Я не извозчик. Я водитель кобылы

Этим рассказом я начинаю публикацию про историю извозного дела в Санкт-Петербурге.
По сути, это- прародитель такси. Очень многое из правил в дальнейшем получило свое продолжение. И права. И номерные знаки. А так же  градацию на классы эконом и бизнес-класс.


 У Пушкина в «Евгении Онегине»:
«Встаёт купец. Идет разносчик.
На биржу тянется извозчик.
С кувшином охтенка спешит..»

Посетив Петербург, что вспоминают гости нашего города?
Конечно же воспетый ещё Н.В. Гоголем Невский проспект.
Конечно же разводные  мосты и прогулки по рекам и каналам.
Музеи и дворцы. Парки.  Экскурсии и простые прогулки среди красивых зданий.


Автобусы и метро, трамваи и такси перемещают пассажиров с большой скоростью  по улицам. Всё так доступно! Всё так привычно!
И никому в  оживленной суете не приходит на ум вопрос:
А как было устроено передвижение по городу в прошлом?

Давайте перенесёмся воображением из нашего прекрасного настоящего в не менее прекрасное далёко. Когда из всех видов наземного транспорта в Петербурге, существовал только «гужевой».
Как много прекрасных конных статуй в Петербурге  говорить не стоит. Но речь пойдет о живых лошадках и извозчиках.( ямщики - это другое)

На конец 19, начало 20 века в городе насчитывалось примерно 16 тысяч  извозчиков.
 Примерно 13 тысяч работали на хозяина - извозопромышленника.
 90%-95% процентов из них происходили из крестьян, которые из деревень шли на отхожий промысел. Особенно зимой, когда работы на земле не было.
В городе они брали в аренду лошадь и экипаж. Хозяину оных следовало отдавать значительную часть выручки. Часть оставлять себе на пропитание. А ещё отдать своему барину. На семью оставались крохи

 Лошадки трудились на благо горожан.
Мною упоминались «фурманщики» в рассказах «История российских фонарей».
Речь шла о специальной команде извозчиков, которые обслуживали городские нужды на больших повозках — фурах. На них свозили с городских улиц мусор и прочие бытовые отходы.
А так же обслуживали масляные, потом керосиновые фонари. Собирая их по утрам, а потом, уже заправленные, развозили к месту их размещения.
Но речь идёт о временах не настолько давних.

В городе  Санкт-Петербурге было много разных извозчиков. Они разделялись на  легковых и грузовых.

ЛОМОВЫЕ – это самый низший разряд грузовых. Это извозчики,
которые перевозили тяжелые грузы на телегах с металлическими (ломовыми) осями. Они осуществляли транспортировку грузов, вывоз снега. Были и те, кто вывозил нечистоты(золотой обоз). Водовозы.
И лошади у них были тяжеловозы. Ещё в телегу грузили  строительные материалы: камни, кирпичи, песок, брёвна. Так же различные грузы в виде мешков с зерном, мукой, бочек, наполненных различным содержимым. А ещё ломовики возили различные грузы на заводах и фабриках.

Ломовые извозчики передвигались медленнее остальных. Конструкция телеги не располагала к быстрой езде. Да ещё регламент ограничивал скорость. Ломовая упряжка передвигалась только шагом. Причём извозчик шёл рядом, держа вожжи в руках.

Их передвижение сопровождалось грохотом колес и криками извозчика, понукавшего лошадь.
Обычно стоянки ломовых извозчиков располагались у базарных площадей и возле вокзалов. В отличие от биржи, там порядка практически не было.  При появлении потенциальных клиентов, извозчики налетали с криками :
«Давай подвезу»!
Старались оттеснить конкурентов, снижая цену. После оживлённого торга нанимался тот, кто соглашался за минимальную цену отвезти груз.
 На этого «демпингующего», говоря современным языком, набрасывались с бранью, употребляя ненормативную лексику. Отсюда и пошло выражение «Ругается, как ломовой извозчик»

*    *    *
 Продолжение .http://proza.ru/2024/06/27/1169


Рецензии
Уважаемая Галина, прочитал весь ваш цикл о «гужевом» транспорте, предтечей «автомобильного». Вы посвятили его одному из важных исторических направлений развития Петербурга. Представляю, что вам пришлось для этого изучить немало различных литературных источников и отобрать необходимый материал. Т.е. вы провели настоящую исследовательскую работу. Можете верить мне, я хоть и в возрасте, но, всё же, д.т.н. и профессор. И, вообще, мне, как старому петербуржцу, приятно читать всё связанное с историей моего любимого города. К тому же, я узнал кое-что новое из ваших исследований. Желаю вам дальнейших литературных успехов в этом и др. направлениях, посвященных Ленинграду-Петербургу.

Феликс Сромин   12.07.2024 14:56     Заявить о нарушении
Я очень обрадована Вашим, Феликс, визитом! И с огромной благодарностью откликаюсь на Вашу рецензию.
Вы, несомненно, правы, я действительно подняла много разных источников. И это было бесконечно увлекательно!
Я жалею, что формат Проза.ру не дает возможность представить иллюстрации.

На Большой Морской есть интересный Музей фотографии. Сколько там снимков старинных улиц и площадей! Конечно, более всего от Карла Буллы. Но есть и другие авторы. И места другие...

Время изменяет лики людей. Но и улицы тоже несут перемены! Остановить мгновение можно фотографией и словом современника.
Я читала ваши воспоминания. Это тоже дорогого стоит!
Неповторимость момента на каком-то этапе, как аромат цветка. Был и нет!
Как говорил мудрый Соломон:
" Всё проходит... "
Но хотя бы не бесследно, верно?
Рада, что своей работой доставила вам прияные моменты.
Будьте здоровы и заходите ещё.
А про триумф уличных фонарей вы читали? Там я ради иллюстраций разбила текст на короткие части. Чтение каждой не более, чем на 5-7 минут.
С уважением,
Галина.

Галина Санарова   12.07.2024 19:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.