Литературный сюрреализм
Таковой анекдот я услышал из жизни актёра Владимира Сошальского. Подошло время, и память у него подсела, не мог он больше запоминать большие тексты. Для актёра тот недостаток означал закрытие кулис. Переживал он сильно по этому поводу и посчитал, что сцена для него потеряна окончательно. До того жизнь его актёрская была насыщенной, снимался он много, был востребован и безотказен, не покидал театра. А тут…
Коллеги по сцене всячески старались подбодрить разочарованного жизнью Сошальского, приветливого и весёлого досель – заводилу любой компании. А тут и режиссёр нашёлся, предложил ему роль:
-Ты же знаешь испанский, Володя? Сыграешь на нём?
-Знаю, - заверил Сошальский, хоть в языках был не силён, и тут же выдал на «чистом» испанском бредятину несусветную.
Примеру Сошальского последовали Абдулов с Фарадой, в фильме Захарова «Формула любви» они исполнили песню на итальянском, слова которой не поняли носители этого языка. Слушали их с удовольствием, тем не менее – с улыбкой.
Мне интересно даже стало после таких горе-лингвистов: а только ли непереводимый испанский озвучивают наши актёры, пытаясь заверить нас в умении говорить на любом языке мира? А могут ли иностранцы передавать наш язык бессмысленным звучанием?
Историю эту я открыл читателю с целью покритиковать наших современных носителей русской культуры, смыслы высоких творений которых непостижимы не только их песнопениями, но и в сочинительстве, что ближе нам, прозаикам.
Сочтут меня старым ворчуном за моё критиканство, да я оправдаюсь рассказом о своём недавнем посещении концерта в селе Верх-Обское, посвящённом памяти Михаила Евдокимова, где я с удовольствием прослушал его брата Константина, впервые воочию увидел Игоря Саруханова с его «Лодочкой».
Молодую певичку, победительницу всяческих конкурсов, зрителю представили во всех всевозможных привлекательных регалиях – наша она, алтайская звёздочка. Вышла такая – в необозримых ошмётках, с модным веером волос, с пирсингом в носу; закрашенная неуклюжая кукла. Заворковала несуразицу приветствий и даже аплодисментов не получила от зрителей.
Фонограмму для певички запустить не удалось, хотя афиша гласила, что концерт будет проходить в живую. Пришлось ей петь самой… Что она хотела донести зрителю своим пением, не понятно. Динамики выдавали фальшивое мычание, скрытое басовым грохотом и звоном с посвистываем электрогитары, пытающейся придать заявленной музыке современные ритмы.
Зал засвистал недовольно: «Вон со сцены! Давай Маршала»! Вокальная группа певичку не бросила, к микрофону выходил то один, то другой музыкант, оправдывались: «Сейчас наладят аппаратуру, и всё будет хорошо. Послушайте пока живой голос, вникните, зарядитесь». И во что здесь можно вникать? В коровнике понятней, о чём поют коровы. Мычание их голодом заряжено. Что хочет донести до нас певичка?
Маршал вышел в своё время. Дождались зрители, разогретые и озлобленные бездарным выступлением элитной певички и её проплаченными музыкантами; дождались и приняли любимого исполнителя с восторгом. И где только берут таких – кислоголосых? Кому нужны их бездарные таланты? Богатеньким родителям?
Искусство сегодня стало платным, как и вся наша жизнь. Человека ценят не по достоинствам, а по накопленному капиталу. Найдётся ли в современной России писатель, заслуживший известность талантами и бескорыстным писательским рвением? Не могу таковых назвать. Моим знакомым писателям приходится платить издателям за публикации и продвижение, которое не особо ощущается. Приходится им самим светиться в интернете. Доходы с нашего писательского увлечения отрицательные. Это мы должны издателю и приходится нам оплачивать свой труд. Где ещё можно встретить подобную каузистику, в какой другой стране?
«Непонятно мне, о чём вы пишите, но так красиво это ваше словесное чувствоизлияние, что сама я счастьем вспухла», - частенько слышу одобрение наших непревзойдённых современных авторов, наделённых авторитетными ценителями литературы громким званием «Писатель». С какой целью, хотелось бы знать, идёт этот отбор снов и фантазий, не ведущий к поднятию русского духа, не призывающий следовать моральным устоям, накопленным человечеством за долгие тысячелетия?
Поделиться своими снами, после которых встаёшь бодрым и готовым к трудовым подвигам, никогда не вредно. Когда же сны не отпускают, и писатель в полудрёме ваяет свои нетленки на птичьем языке, как будто русском, его шедевры вряд ли приобретут бессмертие. Раскусят люди пустоту текстов и вовсе книги в руки не возьмут, что наблюдается по дням сегодняшним – резкий спад численности читательской братии. Не понимают люди книг, не понимают, к чему тратить своё время на чтение.
В наши времена от любых вокалистов требовалось чётко пропевать слова, писатель ценился по ярко выраженной мысли. Поменялось всё на вседозволенности, и воспеваем мы сегодня «чёрный квадрат», в котором каждый видит своё, придуманное и никуда за собой не зовущее.
Свидетельство о публикации №224062400983
Первое, от чего зависит страсть к чтению? Это когда нужно или когда нам хочется.
Второе, получение информации разного уровня или через чтение расширение своего кругозора.
Третье, сие доверие к написанному.
И уж очень большой и разнообразный сегодня информационно развлекательный поток.
Это сродни той информационной "говорилки" и практически зондирования населения где совершенно непонятна истинность ценностей и их достоверность.
Отсюда, даже классики потеряли своё величие и особенно в современной массе молодых.
С уважением,
Николай Скороход 24.06.2024 20:55 Заявить о нарушении
Наши избранные проплаченные писатели – это ещё полбеды. Россия ни в кои времена не была обделена талантами, найдутся и средь нас таковые, способные описать цвет нашего времени. Потомки их найдут и оценят, не раз так было. Опасаюсь, что потеряем мы читателя, разучится он быть русским за засильем интернета. Не сможет интернет заменить книги, как предрекают ему отовсюду. Потеряем мы русскость за неумением перелистывать странички с родным нам словом.
Игорь Бородаев 25.06.2024 07:52 Заявить о нарушении
С уважением,
Николай Скороход 25.06.2024 10:32 Заявить о нарушении