Pivot Сергея Сергеевича Юдина

КРАСНОЯРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Материалы научно-практической Межвузовской конференции 4-5 февраля 1999 г.

«Искусство, культура интеллектуального труда педагога и студента ВУЗа» Сб.ст. под редакцией проф., академика РАЕН А.Н. Орлова. Стр. 96-98.

К вопросу о культуре исследовательской деятельности преподавателя медицинского ВУЗа

                «Хирургу в прошлом, блестящему хирургу настоящего и прошлого» С.С. Юдину  посвящается.

     Учебный процесс – это, прежде всего,  совместная исследовательская деятельность преподавателя и студента. Размышляя о психологии творчества, С.С. Юдин  писал: «исследовательская работа всегда динамична» и «статичность не только не свойственна, но и прямо противоположна самой сущности истинной науки» (Юдин С.С. Мысли о медицине. Москва. - 1968 г., с.52).

     В чем же динамичность учебного процесса, и  что определяет его статичность?  Учебный процесс предполагает личностное участие преподавателя и студента, следовательно, присутствие личности определяет статичность учебного процесса.  В отличие от познавательного процесса, учебный процесс – это всегда избирательное  потребление информации, которая представляет собой личностную интерпретацию педагогом прочно установившихся научных данных, то есть, изложение их в динамике практической лечебной деятельности, применительно к жизни. Таким образом, именно личность является объединяющим началом динамики и статики учебного процесса. Этот факт находит отражение в современных дидактических задачах биоэтики, которые решаются в соответствии с изменениями жизненных ситуаций.

     С.С. Юдин  выделял две основные задачи лектора. Первая -  выбор тематики (заметим, не «темы»), отмечая необходимость показывать каждую тему в ее «жизненном многообразии», вторая -  достижение художественной гармонии в исполнении лекции.

     «Исполнение» Сергей Сергеевич проводил  в трех аспектах: чтение лекции, разбор конкретной болезни на примере больного с демонстрацией дифференциальной диагностики и оперативных вмешательств. Интересным представляется факт, что основную идею лекции С.С. Юдин называл не стержнем, а тем «pivot», тем «вертелом, на котором вертится все содержание лекции». Будучи руководителем кафедры госпитальной хирургии и клиники усовершенствования врачей, он часто отступал от стереотипов (за исключением собственных курсов по хирургическому обезболиванию, читаемых в клинике Н.Н. Бурденко в 1925-1927 гг.).  И в этом «отступничестве» от строгой академической программы систематического курса видел назначение госпитальной клиники для обучения студентов медицинского ВУЗа, следуя за Н.И. Пироговым*.

     Больше всего С.С. Юдин ценил в лекторе умение отбирать реальные факты, имеющие живое будущее и осуждал голословную фактуру, называя ее натурализмом. Исключительные случаи он предпочитал рассматривать только на занятиях с практикующим врачами, и ни в коем случае не на плановых лекциях со студентами, чтобы не «перегружать» лекции во вред студентам.  За понятием «перегружать» видится грань между количеством информации и возможностью ее сознательной обработки.

     Почему С.С. Юдин специально выделяет понятия из области физики - «динамику» и «статику»?

     Краткое обоснование динамики материальной точки известно каждому из школьного курса физики. Но далеко не все возвращаются к нему в зрелом возрасте. С.С. Юдин – один из немногих, кто дерзнул пошатнуть «незыблемый» постулат, речь в котором шла об устойчивом и неустойчивом равновесии.

     Дело в том, что и то, и другое по сути нельзя назвать равновесием, так как расчеты произведены без учета плотности тела, поверхности, с которой оно соприкасается, среды, значений ускорений, сообщаемых силами, действующими на тело, которые в векторном понимании не образуют равнодействующего значения, равного «0». Когда же мы говорим о равновесии системы, то подразумеваем нулевую равнодействующую всех сил, как в состоянии покоя, так и в каждый момент движения.

      Понимание равновесия в свете теории относительности А. Эйнштейна бросает тень на абсолютность факта существования времени. Парадокс, но для тела, пребывающего в равновесии, не существует времени, а значит, и скорости! Скорость – ничто иное, как психологическая иллюзия. Она существует только для наблюдателя, что, также, следует из самого краткого определения времени: «время – это траектория движущегося тела» (А. Бергсон).

      Можно предположить, что культуру исследовательской работы преподавателя медицинского ВУЗа С.С. Юдин связывал с состоянием равновесия в системе «преподаватель – студент», в которой происходит совместное восприятие непрерывности жизни, охарактеризованное А. Бергсоном как «состояние сознания», в котором «ощущающий сливается с ощущаемым. Каждому моменту времени нашей внутренней жизни соответствует…момент нашего тела и всей окружающей нас материи, являющийся «одновременным» первому моменту…». И только тогда лекции, семинары, и еще более -  групповые беседы при коллоквиумах оказывают «глубочайшее незабываемое впечатление на слушателей, на всю жизнь врезаются в память» и не только влияют на окончательный выбор специальности, но и предопределяют научную тематику будущего специалиста на многие годы.

     * впервые в 1842 году идея о значении госпитальной клиники для студентов-медиков была выдвинута Н.И. Пироговым.

                Литература.

1. Бергсон А. Длительность и одновременность (по поводу теории А.Эйнштейна). С.-Петербург, 1923 г.
2. Непомнящий Е.А. Динамика материальной точки. Л., 1980 г.
3. Юдин С.С. Мысли о медицине. Москва, 1968 г. 


Рецензии