАД ЛЕНИНГРАД -
СРАЗУ ОТ РЕАЛЬНОСТИ ОТКЛЮЧАЮСЬ
В СВОЁ ПРОШЛОЕ ПОГРУЖАЮСЬ
И В ГРАД ЛЕНИНГРАД ВОЗВРАЩАЮСЬ
МНОГО РАЗ - СОТНИ РАЗ ПОДРЯД
Я НЕ МОГУ В ПЕТЕРБУРГ ПОЕХАТЬ,
ЧТОБ ВСТРЕТИТЬСЯ С ПРОШЛЫМ СВОИМ
НО ЭТА ПРИЧИНА - МНЕ НЕ ПОМЕХА -
ПРЕОДОЛЕТЬ ВИРТУАЛЬНО ЭТОТ ЭКСТРИМ.
ПРИМЕР ДЛЯ МЕНЯ - ГАЛИЧ И МАНДЕЛЬШТАМ
ОНИ В ПЕТЕРБУРГ ВОЗВРАЩАЛИСЬ
И СТИХИ ОБ ЭТОМ - ПИСАЛИСЬ
ПОСВЯЩЁННЫЕ ЭТИМ МЕСТАМ...
АЛЕКСАНДР ГАЛИЧ
КОГДА Я ВЕРНУСЬ
Когда я вернусь...
Ты не смейся, когда я вернусь,
Когда пробегу, не касаясь земли по февральскому снегу,
По еле заметному следу - к теплу и ночлегу -
И вздогнув от счастья, на птичий твой зов оглянусь -
Когда я вернусь.
О, когда я вернусь!..
Послушай, послушай, не смейся,
Когда я вернусь
И прямо с вокзала, разделавшись круто с таможней,
И прямо с вокзала - в кромешный, ничтожный, раешный -
Ворвусь в этот город, которым казнюсь и клянусь,
Когда я вернусь.
О, когда я вернусь!..
Когда я вернусь,
Я пойду в тот единственный дом,
Где с куполом синим не властно соперничать небо,
И ладана запах, как запах приютского хлеба,
Ударит в меня и заплещется в сердце моем -
Когда я вернусь.
О, когда я вернусь!
Когда я вернусь,
Засвистят в феврале соловьи -
Тот старый мотив - тот давнишний, забытый, запетый.
И я упаду,
Побежденный своею победой,
И ткнусь головою, как в пристань, в колени твои!
Когда я вернусь.
А когда я вернусь?!..
«Ленинград» Мандельштама - одно из самых мощных и пророческих стихотворений поэта
21 октября 2020
Литературный журнал "Ритмы вселенной" - с нами интересно!
В 1930 году русский поэт Осип Мандельштам возвращается с Кавказа в свой родной Петербург. Пока ещё не в ссылке, но под пристальным вниманием властей. Пока он ещё не написал знаменитое и опальное стихотворение «Мы живём под собою, не чуя страны…»
Стихотворение «Ленинград» чётко передаёт атмосферу 30 года XX века, которая была на душе не только у поэта, но и у многих жителей города. Ленинград впереди ждало ещё много испытаний. Впереди Великая Отечественная Война, до которой автор не дожил. Ночью 1937 года с 1 на 2 мая поэта арестовали сотрудники НКВД. В 1938 году (27 декабря), по официальным данным, он скончался в лагере от тифа. Особенна и интересна последняя строчка стихотворения поэта. Прочитайте и убедитесь сами в её пророческой силе.
Ленинград
Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез.
Ты вернулся сюда, — так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей.
Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.
Петербург, я еще не хочу умирать:
У тебя телефонов моих номера.
Петербург, у меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.
Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок.
И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.
ВОЗВРАЩАЮСЬ В ШЕСТИДЕСЯТЫЕ
НЕ РАСПЯТЫЕ, МОИ МОЛОДЫЕ ГОДА
ПРОЩЁННЫЕ БОГОМ, СУДЬБОЮ ОБЪЯТЫЕ
И СОХРАНЁННЫЕ В ПАМЯТИ НАВСЕГДА
ДОЛГО ЛЕНИНГРАД БЫЛ ГОРОД - НЕ МОЙ,
ПОКА НЕ ПОЗНАКОМИЛА С НИМ СУДЬБА
Я СРАЗУ ВЛЮБИЛАСЬ УВИДЕВ ВПЕРВОЙ -
ЕГО ДВОРЦЫ, КАНАЛЫ, СВЯТЫЕ МЕСТА.
ХРАМЫ, АЛЛЕИ, ПРОСПЕКТЫ, ДОМА,
УЛИЦЫ, НАБЕРЕЖНЫЕ, ГРАД СОХРАНИЛ
БОТАНИЧЕСКИЙ САД ГОСУДАРЯ ПЕТРА
И ПИСКАРЁВСКОЕ КЛАДБИЩЕ БРАТСКИХ МОГИЛ...
КАК НИ СТРАННО, Я ЛЮБИЛА БРОДИТЬ
ПО СТАРЫМ КЛАДБИЩАМ, МОНАСТЫРЯМ...
О ТОМ, ЧТО ЗАПОМНИЛОСЬ, ТОМУ И БЫТЬ -
РАССКАЖУ ОБО ВСЁМ ЭТОМ - ВАМ...
=======================================
За прошедшие пол - века с тех пор, как мы с Виктором побывали в Александро - Невской лавре, изменилось многое.
Вместо нагромождений старых памятников открыт благоустроенный музей, куда вошли старые кладбища, находившиеся около лавры.
Не у всех есть возможность побывать в Санкт-Петербурге, и посетить эти святые места.
Но мне так хочется Вас познакомить с ними, что, пользуясь случаем и предоставленными мне возможностями, я просто воспользуюсь информацией, приведённой в проспектах музеев, и покажу Вам - кАкими сегодня являются кладбища, находящиеся при Александро - Невской лавре. Заодно познакомлю Вас
и с их историей, которую эти места охраняют…
БЛАГОВЕЩАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
С возведения в начале 18 века Благовещенской церкви, ставшей первым петербургским каменным храмом, началось строительство ансамбля Александро-Невской лавры.
В первые годы постройкой церкви руководил известный архитектор Д. Трезини, который разработал проект храма. Затем Трезини занялся другими архитектурными проектами, а руководить постройкой Благовещенской церкви поручили его коллеге
Х. Конрату, которого на последнем этапе строительства сменил Т. Швертфегер. Художники И. Г. Адольский, И. Н. Никитин и Д. Н. Соловьев создали для нового храма иконы и картины на библейские сюжеты. Его стены были украшены лепниной и алебастровым орнаментом снаружи и окрашены под синий мрамор внутри. А подвальное помещение церкви решено было использовать как усыпальницу для членов императорской семьи и особо отличившихся государственных деятелей.
После освящения церкви в нее были перевезены мощи Александра Невского. Вскоре после этого в царской усыпальнице похоронили царицу Прасковью Федоровну - жену Иоанна V, старшего брата Петра I, коронованного вместе с ним во времена регентства царевны Софьи. Кроме того, по приказу Петра в усыпальницу были перенесены останки его сестры, царевны Натальи Алексеевны.
В последующие годы в Благовещенской усыпальнице продолжали хоронить членов императорской фамилии. Среди них были не только дети, братья и сестры правящих особ, но и тайный супруг Екатерины II генерал-фельдмаршал А. Г. Разумовский.
А из придворных, не являвшихся царскими родственниками, погребения в усыпальнице удостоились граф А. П. Апраксин, граф П. И. Ягужинский и несколько известных в 18 веке людей из рода Голицыных, Трубецких и Измайловых.
Кроме того, в ней нашли последнее пристанище жертвы дворцовых переворотов: мать и регент Иоанна VI правительница Анна Леопольдовна и император Петр III, который при Павле I был перезахоронен в соборе Петропавловской крепости.
Громким событием стали и похороны в Благовещенской усыпальнице генералиссимуса А. В. Суворова.
В Великую Отечественную войну, когда на территории лавры размещался военный госпиталь, было проведено художественное оформление могилы А. В. Суворова. По эскизам художников Н. М. Суетина и А. В. Васильева в ноябре 1942 г. исполнили два живописных панно, знамена и транспаранты. Сюда, к могиле великого русского полководца, приходили воины, отправлявшиеся на защиту родного города.
Полностью Благовещенская усыпальница не перестраивалась, однако ее внутренние помещения сильно изменились за счет различных архитектурных украшений. Так, в начале 19 века архитектор Л. Руска и скульптор Ж. Тибо возвели в ней три мраморные колонны, увенчанные бронзовыми фигурами ангелов. А когда в усыпальнице не оставалось свободного места для надгробий, к ней пристраивали дополнительные ризницы, предназначенные для новых захоронений. Правда, этих пристроек хватало ненадолго, и некоторые могилы были устроены снаружи, под стенами усыпальницы, а также в здании Духовской церкви, возведенной рядом с нею архитектором В. П. Петровым.
В советскую эпоху в Благовещенской усыпальнице было решено организовать Музей-некрополь надгробной скульптуры, но работы по его созданию затянулись почти на двадцать лет.
Отдельные помещения усыпальницы передавались в пользование различным государственным предприятиям и клубам. Так, верхнюю церковь усыпальницы заняло отделение геодезических съемок института Гипрогор, а Духовской церкви пришлось в течение нескольких лет сменить четырех владельцев: сначала в ней устроили котельную и угольный склад организации Ленгорплодоовощ, потом она перешла к аэроклубу Осовиахима, затем - к спортивному клубу "Спартак" и наконец, незадолго до начала Великой Отечественной войны, к Кировскому заводу.
От большинства находящихся в ней надгробных плит и украшавших их скульптурных памятников, к тому времени уже ничего не осталось.
Как ни странно, реставрация Благовещенской усыпальницы началась во время войны, когда на территории Александро-Невской лавры размещался военный госпиталь.
Художники Н. М. Суетина и А. В. Васильева привели в порядок могилу Суворова, оформив ее живописными панно и флагами.
После окончания войны учреждения, занимавшие здание усыпальницы, постепенно перевели в другие места, а помещения усыпальницы отремонтировали.
Музей надгробной скульптуры был, наконец, открыт для посетителей. К находящимся в Благовещенской усыпальнице надгробиям добавились перенесенные в нее могильные памятники из Федоровской и Исидоровской церквей, а также из Лазаревской усыпальницы.
В Благовещенской усыпальнице похоронены: правительница Анна Леопольдовна, дочь А. Д. Меншикова и жена Г. Бирона А. А. Бирон, герой Отечественной войны 1812 года М. А. Милорадович, сестра Петра I царевна Наталья Алексеевна, сын Петра I, царевич Петр Петрович, жена князя Г. Г. Орлова княгиня Е. Н. Орлова, жена Иоанна V царица Прасковья Федоровна, генерал-фельдмаршал А. Г. Разумовский, генералиссимус А. В. Суворов.
Легенды и мифы
Рассказывали, что когда в Александро-Невскую лавру повезли гроб с телом А. В. Суворова, его катафалк, накрытый высоким балдахином, неожиданно остановился перед лаврскими воротами: петербуржцы, провожавшие великого полководца в последний путь, испугались, что ворота окажутся слишком узкими и катафалк в них застрянет. И в этот момент один из ветеранов, участвовавший в военных походах Суворова, с уверенностью заявил: "Не бойтесь, пройдет! Он везде проходил!" В ворота катафалк действительно проехал благополучно.
ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ЛАЗАРЯ
В 1717 году рядом с Благовещенской церковью на территории кладбища Александро-Невской Лавры была построена каменная церковь Святого Лазаря, давшая название всему некрополю. Церковь изначально задумывалась как усыпальница, и в 1717 году в ней была похоронена сестра Петра I царевна Наталья Алексеевна, тело которой оставалось непогребенным в течение почти года, пока Петр I совершал заграничное путешествие.
Два года спустя рядом с царевной Наталией Алексеевной был похоронен царевич Петр Петрович, смерть которого подкосила царя, оставшегося без сына-наследника. Правда, сейчас родственники Петра I покоятся не в Лазаревской усыпальнице: в 1723 году их останки были перенесены в только что построенную на правом берегу Черной речки каменную Благовещенскую церковь. В Лазаревской усыпальнице были похоронены и некоторые выдающиеся деятели петровского времени. В 1719 году к церкви был пристроен даже особый притвор, в котором похоронили графа Бориса Петровича Шереметева, сподвижника Петра Великого и выдающегося полководца Северной войны.
В конце 18 века церковь была значительно расширена, а в 1835-1836 годах по проекту Л. Я. Тиблена она была практически полностью перестроена. При этом в ее основе сохранилась первая каменная постройка Александро-Невского монастыря.
Шереметевы считали Лазаревскую церковь своей родовой усыпальницей, поэтому многие представители этого знатного рода покоятся здесь. Так здесь был погребен известный своей благотворительностью граф Н. П. Шереметев. Рядом с ним покоится его супруга Прасковья Ивановна Жемчугова, бывшая крепостная актриса. Она умерла шестью годами раньше своего супруга, который устроил ей пышные похороны, на которые, правда, почти никто не пришел - высшее общество так и не приняло простолюдинку. Похороны же самого Николая Петровича, напротив, были очень скромными. Согласно его последней воле, деньги, которые должны были пойти на богатое погребение, приличное его званию и положению, были розданы нищим. Как писали газеты тех дней, на его похоронах собралась толпа бедняков в несколько тысяч человек.
В Лазаревской усыпальнице был также похоронен адмирал В. И. Ганнибал (двоюродный дед Пушкина), княгиня А. П. Гагарина, урожденная Лопухина (возлюбленная императора Павла I), адмирал и литератор А. С. Шишков, археолог Л. А. Перовский.
В 1937 году в Лазаревской усыпальнице появился целый ряд новых памятников, перенесенных сюда из оскверненной Духовской церкви. Земле бели преданы останки грузинского энциклопедиста Иоанна Багратиони, жены М. И. Кутузова Екатерины Ильиничны, канцлера В. П. Кочубея, героя Отечественной войны Ф. П. Уварова и других. В дальнейшем в Лазаревскую усыпальницу были перенесены исторические захоронения из Федоровской лаврской церкви, Смоленской армянской и католического костела в Царском Селе. Таким образом, к концу 20 века количество памятников Лазаревской усыпальницы достигло восьмидесяти двух, из которых тридцать три были перенесены из других мест.
Музейная экспозиция открылась в Лазаревской усыпальнице в 1947 году, после того как в ней были проведены полномасштабные ремонтно-восстановительные ремонты. Но, к сожалению, исторический интерьер церкви-усыпальницы, который окончательно сформировался к началу 20 века, был утерян безвозвратно.
На сегодняшний день в Лазаревской усыпальнице - более 80 памятников. Среди них - надгробные плиты, пристенные памятники и саркофаги. Семейное место графов Шереметевых располагается в западной части зала.
Найти Лазаревскую усыпальницу очень легко - это длинное одноэтажное здание с невысоким куполом на берегу реки Монастырки.
ЛАЗАРЕВСКОЕ КЛАДБИЩЕ
Два старейших некрополя Петербурга, где погребены самые выдающиеся полководцы, писатели, художники, ученые и артисты России, располагаются при Александро-Невской лавре – это Лазаревское кладбище (Некрополь 18 века) и Тихвинское кладбище (Некрополь Мастеров Искусств).
Лазаревское кладбище было основано еще при Петре Великом, первые захоронения происходили в храме Благовещения. В этом небольшой деревянной церкви были похоронены многие сподвижники первого российского императора, в том числе В. М. Долгоруков и Б. П. Шереметев.
В 1717 году была возведена и торжественно освящена каменная церковь Воскрешения Лазаря, благодаря которой кладбище и получило свое нынешнее название.
Эта церковь стала усыпальницей сестры Петра I царевны Натальи Алексеевны, в дальнейшем ее расширили и перестроили по чертежам известного архитектора Л. Я. Тиблена.
В настоящее время (с 1947 года) в Лазаревской усыпальнице располагается интересная музейная экспозиция, где находятся более 80 памятников, среди которых надгробные плиты, саркофаги и пристенные памятники.
Здесь же, в западной части зала, располагается семейное место графов Шереметевых.
Погребение на Лазаревском кладбище изначально было доступно лишь весьма богатым людям, да и то не всем – здесь хоронили лишь заслуженных деятелей Российской Империи. Каждое надгробие этого кладбища является величайшей исторической ценностью, так как все они созданы лучшими мастерами той эпохи.
Ныне Лазаревский некрополь является заповедником, куда перенесены все исторические захоронения с тех кладбищ Санкт-Петербурга, которые ликвидировали или предполагали ликвидировать.
Здесь можно найти надгробия, выполненные такими талантливыми мастерами, как
В. И. Демут-Малиновский, А. П. Воронихин, И. П. Мартос и другие.
К началу 19 века на Лазаревском кладбище стало не хватать места, и в 1823 году неподалеку от него было основано Ново-Лазаревское. В 1869 году в его северной части на деньги купцов Полежаевых, желавших возвести собственную усыпальницу, была заложена церковь Тихвинской Божьей Матери, по имени которой и стало в дальнейшем называться кладбище.
Сегодня на Лазаревском кладбище - более 1000 надгробных памятников работы И. П. Витали, И. П. Мартоса, В. И. Демут-Малиновского, Ф. П. Толстого, А. П. Воронихина, А. Трискорни и других выдающихся скульпторов 18-20 веков. Несмотря на то, что кладбище является Некрополем 18 века, здесь можно увидеть могилы как современников Петра I, так и выдающихся деятелей науки и искусства 19 столетия.
На Лазаревском кладбище были погребены М. В. Ломоносов, Д. И. Фонвизин, А. Н. Воронихин, Ф. И. Шубин, М. И. Козловский, С. Ю. Витте, К. И. Росси, Тома де Томон, Дж. Кваренги, А. Д. Захаров, И. П. Мартос, вдова А. С. Пушкина Ланская (урожденная Гончарова) и другие.
Кроме того, здесь были захоронены представители самых богатых и известных дворянских фамилий - князей Белосельских-Белозерских, графов Разумовских и других.
Аллеи и тропинки Лазаревского кладбища названы по находящимся на них памятникам: Ломоносовская, Россиевская, Бетанкуровская, Захаровская, Фонвизинская дорожки и т. д.
Лазаревское кладбище - это собрание великолепных мемориальных сооружений старого Петербурга. Некрополь 18 века уникален, так как это чуть ли не единственное место в Петербурге, где исторический ландшафт в такой мере сохранился до наших дней. Неизменными остались основные черты оригинальной планировки, местоположение отдельных памятников 18-19 веков. В собрании музея доминируют надгробия, созданные в 18 и первой половине 19 века, хотя сохранились и более поздние мемориальные памятники.
1939 г. - Лазаревское кладбище переименовано в Некрополь 18 века.
Легенды и мифы
Среди многообразия надгробных памятников на Лазаревском кладбище особое внимание привлекает внимание надгробие, выполненное в виде юноши в форме офицера Семеновского полка, спящего на крышке саркофага.
Автор этого памятника - скульптор А. И. Штрейхенберг. Точные обстоятельства кончины военного, которого он изобразил таким необычным образом, неизвестны.
В Петербурге рассказывали, что однажды офицер Семеновского полка И. Рейсинг, находясь в дворцовом карауле, заснул на посту.
В это время мимо проходил император Николай I. Увидев спящего гвардейца, он подошел и разбудил его. Проснувшись и увидев над собой склонившегося императора, офицер так испугался, что умер от разрыва сердца.
Этот памятник был перенесен сюда с лютеранского Волковского кладбища.
ТИХВИНСКОЕ КЛАДБИЩЕ
К началу 19 века Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры было переполнено, и решено было выделить новый участок для захоронений. Кладбище, первоначально названное Ново-Лазаревским, было основано в 1823 году.
В 1869-1871 годах в северной части Ново-Лазаревского кладбища была возведена церковь-усыпальница, освященная во имя чудотворной иконы Тихвинской Божьей Матери.
Деньги на строительство храма в византийско-русском стиле были пожертвованы купцами Полежаевыми, для членов семьи которых в усыпальнице было выделено 20 мест с 13 могилами.
Вскоре кладбище стало называться по имени новой церкви - Тихвинским.
К 1881 году Тихвинское кладбище приобрело современные размеры и очертания. Оно было почти в два раза больше Лазаревского, и с 1830-х годов захоронения велись преимущественно на его территории. К сожалению, многие могилы этого периода были утрачены.
В 1826 году на Ново-Лазаревском кладбище был похоронен писатель и историк Н. М. Карамзин, автор монументального труда "История государства Российского". В 1857 году недалеко от его могилы был установлен надгробный памятник В. А. Жуковскому, созданный по проекту П. К. Клодта. В феврале 1833 года на кладбище состоялись похороны Н. И. Гнедича, знаменитого переводчика "Иллиады". На похоронах присутствовали выдающиеся литераторы того времени А. С. Пушкин, И. А. Крылов, П. А. Вяземский, П. А. Плетнев, Ф. П. Толстой, А. Н. Оленин. Все они, кроме Пушкина, после своей смерти были похоронены на кладбищах Александро-Невской лавры, в том числе и на Ново-Лазаревском.
1 февраля 1881 года на Тихвинском кладбище был похоронен Ф. М. Достоевский.
По воспоминаниям его вдовы, Александро-Невская лавра предложила для погребения писателя, столько сделавшего для распространения и укрепления православия в сердцах людей, любое место на территории лавры.
В лавре, рядом с Карамзиным похоронен В. А. Жуковский, умерший 12 апреля 1852 года в Баден-Бадене. Его тело перевезли в Петербург, где похоронили на кладбище Александро-Невской лавры.
В конце концов, место для захоронения Достоевского было выбрано рядом с могилами Карамзина и Жуковского. Надгробный памятник, выполненный по проекту архитектора X. К. Васильева и скульптора Н. А. Лаверецкого, был установлен на могиле великого русского писателя спустя два года, в 1883 году.
В 1880-е годы в северной части Тихвинского кладбища были похоронены композиторы М. П. Мусоргский и А. П. Бородинский. Рядом с ними был установлен надгробный памятник П. И. Чайковскому, умершему в 1893 году.
К началу 20 века на Тихвинском кладбище было более тысячи трехсот надгробий. Всевозможные кресты, скульптуры, обелиски, небольшие часовни и семейные склепы, представлявшие развитие монументального искусства на протяжении 19 века, стояли в большой тесноте.
Вскоре после революции 1917 года Тихвинское кладбище закрыли, но захоронения продолжались вплоть до начала 1930-х годов, когда было принято решение о создании музея-некрополя мастеров искусств.
В 1935-1937 годах были проведены масштабные работы по благоустройству и реконструкции кладбища, приобретшего статус мемориального парка.
С 30-х годов 19 века все захоронения, в основном, велись именно на Тихвинском кладбище, которое было в два раза больше старого, Лазаревского.
Здесь были захоронены такие известные личности, как историк Н. М. Карамзин, поэты В. А. Жуковский, Н. И. Гнедич, И. А. Крылов и П. А. Вяземский, писательФ. М. Достоевский, композиторы М. П. Мусоргский, А. П. Бородинский, П. И. Чайковский.
Захоронения на Тихвинском кладбище продолжались до 30-х годов 20 века, после чего он был закрыт на реконструкцию и приобрел статус мемориального парка.
Великая Отечественная война нанесла значительный ущерб многим памятникам некрополя, но в послевоенные годы были проведены тщательные реставрационные работы, вернувшие музею его первоначальный облик.
В дальнейшем захоронения на Тихвинском кладбище проводились крайне редко, после войны здесь были погребены лишь некоторые наиболее значительные деятели искусств, такие как художник М. И. Авилов, артисты, В. А. Мичурина-Самойлова, Ю. М. Юрьев и некоторые другие.
Последнее погребение на этом кладбище состоялось в 1989 году, когда состоялись похороны знаменитый режиссер Г. А. Товстоногов.
Легенды и мифы
На Тихвинском кладбище был похоронен замечательный скульптор Василий Иванович Демут-Малиновский. Одна из его малоизвестных работ - изваяния двух огромных быков, в настоящее время украшающие вход на мясокомбинат у Средней Рогатки. Эти скульптуры Демут-Малиновский создал в 1827 году для оформления въезда в Скотопригонный двор.
В Петербурге рассказывали, что однажды скульптору приснился сон, будто бы изваянные животные пришли к нему в гости. Он долго пытался разгадать странный сон, но так и не смог.
В 1936 году, спустя почти сто лет после смерти скульптора, быков, стоявших до этого на углу Московского проспекта и Обводного канала, перевезли к зданию нового мясокомбината, который был построен на самой окраине города, за Средней Рогаткой.
В 1941 году, скульптуры спешно перевезли в Александро-Невскую лавру, где их должны были спрятать от вражеских бомбардировок под землей. Но почему-то это сделано не было, и могучие животные всю войну простояли перед воротами Некрополя.
Таким образом, получилось, что странный сон был пророческим - в конце концов, быки пришли в гости к своему создателю, который покоился в могиле Некрополя мастеров искусств. После войны быков вернули на их место перед мясокомбинатом.
НЕКРОПОЛЬ МАСТЕРОВ ИСКУССТВ
В Некрополь мастеров искусств с других кладбищ города (Фарфоровского, Митрофаниевского, Малоохтинского православного, Выборгского римско-католического, Смоленских православного, лютеранского и армянского, Волковских православного и лютеранского, Новодевичьего, Никольского) были перенесены захоронения и памятники, представляющие большую историческую и художественную ценность.
В то же время на самом Тихвинском кладбище было уничтожены многие могилы, которые, по мнению руководителей, не представляли никакой ценности. Во время Великой Отечественной войны некоторые скульптурные детали с ряда памятников Некрополя мастеров искусств были спрятаны в подземном тайнике Благовещенской усыпальницы.
Большой вред музею-некрополю нанесли бомбежки, в результате которых было разрушено несколько памятников. В послевоенные годы в некрополе были проведены реставрационные работы, вернувшие музею его довоенный облик.
После Второй мировой Войны в Некрополе мастеров искусств были похоронены некоторые известные деятели культуры советского времени: художник М. И. Авилов, артисты В. А. Мичурина-Самойлова, Е. П. Корчагина-Александровская, Ю. М. Юрьев, Н. К. Черкасов и другие. В 1972 году в Некрополь был помещен прах композитора А. К. Глазунова, привезенный из Франции. Последним на бывшем Тихвинском кладбище был похоронен выдающийся режиссер Г. А. Товстоногов. Его похороны состоялись летом 1989 года.
В Некрополе мастеров искусств можно увидеть работы выдающихся скульпторов и архитекторов, создавших великолепные монументальные памятники, - И. И. Горностаева, И. Я. Гинцбурга, Н. Е. Лансере, П. К. Клодта, А. И. Теребенева, Н. А. Лаверецкого, П. П. Каменского, М. К. Аникушина, И. А. Фомина, Л. К. Лазарева, Н. К. Рериха, А. В. Щусева и других.
В Некрополе мастеров искусств похоронены: литераторы, писатели, поэты Е. А. Баратынский, П. А. Вяземский, Н. И. Гнедич, И. Ф. Горбунов, А. А. Дельвиг, Ф. М. Достоевский, В. А. Жуковский, А. Е. Измайлов, Н. М. Карамзин, И. А. Крылов; композиторы: В. В. Андреев, А. С. Аренский, М. А. Балакирев, А. П. Бородин, Д. С. Бортнянский, А. К. Глазунов, М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, К. А. Кавос, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Серов, П. И. Чайковский; балетмейстер М. И. Петипа; художники Ф. А. Бруни, М. Н. Воробьев, А. А. Иванов, И. Н. Крамской, А. И. Куинджи, Б. М. Кустодиев, А. П. Остроумова-Лебедева, И. И. Шишкин; скульпторы И. Я. Гинцбург, В. И. Демут-Малиновский, П. К. Клодт, Б. И. Орловский, С. С. Пименов; архитектор В. П. Стасов; артисты: В. Н. Асенкова, М. В. Дальскому, И. А. Дмитревский, П. А. Каратыгин, В. Ф. Комиссаржевская, Ю. Я. Корвин-Круковский, Е. П. Корчагина-Александровская, П. В. Самойлов, Г. А. Товстоногов, Н. И. Ходотов, Н. К. Черкасов, Ю. М. Юрьев.
1989 г. - последнее захоронение в Некрополе мастеров искусств (похоронен выдающийся советский режиссер Г. А. Товстоногов).
НИКОЛЬСКОЕ КЛАДБИЩЕ
Третий по времени основания лаврский некрополь был открыт в 1863 году к востоку от Свято-Троицкого собора. Первое время это кладбище называли Засоборным, но после постройки Никольской церкви в 1868-1871 годах оно получило свое современное название - Никольское. В 19 веке Никольское кладбище было одним из самых дорогих и, как это не странно звучит по отношению к кладбищу, престижных в городе.
Для украшения этого некрополя в северной его части был выкопан небольшой округлый пруд, придающий пейзажу особенную живописность.
Само собой разумеется, что лучший некрополь столицы содержался в идеальном состоянии, имел регулярную планировку и представлял собой скорее красивый парк, нежели место для захоронений. В северной части некрополя был устроен живописный тенистый пруд с закругленными берегами.
Во второй половине 19 века в архитектуре и скульптуре часто использовались мотивы древнерусского зодчества. Эта тенденция нашла свое отражение и в оформлении многочисленных часовен-склепов на Никольском кладбище.
Кроме того, многие богатые люди стремились увековечить себя в бронзе, граните или мраморе, а потому родственники почивших заказывали у известных мастеров того времени - Н. Лаверецкого, И. Подозерова, Р. Баха, И. Шредера и других - не простые надгробные плиты, а скульптурные изображения. Особый интерес представляют мемориальные памятники в стиле модерн, щедро украшенные майоликой, мозаикой и керамической плиткой. В сочетании с полированным гранитом и мрамором различных оттенков богатая отделка создает неповторимое по красоте зрелище.
Никольское кладбище входит в состав некрополя Александро-Невской лавры, но в отличие от Лазаревского и Тихвинского кладбищ, не является музеем-заповедником. С идеологической точки зрения, оно не представляло никакой художественной и исторической ценности, а потому в 1930-1940-х годах Никольское кладбище хотели ликвидировать. В связи с этим ценные исторические захоронения были перенесены на соседние лаврские некрополи-музеи. Так были перезахоронены останки И. А. Гончарова, А. Г. Рубинштейна, В. Ф. Комиссаржевской, Б. М. Кустодиева.В 1970-е годы был разработан план комплексной реставрации ансамбля Александро-Невской лавры.
Проектировщики не обошли своим вниманием и Никольское кладбище, которое к тому времени находилось в ужасающем состоянии. Некрополь был частично отреставрирован и благоустроен. А в чудом уцелевшей Никольской церкви был проведен капитальный ремонт. В мае 1985 года красивая одноглавая церковь с луковичным куполом была вновь торжественно освящена. Кстати, вблизи Никольской церкви находится могила выдающегося историка и этнографа Л. Н. Гумилева.
В конце 1970-х годов захоронения на Никольском кладбище были возобновлены, но все они имеют исключительный, почетный характер. Так в 2000 году на Никольском кладбище был похоронен первый мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак, а двумя годами ранее там же состоялись похороны депутата Государственной думы Галины Старовойтовой, убитой 20 ноября 1998 год в подъезде собственного дома на канале Грибоедова.На Никольском кладбище похоронены: архитектор В. А. Кенель, художник М. О. Микешин, ученые Б. Б. Голицын, А. И. Воейков и Н. А. Котляревский, первые русские авиаторы С. И. Уточкин и Л. М. Мациевич, историк Л. Н. Гумилев, депутат Госдумы Галина Старовойтова, бывший мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак.
Из трех кладбищ, входящих в состав некрополя Александро-Невской лавры, лишь Никольское кладбище не имеет статус музея.
Легенды и мифы
Про гибель одного из первого русских авиаторов Льва Макаровича Мациевича, который похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, ходило много слухов.
Он разбился во время Первого всероссийского праздника воздухоплавания на глазах тысяч зрителей. Аэроплан "Фарман", на котором Мациевич совершал показательный полет, по каким-то загадочным причинам развалился в воздухе и рухнул на землю.
Случилось это в 1912 году. Мациевич был членом партии эсеров, и говорили, что незадолго до праздника ему было дано указание убить премьер-министра П. А. Столыпина и, выполняя это задание, погибнуть самому.
Но Мациевич не хотел становиться камикадзе. За нарушение партийной дисциплины и неподчинение руководству партии ему тайком повредили самолет, который и развалился в воздухе.
По другой версии, Мациевич сам покончил с собой, посчитав малодушием свой отказ убить министра.
В 1990-е годы о некрополях Александро-Невской лавры, в частности - о Никольском кладбище, говорили и писали очень много.
Многочисленные рассказы непосредственных свидетелей и очевидцев указывали на то, что в подземельях и на кладбищах лавры прочно обосновалась сатанинская секта, практикующая кровавые жертвоприношения.
В прессе прошел ряд публикаций о том, что в древних катакомбах, сооруженных по преданию еще в 9 веке викингами, лежат груды костей, черепов, а также таинственные предметы культа.
Под самым алтарем Свято-Троицкого собора был якобы устроен жертвенник, на котором в большие православные праздники служились черные мессы. Так, в ночь с 12 на 13 сентября 1994 год у стен Свято-Троицкого собора были обнаружены отрубленные женские руки.
По официальной версии - это было обычное бытовое убийство, по версии желтой прессы - ритуальное убийство, совершенное сатанистами.
В конце 1990-х годов были опубликованы фотографии главного склепа, в котором когда-то были похоронены герои морских сражений и в котором какие-то сектанты соорудили "Храм Николая Второго".
Самодельный иконостас и алтарь, а также простой крест из грубых досок, на котором карандашом был изображен распятый Христос, составляли нехитрое убранство храма. Так что в последние годы лаврский некрополь привлекает не только посетителей, желающих осмотреть красивейшие надгробия 18-20 века, но и тех, для которых смерть и все, что с ней связано, представляют нездоровый интерес.
Еще одно из самых мистических и загадочных мест Санкт-Петербурга - Александро-Невская лавра.
Воздвигнутая в начале XVIII века на остатках древнего языческого святилища, она всегда была покрыта завесой таинственности. Опасно находиться в лавре в белые ночи.
Здесь можно встретиться с представителями самых мрачных обиталищ потустороннего мира.
Надо сказать, что среди коренных петербуржцев бытует немало легенд и поверий, связанных с лаврой. Рассказывают, что в белую ночь здесь можно столкнуться с призраком, которого окрестили "пьяным могильщиком".
Раскачиваясь, словно крепко набравшийся человек, он бродит в грязной хламиде от одной могилы к другой. Если на его пути встречается запоздалый прохожий, он просит угостить его водкой. Не дай бог, у несчастного не окажется спиртного: привидение тогда разрубает его лопатой пополам!
Говорят, что еще на одном питерском кладбище - Никольском, в начале 70-х годов жил монах Прокопий. Он якшался с нечистой силой и лечил страждущих снадобьями, приготовленными из порошка костей покойников да еще смешанными с какой-то мерзостью.
Однажды, как утверждают близко знавшие знахаря, к нему явился дьявол и предложил сделку - эликсир бессмертия в обмен на душу монаха. Искушение было слишком велико для смертного, и Прокопий скрепил свой договор подписью. По соглашению, служитель культа должен был в ночь на Пасху привязать грешницу к кресту, выколоть ей глаза, отрезать язык, а стекающей кровью наполнить церковный кубок.
Все это он и проделал с девицей легкого поведения, которую, не особо утруждаясь, подцепил у гостиницы "Москва". Вслед за этим Прокопию нужно было 666 раз проклясть Всевышнего и до восхода небесного светила осушить чашу с кровью. Но монах не успел - оранжевым светом вспыхнули лучи солнца.
И смердящий труп знахаря, усеянный мириадами мелких копошащихся червей, обнаружили около чудовищно обезображенного тела путаны.
Очевидцы клянутся, что правая нога старца стала кошачьей. После этого на кладбище стали встречать большого черного кота с седым подшерстком на нижней челюсти. Были случаи, когда он набрасывался на людей и пытался перегрызть горло ошарашенному от неожиданности человеку...
Поскольку рассказ о лавре предворяла эритафия к памятнику, сочиненная мной, давайте и закончим эту тему тоже эпитафией, да и не одной , хотя и на одном памятнике.
Перед могилой Крылова посетители надолго останавливаются перед гранитным саркофагом, со всех сторон исписанным эпитафиями в стихах и в прозе. Принадлежит надгробие (хотя на нем нет имени и фамилии погребенного) мало кому известному нынче книгоиздателю и книготорговцу XIX века Лисенкову Ивану Тимофеевичу.
Все надписи составляют маленькую, но тщательно подобранную антологию. Это единственный в своем роде литературный памятник.
Часть букв читается с трудом, но при желании можно все прочесть.
Первая часть открывается четверостишием известного стихотворения Г. Р. Державина «Река времен».
Река времен в своем теченьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвеньи
Народы, царства и царей.
Уходит человек из мира,
Как гость с приятельского пира
Он утомился кутерьмой
Бокал свой допил, кончил ужин.
Устал! Довольно – отдых нужен
Пора отправиться домой.
На другой стороне саркофага – три совета, как следует вести себя в жизни:
1.Употреби труд, храни мерность – богат будешь.
2. Вождержно пий, яждь мало – здрав будешь.
3.Делай благо, бегай злаго – спасен будешь.
Обычно экскурсоводы рассказывают, (а если вы без экскурсовода, то смотрительница у входа тоже поделится с вами сведениями), что этот участок под захоронение на Тихвинском кладбище, был куплен И.Т. Лисенковым для друга, книгоиздателя А.Ф. Смирдина, умершего в 1857 г.
Для него же Лисенков на свои средства изготовил саркофаг (судя по одной из надписей, он был вырублен в 1870 г).
Однако семья Смирдина похоронила Александра Филипповича на Волковском кладбище.
А под этим саркофагом впоследстии похоронили самого Лисенкова И.Т., умершего 15 марта 1881.
И еще одна надпись на боковой стороне саркофага, где книгоиздатель прощается с нами:
«Ты будешь тем, что я теперь.
Гробницы, гробы здесь на явке
Стоят, как книги в книжной лавке,
Число страниц их видно вам,
Заглавье в каждой книге ясно,
А содержанье беспристрастно,
Подробно разберемся там.
Прохожий, бодрыми шагами
и я ходил здесь меж гробами,
читая надписи вокруг,
как ты мое теперь читаешь.
Намек ты этот понимаешь?
Прощай же! До свиданья, друг».
Вот и мы попрощаемся с Некрополем, покинув его в задумчивости о скоротечности жизни, бренности бытия.
Хотела публиковаать эти рассказы о кладбищах АЛЕКСАНДОЛ=ЕВСКОЙ ЛАВРЫ - ЧАСТЯМИ...
Но вот видите - текст не пропал...
А фотографии исторических памятников, являющихся украшением старых кладбищ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЫ легко найти в интернете по системе - "ПОИСК" и увидеть намного больше, чем мне удалось бы поместить в этой ГЛАВЕ.
ЗАКОНЧИЛАСЬ ГЛАВА ВОСПОМИНАНИЙ
О ТОМ, ЧТО БЫЛО В ШЕСТИДЕСЯТЫХ
О ТОМ, ЧТО ПОМНЮ - ПОДЕЛИЛАСЬ С ВАМИ -
КАДРЫ ИЗ ЖИЗНИ, ПАМЯТЬЮ МОЕЙ ЗАСНЯТЫХ...
И ДАЛЬШЕ, КАК И ПРЕЖДЕ
ЖИВУ В ОБЪЯТИЯХ НАДЕЖДЫ -
ПРОДОЛЖИТЬ ПУБЛИКАЦИИ СВОИ
ДЛЯ ВАС, ДЛЯ ВНУКОВ, ДЛЯ СЕМЬИ...
Свидетельство о публикации №224062401602