Не может сердце жить покоем

     Это было в истории не однажды. В 1908 году поэт Александр Блок, осмысливая героизм русичей, вышедших на открытое сражение с войском Мамая и сломивших дух врагов, в одном из стихотворений цикла «На поле Куликовом» пишет: «Но узнаю тебя, начало высоких и мятежных дней! Над вражьим станом, как бывало, и плеск, и трубы лебедей. Не может сердце жить покоем, недаром тучи собрались. Доспех тяжел, как перед боем. Теперь твой час настал. - Молись», предчувствуя  неизбежность повторения подобных событий. Высоких, героических дней в судьбе России было в избытке. Не один раз приходилось мне вспоминать, как спасала русская армия страны и народы и от Наполеона, и от турецкой жестокости и геноцида, и немецкого уничтожения. Блок стал очевидцем и участником Первой мировой войны, после которой героическую русскую армию просто исключили из числа победителей, где ей не досталось ничего от её побед – революция, рухнула империя, началась Гражданская война. При этом можно, как угодно, называть события октября 1917 года – переворотом, революцией, но они явили порыв, надежду на перемены, на движение к социальной справедливости, и поэт отразил это стремление, но затем пережил разочарования от обманутых надежд, нового произвола и насилия. И все же Октябрь стал катализатором стремления народов к построению государств нового типа, к борьбе с колониализмом.
   Россия снова стала лидером, внеся решающий вклад в победу над фашизмом, и как бы ни стремился Запад и США исказить реальные результаты, мир знает, кто поднял знамя Победы над рейхстагом. Цена русских побед невероятно высока – миллионы погибших и новые попытки разрушить страну победителей, наивно поверивших в возможность мира измениться без войн. Кажется, что сейчас Россия поняла невозможность «мягкого» изменения стран-хищников, присвоивших себе право распоряжаться судьбами целых континентов. Россия снова становится во главе движения переформатирования мира, ухода от однополярного к многополярному миру. Предложения президента Владимира Путина по установлению мира на Украине представляют, прежде всего, два нарратива: уход ВСУ с территорий четырех регионов, вошедших в состав России и стать образованием, не претендующим войти в состав НАТО. Они прозвучали накануне конференции в Швейцарии, где США и их союзники планировали собрать заявления стран по решению судьбы Украины в соответствии с требованиями Зеленского. Но собрать «единую волю» большинства стран не получилось. Впрочем, США, НАТО и Зеленский отвергают предложения России, что, как говорит наш президент, только утяжелит условия в будущем.
     Конечно, это было понятно. Наш противник недоговороспособен, не ищет мира, не ценит жизни украинцев, да и европейцев тоже. Его интересуют территории и ресурсы. Сначала Украины. Подсчитана их стоимость в триллионах долларов. Затем, когда Россия будет обессилена в войне с Западом, США и НАТО рассчитывают, наконец-то, разделить и ограбить страну – жить по-иному они не умеют. Однако у России другие планы - прервать все возможности для США распоряжаться всем по своему усмотрению, совать нос в происходящее во всех концах земли. Страна, история которой насчитывает менее трехсот лет, которая не может навести порядок у себя – сократить государственный долг, справиться с миграцией, разрешить политические противоречия, помочь бездомным, вылечить наркоманов,  уничтожить миллионы крыс - пытается диктовать государствам, чьи цивилизации насчитывают тысячи лет,  обошедшим её в экономическом развитии или превосходящих в военном потенциале, выносит санкции, разрушает торговлю, угрожает войнами и переворотами, нагнетает ужас третьей мировой, ядерной войны.
     Теперь Россия хорошо знает, с кем имеет дело, на что способен коварный, подлый, хитрый и жестокий враг, который, прячась за прокси-армию, дает разрешение, позволяет своему вассалу наносить удары высокоточным оружием по любым целям на территории России, американские БПЛА наводят американские ракеты на мирные кварталы регионов России, с их ведома ВСУ обстреливают Запорожскую АЭС, американские «специалисты» убивают детей на пляже Севастополя. Опыт убийства мирного населения им привычен, они делали это во Вьетнаме, в Ираке и в других странах. В противостоянии с США и НАТО Россия совершенствует существующее и разрабатывает новые виды вооружения. Но в этой войне уже мало демонстрировать наше вооружение – наш противник должен испытывать «болевые ощущения» от его использования, иначе он ничего не поймет. С этой целью формируется стратегическое партнерство со странами, защищающими свой суверенитет от западной гегемонии, что было продемонстрировано в последних визитах Президента РФ в КНДР и Вьетнам, где прием лидера России удивил его самого размахом, теплотой и яркостью, выражением уважения и признательности, подчеркнувших значимость события. И что удивительно – азиатские страны, как и африканские, в отличие от европейских, помнят о помощи поддержке СССР – у европейцев ни о каком добром влиянии России, СССР на их судьбу памяти не осталось. Теперь мы понимаем почему. Скрытый нацизм, стремление к превосходству – единственное, что бы они хотели ощущать, и все их «единение в ЕС и НАТО» - форма временного соучастия в борьбе с Россией. Президент Путин после визита во Вьетнам пригласил своего коллегу президента То Лама в Москву на празднование 80-летия Победы в Великой Отечественной войне.  Как пошутил Александр Коц: «Мы знаем как бить немцев, они – как гнать в шею американцев. Споемся». Россия сужает «площадку переформатирования», выстраивая процесс на базе ШОС, БРИКС, ОДКБ, взаимодействуя со странами, стремящимися, как и Россия, к сохранению своего суверенитета.
     И все же нужно сказать об особом стремлении России к справедливости, готовности помогать и защищать других. В конце концов, русское сердце не может «жить покоем» не потому, что агрессивно. Оно отказывается от покоя перед лицом угрозы, беды. Дело в нашем менталитете, вере, истории, традициях. Соборность, общинность, общественный интерес, стремление к осмысленной жизни, а не индивидуализм и личное преуспеяние; поиск высокого смысла жизни, а не бесконечное стремление к удовольствию отличают русский мир. Русский человек способен на подвиг самопожертвования ради других. Великий поэт Александр Блок, обращаясь к Европе в стихотворении «Скифы», указал на эту особенность русского народа: «Да, так любить, как любит наша кровь, никто из вас давно не любит». Сам образ жизни, история, православие, культура и даже пейзаж обусловили эту человеческую сопричастность к общему.  На бескрайних просторах России, в горах, в тайге помочь в беде может только другой человек, только с другим человеком приходит понимание радости и благополучия, созерцание просторов заставляет задуматься о божественном, значимом. Блага и удовольствия недостаточны для счастья, когда кругом бедствуют другие. Это и ведет русского человека к подвигам во имя справедливости и своей страны.


Рецензии