Заметки. Направления живописи
2. Маньеризм - зародился в Риме и Флоренции после 1520 года, в обществе, сотрясаемым трагическими событиями, Реформация, расколовшая Центральную Европу, чума, унесшая тысячи жизней, захват Рима в 1527 году. Некоторые художники отреагировали на это, отказавшись от изображения идеалов Возрождения, предпочтя им куда более эмоциональные сюжеты.
Самыми известными маньеристами стали ученики Андреа дел Сарто - Якопо да Понтормо(1494-1557) и Россо да Фьорентино(1494-1540)
3. Барокко(ок. 1600-1750). На религиозные конфликты 16 века европейское искусство ответило очередным изменением. Барокко становится своеобразным способом усиления влияния римского католицизма. Охватывая широкий спектр различных стилей, барокко объединяет в себе эмоции, динамизм, драматизм, а в живописи - новые методы изображения света и полутонов.
Слово "барокко" происходит от португ. "perola barocca" - "жемчужина необычной формы". Сначала термин имел отрицательный намек на пышность и излишества, чрезмерность детализации. Это отличало искусство барокко от творений художников Эпохи Возрождения, где главными были гармония и уравновешенность.
В Италии одним из основоположников нового стиля стал Аннибале Караччи(1560-1609). Другой живописец Караваджо(1571-1610). Ведущим скульптором стал Джан Лоренцо Бернини(1598-1680). Также к барокко относят художника Фландрии Питера Пауля Рубенса(1577-1640). Никола Пуссен(1594-1663) - самый известный и влиятельный французский художник 17 века. Испанец Диего Веласкес(1599-1660)также использовал технику барокко.
4. Рококо(ок.1700-1800) возник вначале как стиль оформления интерьеров. Для рококо характерны утонченность, легкость, чувственность произведения. Слово "рококо" появилось в конце 18 века. Происходит слово вероятно от франц. rocaille - "украшение из ракушек". В декоре, действительно, порой использовались ракушки, но в целом намек был на фривольность и легкомыслие.
5. Неоклассицизм(1750-1850). Были открыты древнеримские города. И в искусстве произошел возврат к канонам античного искусства и искусству Эпохи Возрождения.
Представители: Антон Рафаэль Ментс(1728-1779), скульпторы Антонио Канова(1757-1822) и Жан Антуан Гудон(1741-1828).
6. Романтизм(1800-1880) создавал эффект чувственности и личного присутствия. Представители: французский художник Эжен Делакруа(1798-1863)описывал исторические события, современные ему события, литературные истории, плюс путешествия. Английский художник, поэт и мастер гравюры Уильям Блейк(1757-1827) в своих символических рисунках проявляет богатую фантазию и творческий полет. В Испании Франсиско де Гойя(1746-1828) сумел передать ужасы войны и создать серию фантастических работ. Теодор Жерико(1791-1824), в Германии художник Каспар Давид Фридрих(1774-1840) писал невероятной красоты пейзажи. Очень известный художник пейзажей эпохи романтизма Дж.М.У. Тернер(1775-1851. А Джон Констебл(1776-1837) ностальгировал в своем творчестве по доброй старой Англии, которую, по его мнению, губила индустриализация.
7. Академизм(17-19вв) - это искусство, одобренное художественными академиями с их строгими правилами. Самая влиятельная из академий - Академия изящных искусств в Париже. Представители: Вильям Адольф Бугеро(1825-1903) известен рисованием обнаженных нимф, Жан Леон Жером(1824-1904) кроме всего прочего писал портреты и картины с восточной тематикой, Поль Деларош(1797-1856) писал легендарных героев прошлого на огромных полотнах, Александр Кабанель(1823-1899) придерживался классически сюжетов, Тома Кутюр(1815-1879)был не только живописцем, но и авторитетным преподавателем.
8. Укиё-э(17-20вв) - тип гравюры, распространённый в Эдо, так прежде назывался Токио. "Укиё" - буддийский термин, означающий "текущий мир", то есть постоянные изменения, а "э" по-японски "картина". Таким образом "укиё-э" - "картины текущего мира". В период с 1603 по 1868 год, когда в Японии правили сёгуны, Эдо стал одним из крупнейших городов мира.
9. Братство прерафаэлитов(1848-ок.1853гг.)Несколько художников объединились в "братство" ради возвращения к ценностям раннего Возрождения, подражая искусству 15 века, эпохе кватроченто. Представители: Данте Габриэль Россетти(1828-1882), Джон Эверетт Милле(1829-1896), Джеймс Коллинсон(1825-1881), Уильям Холман Хант(1827-1910), скульптор и поэт Томас Вулнер(1825-1892), писатели и художественные критики Уильям Майкл Россетти(1829-1919)и Фредерик Джордж Стивенс(1828-1907)
10. Реализм(1830-1850). Художников стали интересовать реальные действительность, а не чувства и воображение. Они отвергали замысловатые сюжеты академизма, неоклассицизма и романтизма, точно и объективно передавая образы повседневности. Художников-реалистов можно вправе назвать революционерами в искусстве. Представители: Густав Курбе(1819-1877), Милле, Роза Боннер(1822-1899), Оноре Домье(1808-1879), Жюль Бретон(1827-1906), Эдуар Мане(1832-1883),американцы Томас Экинс(1844-1916) и Винслоу Гомер(1836-1910).
11. Импрессионизм(1870-1890). Художники запечатлевали мимолетность повседневной жизни, уделяли мало внимания деталям, работали широкими мазками, и порой даже НЕ смешивали краски. Современники сочли их картины НЕЛЕПЫМИ НАБРОСКАМИ. Представители: Клод Моне(1840-1926), Камиль Писсарро(1830-1903), Поль Сезанн(1839-1906), Альфред Сислей(1839-1899), Фредерик Базиль(1841-1870), Берта Моризо(1841-1895), Огюст Ренуар(1840-1919).
12. Символизм и эстетизм(середина-конец 19века). Художники старались выразить сокровенную истину и тайны, скрытые за внешним обликом. Британский эстетизм полагал красоту формы более значимой, чем содержание. И эстетизм, и символизм были реакцией на реалистические картины художников-собратов. Впервые художники создавали искусство ради искусства, а не ради духовных, религиозных, политических, моральных, или как в рококо, декоративных целей. Представители: Гюстав Моро(1826-1898), Пьер Пюви де Шаванн(1824-1898), Одилон Редон(1840-1916). Плюс идеи в русле символизма развивал Поль Гоген(1848-1903). Поэты-символисты: Шарль Бодлер(1821-1867), Стефан Малларме(1842-1898), Поль Валери(1871-1945).
13. Постимпрессионизм(ок.1880-1905гг.) Художники считали технику импрессионистов слишком упрощенной. И искали свои приемы. И разрабатывали свой подход к искусству. Представители: Антри де Тулуз-Лотрек(1864-1901), поль Синьяк(1863-1935), Эмиль Бернар(1868-1941), Морис Денни(1870-1943).
14. Неоимпрессионизм(1886-ок.1900). Термин придумал публицист и художественный критик Феликс Фенеон(1861-1944) в 1886 году, увидев живопись Сера на последней выставке импрессионистов.
15. Ар-нуво и сецессионизм(1890-1905). Термин ар-нуво происходит от Maison de l Art Nouveau, мебельного магазина, открывшегося в Париже в 1896 году и специализировавшегося на предметах современного искусства. В различных странах этот стиль известен под разными названиями: В Германии "югендстиль" по названию одноименного журнала, В Италии "либерти" по имени владельца лондонского магазина Артура Либерти, в Испании "модерниста", во Франции "модерн" или "нуиль" от слова "лапша", а в Австрии "сецессион". Представители: Альфонс Муха(1860-1939), Густав Климт(1862-1918), Одри Бердслей(1872-1898), Уолтер Крейн(1845-1915). Архитекторы Анри ван де Вельде(1863-1957), Виктор Орта(1861-1947), Антонио Гауди(1852-1926), Эктор Гимар(1867-1942), Луис Салливан(1856-1924). Ювелир Рене Лалик(1860-1945).
16. Фовизм(1900-1920)- это живопись, которая НЕ пытается походить на жизнь. Это невероятной яркости краски, ломаные контуры, свободная техника и композиция. Представители: Анри Матисс(1860-1954), Андре Дерен(1880-1954), Морис де Вламинк(1876-1958), Жорж Брак(1882-1963), Жорж Руо(1871-1958),Альбер Марке(1875-1947), Рауль Дюфи(1877-1953).
17. Кубизм(1907-1914). Создателями этого направления были Пабло Пикассо(1881-1973) и Жорж Брак(фовист). В 1907 году Пабло продемонстрировал публике своих "Авиньонских девушек". В картине проявилось влияние примитивного искусства Африки, испанской скульптуры и новаторских идей Сезанна.
Синтетический кубизм: зимой 1912-1913 годов Пикассо и Брак придумали технику "коллаж", при которой кусочки цветной бумаги или фрагменты газеты наклеивали на холст. В то же время художники начали использовать другие материалы. Идея принадлежала Браку, который в прошлом работал маляром.
Представители: Фернан Леже(1881-1933), скульпторы Александр Архипенко(1887-1964), Раймон Дюшан Виньон(1887-1968), Жан Липшиц(1891-1973).
18. Футуризм(1909-1916). Единственное авангардное течение, центр которого находится Не в Париже, а в Италии. В 1909 году поэт и журналист Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944) написал манифест футуризма, восхваляющий юность, машины, движение и скорость. Для Маринетти индустриальный прогресс символизировал ВСЕОБЩЕЕ СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ. Представители: Умберто Боччони(1882-1916), Джино Северини(1883-1966), Джакомо Балла(1871-1958), Луиджи Руссоло(1885-1947), Карло Карра(1881-1966).
19. Дадаизм(1916-1922) - это скорее реакция художников на ужасы войны. Возник в Швейцарии через два года после начала Первой Мировой войны. Представители: Гуго Балл(1886-1927), Жан Ханс Арп(1887-1966), Тристан Тцара(1886-1930).
20. Супрематизм(1915-1935). Абстрактное искусство, зародившееся в России. Представители: Казимир Малевич(1879-1935).
21. Конструктивизм((1917-1934). Изменил вектор развития современного искусства, архитектуры и дизайна.
22. Неопластицизм(1917-1931). Этим термином голландский художник Пит Мондриан определил свои первые работы, составленные из геометрических форм и цветных плоскостей. Вскоре так стали называть произведения группы голландских художников, архитекторов и дизайнеров.
23. Баухауз(1919-1933).
24. Гарлемский Ренессанс(1920-1930) ознаменован творчеством в среде чернокожих американцев, живших в нью-йоркском Гарлеме. Музыка, хореография, кино, живопись, театр и кабаре, вдохновленное их африканским наследием, известно как "новое африканское искусство". Так назвал это движение искусствовед Ален Локк.
25. Мексиканский мурализм(1920-1930гг). Во время мексиканской революции художники изображали на стенах общественных зданий огромные картины, чтобы напомнить людям об истории их народа, пробудить чувство национальной гордости. Представители: Диего Ривера(1886-1957), Хосе Клементе Ороско(1883-1949), Давид Альфаро Сикейрос.
26. Сюрреализм(1924-1950). - "Сверхреальность". Возник в Париже после 1 Мировой войны, как продолжение дадаизма. Цель сюрреализма - освобождение мышления от логик и причинно-следственных связей. Представители: Луи Арагон(1897-1982), Филипп Супо(1897-1990), Андре Бретон, Сальвадор Дали(1904-1989). Название течению дал Гийом Аполлинер в 1917 году.
27. Живопись цветового поля(1947-1960)- одна из идей абстрактного экспрессионизма. Холст большого размера покрывают краской одного или двух-трех цветов, чтобы вызвать эмоциональную и созерцательную реакцию у зрителя. Представители: Марк Ротко, Барнетт Ньюман, Клиффорд Стилл.
28. Концептуализм(1970-1980) - "идейное искусство", "информационное искусство". Главное: идея предшествует форме, и потому она важнее материала, техники и мастерства.
29. Гиперреализм(1990-нач. 21 века)- живопись, едва-едва отличающаяся от фотографии.
Свидетельство о публикации №224062501197