Гл. 1. Становление. Без выбора
Десятый класс. Новая школа. Как же она не похожа на мою первую школу! Новостройка. Просторная, светлая. Паркетные полы. Зеркала. Кабинетная система. Кинозал. Актовый зал. На переменах гремит музыка; в вестибюлях — танцы. Пишем уже авторучками! Неизменной осталась только школьная форма: коричневое платье с чёрным фартуком для будней и с белым — для праздников. Парень, с которым меня посадили за одну парту, на общем собрании предложил мою кандидатуру в Совет школы. «Отличница, — рекомендовал он и после некоторой паузы добавил: — Круглая!» Он имел в виду, что у меня пятёрки по всем предметам, а получилось смешно. Зал долго не могли угомонить.
Наш класс сразу стал дружным. В этом большая заслуга классного руководителя. Как интересно проходили школьные вечера! Не стоял вопрос: в чём идти на вечер? Для торжеств и существовала парадная школьная форма! Новогодние вечера в школе проходили сначала по классам, а в последний день зимних каникул устраивался карнавал для всей школы. Для участия в нём старательно готовились. После конкурса костюмов младшие классы отправляли по домам, а для старшеклассников начинался бал, полный таинственности и шутливых мистификаций. Общегородские балы старшеклассников проводили школы поочерёдно, и каждая старалась сделать бал оригинальным, запоминающимся надолго. Лучшим ученикам школы выдавали пригласительные билеты на бал. Так сформировалась наша дружная группа из параллельных классов. Дружбу сохранили на многие годы.
Из мальчишек я никого особо не выделила, считая себя несколько старше своих ровесников. Даже с лучшим учеником нашего класса, в которого сразу же влюбились многие девчонки, я просто дружила. Среднего роста, светловолосый. Хорошо воспитан. Умница. «Профессор». Нам часто приходилось быть вместе и по учёбе, и по общественной работе. Одноклассницы обижались на меня, упрекали, что вечно увожу его куда-то. Презрительно называли меня «мальчишница». Одна девчонка оказалась умнее остальных. Она посвятила меня в свои сердечные дела и всюду следовала за «профессором» на правах моей подруги. Училась она не на пятёрки, но имела много других достоинств. И внешне хороша. С большими выразительными глазами и стройной спортивной фигурой. Обладала врождённым юмором. Писала сатирические стихи для школьной газеты. Занималась велосипедным спортом и имела отличные спортивные успехи. Входила в сборную команду юниоров города! Я же со спортом не дружила и немного завидовала спортсменам. Мечтала выполнить «колесо», как красиво выполняют его гимнастки, но моя комплекция это не позволяла. Не освоила я и езду на велосипеде.
Учебный год пролетает стремительно. Последний школьный звонок. Я и «профессор», как лучшие выпускники, стоим у школьного знамени. Звучит традиционная песня: «Школьные годы». Чудесные, незабываемые.
После выпуска «профессор» уехал учиться в Москву. Подруга поступила в строительный техникум. Получив хорошую специальность, уехала в Москву работать. Как-то мне приснился вещий сон, в котором я видела свадьбу «профессора» и подруги. Они поженились. Наша дружба продолжилась. А на своём пятидесятилетнем юбилее профессор (уже без кавычек, с мировым именем), вогнал меня в краску. За праздничным столом при жене и гостях признался, что в десятом классе был ко мне неравнодушен.
Получив аттестат зрелости, я оказалась на распутье. Учителя советовали мне поступить в университет, заняться наукой. Кем бы я хотела стать? Следователем. Сказывалась обострённая тяга к справедливости. Мне представлялось, что если я так легко решаю школьные задачи, отгадываю загадки, головоломки, то могла бы решать и более важные жизненные задачи: проводить расследования, объяснять поступки людей, раскрывать преступления. Но этой своей детской мечтой я ни с кем не делилась. Боялась напугать родителей, которые мне постоянно твердили, что надо жить честно и держаться подальше от криминального мира.
Юридического института в нашем городе не было, а в другой город на учёбу родители меня не отпускали. Ссылались на то, что семья наша среднего достатка, да и мама тряслась надо мной, как квочка над своим потомством. Созданный в 1920 году Кубанский университет в то время носил название Краснодарский государственный педагогический институт. Сестра осваивала медицину. Это направление меня не увлекало. Оставался выбор: стать учителем или инженером. Мама настаивала на педагогическом институте. Она, конечно, хотела, как лучше! Я сопротивлялась и не спешила подавать документы. С золотой медалью в пединститут?
Время шло. Мама волновалась: «Галина, сколько можно тянуть? Останешься не у дел». А когда я заикнулась про вариант стать инженером, мама приняла решительные меры. Через знакомых вышла на главного инженера завода, перерабатывающего овощи, и попросила его сделать мне такую экскурсию по заводу, чтобы навсегда отбить охоту поступать в технический вуз. С соответствующими комментариями в самых мрачных красках мне показали рабочие места экономиста, технолога, механика… Я согласилась на пединститут и, чтобы больше не волновать маму, подала туда документы. Мне, можно сказать, «повезло». В тот год отменили льготы для медалистов при поступлении в высшие учебные заведения. Пришлось сдавать все вступительные экзамены и проходить конкурс на общих основаниях. А он большой, предпочтение при приёме в пединститут отдавалось сельской молодёжи в надежде, что та после учёбы вернётся работать в село, где не хватало учителей.
Экзамены я сдала успешно, прошла по конкурсу на физико-математический факультет педагогического института. До занятий оставалось ещё полмесяца лета. Довольные родители решили сделать мне подарок — показать город, где прошли их студенческие годы. По туристической путёвке в сопровождении мамы я отправилась в Ленинград.
В Северной столице есть что посмотреть! Программа насыщенная. Весь день экскурсии. Вечером — театр. В нашей группе оказался довольно симпатичный парень моего возраста, и я с интересом наблюдала за ним. На каждом мероприятии он появлялся с новой партнёршей. Однажды случилось так, что мама, сославшись на усталость, отпустила меня на дневную экскурсию одну. В этот раз парень тоже оказался без пары. Группа знакомилась с парком, с фонтанами. Вдруг неожиданно парень обнял меня за талию и молча увлек в кусты. Поцелуй его был горячий, страстный, спешный. Всё произошло так быстро, словно отрепетировано заранее. Мне случившееся показалось сном. Я чиста душой и телом, краснею при вольных разговорах, и вдруг средь бела дня на какой-то миг во мне просыпается женщина, блаженно отдающаяся упоению чувства… Вечером в театр парень пришёл с очередной спутницей, и я разглядела в нём типичного героя прочитанных мною любовных романов — охотника за женщинами, искателя приключений с холодной расчётливой и опасной страстью игрока. Держаться от таких ловеласов следует подальше, но я благодарна ему за то, что он в корне изменил моё представление о поцелуе.
Продолжение http://proza.ru/2024/06/24/600
Свидетельство о публикации №224062400605