Философы о триединстве Цитатник

ФИЛОСОФЫ О ТРИЕДИНСТВЕ:

Платон о необходимости «сверхчувственной единицы», которая стимулировала бы мышление:

«Если нечто единичное достаточно хорошо постигается само по себе, будь то зрением, будь то каким-либо иным чувством, то не возникает стремления выяснить его сущность…»; «Если же в нём постоянно обнаруживается и какая-то противоположность, так что оно оказывается единицей не более чем её противоположностью [то есть двоицей-В.К.], тогда требуется уже какое-либо суждение; в этом случае душа вынуждена недоумевать, искать, будоражить в самой себе мысль и задавать себе вопрос: что же это такое единица сама по себе? Таким-то образом познание этой единицы вело бы и побуждало к созерцанию [абсолютного] бытия.» (Платон «Государство»; Книга 7. с. 299)

Аристотель (родоначальник науки Логики):

«…как говорят пифагорейцы, всё и вся определяются через число три: начало, середина и конец составляют число целого, и при этом троицу. Вот почему, переняв у природы, так сказать, ее законы, мы пользуемся этим числом при богослужениях.» (Аристотель «О небесах»); «..всё возникает из противоположностей как некоего субстрата...» («Метафизика» 14:1. М. 2015)

Гегель (завершитель Науки Логики):

О философии пифагорейцев:

«Троица признавалась пифагорейцами очень важным числом, так как в ней единица достигает своей реальности и своего завершения. Единица проходит через двоицу, и, связанная снова в единство вместе с этим неопределенно множественным, она есть троица.»; «Троицу пифагорейцы признают, в общем, первым совершенным.» («История Философии» 1 Том «Пифагор и пифагорейцы»)

О философии Якоба Бёме:

«...троичность представляет собою для Бёме совершенно всеобщую жизнь в каждой единичной вещи; она есть абсолютная субстанция. Он говорит: «Всякая вещь в сем мире возникла по подобию этой троичности. Вы, слепые иудеи, турки и язычники, раскройте очи ума вашего; я должен показать вам на вашем теле и на всех природных вещах, на людях, птицах, зверях и гадах, как и на дереве, камне, зелени, листве и траве, подобие святой троичности в боге.»; «Бёме бесконечно выше пустой абстракции, каковую представляет собою "высшее существо"»; «Бёме ... говорит: "Тайна триединства всегда снова и снова рождается в нас".» («История Философии» 3 Том)

О философии Канта:

«В новейшее время благодаря кантовской философии вновь был пробужден интерес к троичности как типу внешнего способа рассмотрения, как к схеме - на этот раз уже в очень определенных мыслительных формах.» («Фил. Религии» 2); «В сфере духа преобладает трихотомия, и одной из заслуг Канта является то, что он указал на это обстоятельство.» («ЭФН» 1);

О своей философии:

«Определение бога как триединого, согласно философии, полностью завершено…»; «Триединство есть всеобщая основа всего, что рассматривается согласно истине…»; «…если истина будет познана, то все, что в особенном является истинным, будет содержать это определение [триединства].» («Фил. Религии» 2); «Умозаключение – также тройственное – всегда признавалось всеобщей формой разума»; «диалектический момент появляется в троичности определений, так как третье есть единство двух первых определений, а они, будучи разными могут находиться в единстве только как снятые.» («Наука Логики»); «Бог только как Отец еще не есть истинное (так, без Сына он познан в иудейской религии), скорее, он есть начало и конец [...] он есть вечный процесс.»; «Поскольку бог определен как дух, внешность является снятой; поэтому это — мистерия для чувств.»; «…истинно бесконечное есть тайна для чувственного представления и для рассудка и оба они противятся разумному началу идеи. Противниками учения о триединстве являются люди чувственные и рассудочные.» («Философия Религии» Том 2)

Ф. Шеллинг:

«…в природе надо априорно искать процесс, в котором прежде всего может быть познано … триединство.»; «…триединство конечного, бесконечного и вечного подчинено в созерцании конечному, в мышлении — бесконечному, в разуме же — вечному.»; «…схемой жизненного процесса должна быть тройственность…» («Сочинения в двух томах» 1)


ТРИЕДИНСТВО НА ВОСТОКЕ:

Индия:

«В более ранних религиях мы имели созвучие с этим триединством как истинным определением, особенно в индуистской религии. Была осознана эта троичность, было осознано, что одно не может оставаться одним, что одно не является таковым, каким оно должно быть в истине...» («Философия Религии» Том 2); «Тримурти (санскр. ;;;;;;;;;;, IAST: trim;rti «три лика») — триада, объединяющая трёх главных божеств индуистского пантеона (Брахму-Создателя, Вишну-Хранителя и Шиву-Разрушителя) в единое целое, представляющее собой духовное начало — Брахмана.» («Википедия» 14.04.24г.);

Китай:

«Дао дает бытие Единому. Единое распадается на Два. Два порождает Три. Три дает жизнь всем вещам.» (Лао Цзы «Дао Дэ Цзин» (пер. Митчелл С. / Комаров Г.))

В Израиле:

Что касается иудаизма, то наиболее строгое выражение истины как триединства представлено в этой религии «симметризованным херувимом», который был установлен в том месте скинии Моисея, которое символизирует вечность и неизменную сущность Бога, в святое святых. Кроме того симметризованный херувим был изображен на завесе, которая отделяла святое святых от собрания верующих. Этот же самый принцип был проведен и в Соломоновом храме: верующие всегда созерцали симметризованного херувима перед собой. Подобно овцам которых Иаков хотел сделать пестрыми, помещая в воде пестроту, Моисей внедрял высшую форму истины в иудеев изображением перед ними симметризованного херувима. Но как напишет спустя полторы тысячи лет в "Иудейских древностях" Флавий: "что означали херувимы никто объяснить не мог".

Бенжамин Зоммер:

«Религия, чье Писание содержит традиции о телесном появлении Бога в Танахе, чьи учения подчеркивают множественность шехины, и чьи мыслители говорят о сефирот, не отличается в своих теологических основах от религии, которая почитает триединого Бога». ("The Bodies of God and the World of Ancient Israel" (Cambridge University Press, 2009)

Филон Александрийский:

«Подобно тому, как образ города, созданный в уме зодчего, не имеет какого-либо иного места вовне, но запечатлен в душе его создателя, точно так же и мир, составленный из идей (; ;; ;;; ;;;;; ;;;;;;), не может иметь никакого другого места, кроме Божественного Логоса (;;; ;;;;; ;;;;;), упорядочившего [все] это... Говоря еще более ясными словами, можно сказать, что умопостигаемый мир есть не что иное, как Логос Бога, уже творящего мир (;;;;; ;; ;;;;;; ;;;;; ;;; ;;;;;; ;;;;;; ;;;;; ; ;;;; ;;;;; ;;; ;;;;;;;;;;;;;;), ведь и умопостигаемый город есть не что иное, как размышление зодчего, обдумывающего строительство города».

О ПРОЯВЛЕНИИ ТРИЕДИНСТВА В ТВОРЕНИИ:

1. Бл. Августин:

«…мы зрим очевидные троицы, будь то те, что производятся вовне телесным, или когда мыслятся те же самые, будучи ощущаемыми извне; […] или когда сам ум […] познается самим собой или мыслит о самом себе; или же когда ум созерцает что-либо вечное и неизменное, чем он сам не является […] мы во всех этих (случаях) зрим очевидные троицы…» («О Троице», Книга 15)

2. Ф. Аквинский:

«…всякое видимое существо есть следствие проявления всей Троицы.»; «все сотворенные вещи, насколько они существуют, суть подобия Бога как первого и универсального начала всего сущего.»; «Следствия Бога [то есть творения-В.К.] соподобны Ему не наилучшим образом, а лишь настолько, насколько к тому способны…»; «Ведь так как каждый действователь, насколько он – действователь, воспроизводит себя […] следствия необходимо некоторым образом походят на форму действователя.» (Сумма Теологии)

3. Григорий Палама:

«Творческое начало едино – Отец, Сын и Дух Святой.» («Об Исхождении Духа» Глава 14); «...нам источается от природы не природа Духа, ни ипостась, но энергия, которая источается, согласно Дамасскому богослову, от одной триипостасной природы.» (Об исх 2:69); «...умное и разумное естество души обладает и умом, и словом, и животворящим духом; только оно одно, более чем нетелесные Ангелы, было создано Богом по образу Его.» («150 Глав» 39)

4. Геннадий Схоларий:

«...Бог истинно есть также и Троица, и преестественным и исключительным образом — начало ВСЯКОЙ троицы, созерцаемой в сущих.» («Различие между божественной сущностью и её действиями»)

5. Максим Исповедник:

«…исходя из сущностного движения видов сущих мы познаём врожденную Ему [Богу] по сущности Жизнь, [также] лежащую в основе сущих и наполняющую их. И, таким образом, на основании мудрого созерцания творения мы постигаем учение о Святой Троице…» («Вопросоответы к Фалассию» XIII)

7. Филарет мпт. Московский (Дроздов):

 «...каждый догмат имеет свою сферу, которая с течением времени возрастает, теснее и теснее соприкасается с прочими частями догматики христианской и с ДРУГИМИ началами, лежащими в УМЕ человеческом; все это сростается, воплощается в одно тело, оживляется одним духом; вся область ума от того просветляется; ВСЕ НАУКИ, чем более которая соприкосновенна догматике, от того выигрывают в точности, положительности; с течением времени все более и более становится возможною полная, строгая СИСТЕМА ЗНАНИЯ. Вот ход развития догмата, вот жизнь его! Это звезда небесная.» (Св. Филарет Митрополит Московский. Цитируется по «Дневнику А.В. Горского»; запись от 19.06.1836 г.)

8. Платон:

«Будучи чужд зависти, он [Бог] пожелал, чтобы все вещи стали как можно более подобны ему самому.»: «…иначе говоря, [цель созерцающих] добиться, чтобы созерцающее, как и требует изначальная его природа, стало подобно созерцаемому, и таким образом стяжать ту совершеннейшую жизнь, которую боги предложили нам как цель на эти и будущие времена.» (Платон «Тимей»)

9. Ф. Александрийский:

«Действительно, все прекрасные вещи, которые существуют в мире, никогда бы не стали таковыми, если бы не были отображением первообра­за, поистине Прекрасного, Невозникшего, Блаженного и Не­тленного.» («Толкования ветхого завета»)

10. Нил Синайский:

«Когда познаешь себя, тогда сможешь познать и Бога и, КАК ДОЛЖНО, обозреть мыслью творения.» («Сокровища духовной мудрости»)

ПОСТЕПЕННОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ТРИЕДИНСТВА В НАУКАХ:

Психоанализ (Ж. Делёз):

«Спрашивающему: верите ли вы в Бога? – мы должны в строго кантовском духе ответить: да, конечно, но только в Бога как Полноту Бытия, из которой путем разделения следуют производные реальности.» («Капитализм и шизофрения»); «Вот почему для нас было важно кантовское определение, которое задаёт Бога как априорный принцип дизъюнктивного силлогизма…»; «Едва ли мы будем удивлены, узнав что Эдип как структура – это христианская троица, тогда как Эдип как кризис – это семейная троица, недостаточно структурированная верой…» («Капитализм и шизофрения»; «Антиэдип»)

Теория стоимости (П. Прудон):

«...следует отметить, что эти два вида стоимостей [меновая и полезная], хотя и являются актуальными в теории (поскольку первая не осознается без второй), тем не менее поддерживают отношения преемственности: обменная стоимость является своего рода отражением полезной стоимости, поскольку богословы учат, что в троице отец, созерцая себя в вечности, порождает сына. Эта генерация идеи стоимости не была изучена экономистами с достаточным тщанием: поэтому нам важно на этом остановиться.» («Философия Нищеты»)

Теория идеологии (Л. Альтюссер):

«Переведем теперь на теоретический язык эту удивительную необходимость раздвоения Субъекта на субъектов и самого Субъекта на субъекта-Субъекта. Можно констатировать, что структура всякой идеологии, обращающейся к индивидуумам как к субъектам от имени единственного и абсолютного Субъекта, зеркальна, то есть имеет структуру зеркал, и зеркальна вдвойне: это зеркальное удвоение является конститутивным элементом идеологии и обеспечивает ее функционирование.»; «Догма о Троице является теорией этого раздвоения Субъекта (Отца) на субъекта (Сына) и их зеркального отношения...» («Идеология и идеологические аппараты государства»)

Феноменология (Э. Гуссерль):

«Первое в себе бытие, предшествующее любой объективности мира и несущее в себе эту объективность, — это трансцендентальная интерсубъективность…» (Картезианские размышления)

Физика (А. Уайтхед):

«…он [Пифагор] натолкнулся на философское понятие значительной важности, понятие, получившее долгую историю, изменившее сознание людей и даже проникшее в христианскую теологию. Около 1000 лет отделяет от Пифагора Афанасия Великого и около 2400 лет разделяют Пифагора и Гегеля. И несмотря на всю эту временную удаленность, мы можем проследить истоки представления о важности определенного числа в создании божественной природы и понятия действительного мира, воплощающего в себе развитие идеи, в той цепи рассуждений, что восходит к Пифагору.» («Процесс и Реальность»)

К. Мейясу:

«Какой философ осмелится заявить, что опроверг возможность христианской Троицы на основании того, что обнаружил в ней противоречие? Философ, считающий мысль Левинаса о Совсем-Другом абсурдом из-за того, что оно недоступно логике, не покажется ли он нам покрытым пылью вольнодумцем, неспособным подняться до уровня того, что говорил Левинас?» («После конечности»)


ТРИЕДИНСТВО КАК ОБРАЗЕЦ СОЦИАЛЬНОЙ ГАРМОНИИ:

Афанасий Великий:

«[Слово] по естеству и в действительности есть едино с Отцом Своим, а мы, будучи однородны друг с другом, по тому что все произошли от одного, и у всех людей одна природа, делаемся друг с другом едино по расположению, имея для себя ОБРАЗЦОМ естественное единение Сына с Отцом» (Афанасий Великий, святитель. Творения. Т. II. С.396)

Сергей Радонежский:

«Воззрением на Святую Троицу побеждай ненавистную рознь мира сего.» (см. «Летопись» и «житие» пр. Сергия)


Рецензии