Два Алтая

Сколько Алтаев на самом деле? Много. Может, их четыре по числу главных народов и религий? Может их шесть? Столько углов в аиле, и высоких гор, охраняющих спокойствия народа. А сколько родов на Алтае и районов? И все разные. Мы были на Алтае с группой туристов только два полных дня и для нас Алтаев только два.

Что такое Манжерок?  Разве его можно понять за один день, словно песню? Куда идут бесконечными колоннами туристы? Мы шли,   попав ненароком  в книгу Флобера о древнем Карфагене. Богатство растений ошеломляющее. Огромные сосны,  только что посаженные в лунки, стоят на прочных растяжках, вокруг них теснятся карликовые сосны,  ели и туи, лохи и облепихи, и растения которых просто не знаешь. Мы бы не удивились, увидев высокие кактусы и распятых львов на них для устрашения. А где же алтайские растения?  Сотни рабочих снуют среди асфальтовых дорожек на газонах, поливают, рыхлят привезенную землю, словно на древних фазендах.  Конечно,  колонны туристов ползут, как колонны варваров наемников у Флобера, к подъемнику. В застекленных кабинках тихо играет музыка и, кажется,  наверху  нас ждут чудеса. Внизу под кабинками вьются серпантинами  бесконечные дорожки, по которым ползут самосвалы и что-то строится во всех углах, а о сторонам будущих зимних трасс стоят фонари и снежные пушки. А  с горы видно все, огромная котловина возле Катуни, которая кажется узкой лентой, в каменной чаше множество турбаз и в центре пятизвездочный отель в виде счастливой подковы. В жару так приятно было  пройти через его двери в прохладные холлы, где вас встречают служащие в черных костюмах и белых сорочках, и,  получив билеты, снова выйти на жару. А постояльцы найдут там все блага цивилизации. А вот и знаменитое озеро внизу. Оно разделено пока на части. В одной части можно искупаться и поплавать на  водных велосипедах, а другие части окружены множеством экскаваторов и тракторов. Вся техника кажется с горы игрушечной, а людей и совсем не видно. А где же знаменитый водяной орех, чилим?  Его пока лучше не искать. Нет на горе и  алтайских растений, за перилами смотровой площадки качаются на высоких стеблях разнолистные бодяки, их облепили бабочки боярышницы, и это все. Правда,  можно пойти на другой подъемник, уже не со скамейками, без  кабинок, но под ногами проплывают среди скал  традиционные  баданы,  а на километровой вершине вполне можно загорать. Пройдет несколько лет и Манжерок по благоустройству и великолепию сравнится с Красной Поляной, а может, и превзойдет ее. Но где же Алтай?

На второй день мы наконец-то увидели алтайку,  красивую молодую учительницу начальных классов из местной школы, летом она подрабатывает гидом для туристов,  и ехали мы вдоль Катуни из Чемала по дороге, совсем не похожей на Чуйский тракт. Ну, конечно, ведь впереди пока тупик, и белая пыль от щебенки узнаваемо скрывала на несколько минут проезжающие машины.  И никаких отелей и турбаз, только смотровые площадки у Катуни узкие мосты для пешеходов, Но вот туристов и здесь хватало. Делали туристы селфи на фоне бурных порогов. Через такие пороги не каждый катамаран пройдет, обычно их обходят стороной, по суше.  Но нас интересовали не пороги. Кажется,  это был Алтай, другой Алтай. Катунь неудержимо и грозно неслась в узкой долине, стиснутая горами. Горы были невысокие, Белуха была где-то далеко, но мы смотрели на них снизу и казались они огромными. От берега к скалам нужно было идти по каменистой степи,  и росли здесь травы, сохранившиеся с доледниковых времен. Ну,  кто знает, что за трава такая копеечник? И название такое невзрачное. Но вот слово реликт знают больше, особенно почитатели фантастики и ботаники. Алтайский копеечник это реликт. В сухой степной траве его пурпуровые куртинки горят,  словно пятна крови, пролитой древними воинами. И это был другой Алтай. Именно за такими реликтами, родственниками обычного гороха, стремились в горы первые ученые путешественники.  Нашел копеечник для науки Иоганн Гмелин, дал название еще до его великой экспедиции Карл Ледебур. Наверняка, эти имена туристам смутно знакомы, туристам, но не самим алтайцам. Какие животные будут тотемными у алтайцев? Волк среди зверей, орел среди птиц, можжевельник среди деревьев. А что такое трава копеечник? Едят ее разве что овцы. Но туристы идут в долину Катуни не ради порогов и копеечника. Здесь на необыкновенно высоких скалах остались рисунки древних людей. Мы тоже к ним прикоснулись и загадали желание. Кода смотришь на эти скалы, невольно веришь, что это места силы. Не случайно раньше рядом с писаницей жил в пещере шаман, сегодня пещера пустая.  Нас пригласила туда гид и рассказала так много об алтайцах и так искренне, что никакой интернет не поможет достигнуть  такого понимания древнего народа. Особенно нам  понравилось ее твердое убеждение, что алтайцы язычники. И, правда, язычниками были и греки и римляне, а их культуру мы до сих пор почитаем, как непревзойденную.  Раньше я с насмешкой относился к рассказам случайных людей, что выдавали себя за знатоков мифов алтайцев.  А когда сама алтайка  рассказа нам легенду о Катуни, мы уверовали.

Впрочем,  какой же по счету это был Алтай? Может быть, третий? Увы, мы уехали из гор и гадали, по какой же дороге пойдет древний народ, по дороге, что открыл им Манжерок, или по дороге предков? Кто знает?


Рецензии
Написано хорошо, интересно, с рефреном-вопросом: где же Алтай, какой же по счету это был Алтай. Понравилось, спасибо, Юрий. Увидела, что-то и заинтересовало: копеечник алтайский! Алтай разный, и время на месте не стоит.
Смотрела фильм в рубрике "пешком по странам мира". По Израилю, к храму, где бывал Иисус. Так всякое можно увидеть, характерное для нашего времени, в пути.
Те, кто идут по сложному гористому пути, не платят за вход на территорию, а кто по прямому - покупают билет.

Валентина Томашевская   25.06.2024 17:59     Заявить о нарушении
Спасибо, Валентина. Дорога это жизни. Так сказал Вавилов. И мы идем. Успехов

Юрий Панов 2   26.06.2024 03:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.