Арт-методика Находка
– Закройте глаза и представьте себе дорогу. Что это за дорога? Где пролегает, какая она? А теперь представьте на этой дороге деньги. Откройте глаза, нарисуйте эту дорогу и эти деньги.
Заявленная цель методики – анализ текущего финансового порядка в жизни, а также исследование и понимание собственного отношения к деньгам.
Деньги – тема в психотерапевтических группах табуированная, эмоционально фрустрирующая, но при этом притягательная, вызывающая острый интерес участников. Поэтому мы, психологи, любим говорить, что группа про деньги на самом деле никогда не про деньги. Вместо того, чтобы ограничиваться простым обсуждением финансовых стратегий или бюджетирования, группа погружается в более сложные и личные аспекты отношений к деньгам и людям, завязанным в эти отношения. Таким образом, финансовые темы становятся дорогой к глубокому самопознанию.
Двойственная символика
Инструкция проще простого: бери да рисуй столько сокровищ, чтобы хватило на всю жизнь. Но за идеей находки стоит непростая символика, и мы на уровне коллективного бессознательного ее знаем. Она двойственная. Если причиной поисков сокровища была алчность, то это приведет к катастрофе, и человек будет наказан. Если же это духовный поиск, бескорыстное стремление к истине, к своему призванию, к просветлению, то герой вознаграждается. В обоих случаях решение принимает Высшая Сила. В сказках это Даритель: Баба Яга, Морозко, Фея, Госпожа Метелица и т. п. – персонаж, который, согласно семиперсонажной схеме В. Я. Проппа, награждает или наказывает героя в зависимости от того, прошел он испытания или нет. Так, падчерицу Морозко награждает за то, что на вопрос: "Тепло ли тебе, девица?" – девушка с готовностью отвечает: "Тепло, батюшка". А ее сводную сестру наказывает, ибо она приехала в зимний лес не пройти испытание (читай: инициацию), а получить жениха и приданое.
Если взять более современные образы – это Фродо из трилогии «Властелин Кольца» Р. Толкиена. Герою волею судьбы достается Кольцо Всевластья, только благодаря собственному бескорыстию он спасет мир и себя. Это и Гарри Поттер, который, получив Дары смерти, использует их ради не собственной выгоды, а высшей цели – спасения волшебного и обычного мира. А вот лжегероев, стремящихся присвоить им не принадлежащее, всегда ждет деградация и падение.
Именно это и есть настоящая цель методики. Научиться не находить на дороге готовые деньги, а понимать это различие: деньги не должны быть целью. Цель – духовный поиск, спасение души и этого мира, а деньги – бонус за деяния духовно развитого человека, ценность которого в обществе неизмеримо выше "среднестатистического члена общества".
Каждый свободен по-своему
Повторяю: все мы знаем эти истины на уровне пословиц и поговорок, сказок, фильмов. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. На халяву уксус сладкий (то есть ты можешь без труда что-то получить, но вкус этого "подарка" будет невыносимо кислый, как у уксуса). Бесплатный сыр только в мышеловке... Но, зная "правильный ответ", снова и снова пытаемся разрешить задачу благосостояния на "нижнем" уровне. Рисунок позволяет увидеть паттерны человека, осознать их и изменить в случае надобности.
Рисуя, мы символически транслируем свои установки относительно денег. Редко кто рисует просто дорогу и просто деньги. Уж слишком широки понятия, и уж слишком свободны люди в своих стратегиях. Они могут нарисовать шоссе, а могут тропинку. Кто-то рисует реальную дорогу из жизни, а кто-то подключает фантазию и создает для своей дороги еще и местность.
И деньги все рисуют разные. Или не деньги вовсе. Зависит от их представлений о том, как они получают деньги. Ведь согласитесь, проще всего было бы нарисовать банковскую карту на свое имя с безлимитным беспроцентным балансом. Легко унести, легко восстановить или перевести в виртуальную форму. Ну, и себя рядом с картой на дороге. А еще лучше – дорогу, себя и карту в кармане или своем телефоне. Но нет! Люди рисуют горы золота, кубы пачек евро, старинные кувшины с монетами, бриллианты, акции компаний или даже деревья с невиданными экзотическими фруктами.
Люди свободны. Как хотят, так и усложняют рисунок собственного символического заработка. Поэтому, как только рисунки готовы, я предлагаю объединиться в тройки или в пары, чтобы побыть друг другу "клиентом" и "терапевтом". Когда вы слушаете мнение других участников группы о своем рисунке или делитесь своим мнением о чужом, это позволяет увидеть ранее не осознаваемые аспекты творчества и паттерны в «слепой» зоне.
Вопросы для анализа рисунка
– Что это за дорога? Куда и откуда она ведет? Почему именно там лежит твоя находка?
– Что мы видим вокруг? Это помогает или мешает тебе взять эти деньги себе?
– Есть ли другие люди вокруг? И если да, то как они относятся к этой находке? Как это напоминает твою реальную жизнь и отношения?
– Что это за деньги: наличные, карта, золото, драгоценности?
– Кто и почему их там оставил?
– Как получилось, что они лежат на дороге?
– Вы возьмете их или нет и почему?
– Если да, то как вы их унесете? Как они выглядят?
– Если это тяжелые деньги (сундук с золотыми монетами, и т.п., то какими транспортными средствами и с чьей помощью вы их перевезете туда, куда вам удобно?
– Как вы будете распоряжаться этими средствами?
– Заплатите ли вы налог с находки?
– Это старые или новые деньги? Бумажные или металлические?
– Почему именно такие?
– Как это отражает ваше отношение к деньгам в жизни?
Рефлексия
на свою работу. Что за путь к деньгам вы создаете на этом рисунке, и как он напоминает вам то, что вы делаете для собственного благополучия в реальной жизни? Как эта «находка» отражает ваше отношение к деньгам? Есть ли что-то в этой картине, что вызывает у вас эмоции или ассоциации? Попробуйте проанализировать, как ваше отношение к деньгам влияет на вашу жизнь.
Ниже привожу пример работы с рисунком "Находка".
Сессия "Сказочный сад"
Катя, 30 лет, тренер.
– Это дорога, по краям которой растут деревья с необычными, сказочными плодами.
– Но самих денег на дороге нет. Как так вышло?
– Не знаю, может быть, я подсознательно представляю деньги как что-то волшебное, радостное, изобильное. Я вот насобираю этих фруктов сейчас!
– Как ты думаешь, эти сказочные плоды могут стать деньгами?
– Теоретически да, я могла бы их собрать, продать, но мне пришлось бы снова и снова возвращаться к ним, придумать, как увезти, и все сложности с продажами… Эти плоды выглядят очень заманчиво, и они как бы обещают богатство, но это не реальные деньги.
– ... и для тебя это означает…
– ... что, может быть, мне проще представлять богатство как что-то волшебное, нереальное, притягательное, чем как конкретные деньги. Деньги – скучно, сухо как-то, буднично. А плоды – яркие, вкусные, съела и рада. Да еще и по деревьям полазить можно, это тоже приятно. Все как в детстве.
– А сколько тебе лет?
– 30, пора бы уже и вырасти.
– Ну, ладно, вот мы поговорили, что-то изменилось для тебя? Что ты будешь делать с этими плодами?
– Я бы хотела их собрать. Они кажутся ценными.
– Заберешь с собой?
– Да, только я бы использовала корзину или какой-то контейнер, чтобы собрать как можно больше плодов.
– А почему именно корзину, а не, скажем, машину?
– Наверное, я всегда стараюсь найти самостоятельный и надежный способ что-то получить. В корзину помещается, пусть немного, но это точно сделаю я сама, они будут свежие, не побьются, я выберу самые лучшие. В машине их растрясет, я зависима от заправок, хранить потом их, это плоды, они быстро портятся.
– Как ты думаешь, это отражает твое отношение к деньгам в реальной жизни?
– О, да, сто процентов! Я часто стремлюсь к финансовой стабильности, но мне трудно представить реальные способы достижения богатства, кроме как все вывозить на себе. Я не люблю работать в команде, мало доверия. Но, как я вижу, у меня есть большая потребность сделать зарабатывание денег максимально интересным и занятным, получать радость, как это было в детстве.
– Что полезного ты бы могла взять из проделанной работы?
– Я беру про доверие к людям. А также – что работа должна приносить мне радость, а вот оцениваться не плодами или бусинами, как у туземцев, а реальными денежными единицами. Я ведь и правда могла нарисовать и деревья с плодами, и рядом пачку денег. Так и сделаю! Вот корзина для фруктов (рисует), а вот – пачка долларов.
Анализ сессии «Сказочный сад»
Важный момент осознания заключается в том, что клиентка представляла сами деньги как что-то скучное и будничное, в отличие от ярких и вкусных сказочных плодов, которые приносят ей радость и удовлетворение. Это свидетельствует о её потребности не только в материальной выгоде, но и в эмоциональном удовлетворении от работы.
Как мы заявили выше, суть методики – перейти с "нижнего уровня" задачи ("мне нужно много денег") на "верхний", духовный. Катя и сама к этому неосознанно стремится, ведь символ дерева в культуре как раз и показывает путь от земли к Небесам. А для Кати этот путь представляется еще и радостным, похожим на то, как в детстве взбиралась на дерево. Не потому, что это Путь Наверх, а потому, что это весело. Совсем не все равно, как деньги достаются человеку. В ходе анализа рисунка Катя поняла, что ей важно, чтобы работа была прежде всего интересной и радостной для нее, как игра в детстве.
Кстати, истина не нова: «Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни». Это изречение приписывают одному из самых известных древних мыслителей Китая – Конфуцию (на минуточку, 551-479 г. до н. э).
"Куча золота"
Василий, 42 года, бизнесмен.
– Ого, какая куча золота!!! Вот это да! Расскажи про свой рисунок!
– Это дорога, и на ней лежит огромная куча золота. Но на дороге нет ни одного человека.
– А почему?
– Золото – что-то очень ценное, не хочу ни с кем его делить.
– Так ведь и тебя на рисунке нет.
– Это точно, но задание было нарисовать дорогу и золото. А я вот он, тут сижу, смотри, рукой могу это золото трогать.
– И как оно? Приятно?
– Да, хорошо бы оно еще было настоящим. Я понял тебя!
Рисует себя рядом с кучей золота на дороге.
– А что это за дорога, куда она ведет?
– Ну, просто шоссе, в город ведет, куда я ехал, смотрю – золото. Остановился, можно брать, никого нет, оно ничье.
– Как оно попало на дорогу?
– Чудесным образом. Либо инопланетяне забросили, либо само с неба упало.
– И ты…
– Что я? Заберу и дальше поеду.
– Смотри: вот ты, а вот куча золота. Она выше тебя головы на две, лежит и полностью закрывает дорогу. Как ты заберешь эту груду золота к себе?
– Честно говоря, я не знаю. Это кажется слишком сложным и тяжелым. Вижу, что и машина тут проехать не сможет. Хотяяяя…
Рисует вокруг кучи золота обходной путь, выводящий на дорогу за ней.
– Отлично, теперь у тебя есть дорога для машины.
– Ну, да, придется проложить (смеется).
– Что смешного?
– Да я и в бизнесе так, вечно напрямую не делаю ничего. Узнаю свои стратегии обходные.
– Расскажешь?
– Нет, сейчас важнее золото увезти, пока никто не опередил.
– Давай!
– Ну, куча реально огромная. Возможно, мне понадобился бы грузовик или кран. Но это тоже сложно организовать, чтобы никого не подключать. А если подключу, то делиться придется, да и запалят, это ж клад! Там львиная доля государству. Потом надо как-то в банк положить, комнату надо под хранение металла. Но зато я стану неимоверно богатым.
– Тебе так нравится?
– С одной стороны, да, с другой – многовато ума, контактов, телодвижений, я попробую иначе.
– Давай! Обходной путь?
– Да! Я его перетаскаю в машину.
– Напоминаю, эта куча выше тебя.
– У меня большая машина. Хотя… Влезть-то влезет, стойкам вот конец придет. Ну, ладно, килограммов 500 увезу, мне хватит.
– А если бы ты мог сделать все, что угодно, ведь это твой рисунок?
– Ну, это ловушка! Если я скажу, что хочу, чтоб золото летало и само ко мне прилетело, это значит, я выбираю нереалистичные стратегии.
– Ну, и весить оно не будет ничего, верно же?
– Точно! Слушай, ну представлю тогда, что эта куча смогла уместиться и не сломать мою машину. И поеду и все.
– Здорово. Ну, эта куча была на дороге, теперь ее нет.
– Да, получается, зря объезд делал. Так и так с этими деньгами вечно больше работ, чем надо.
– Ну, если бы это было девизом твоей финансовой стратегии, что бы ты, может быть, хотел бы поменять,? Как ты думаешь, почему ты нарисовал именно золото, а не бумажные деньги?
– Золото кажется самым ценным и устойчивым.
– Как ты планируешь использовать это золото?
– Думаю, я бы обменял его на деньги. Ну, я уже понял, что загнал себя в глупое положение. Я обменяю его на деньги, которые все равно не будут столько весить, и ты сейчас скажешь, что я сразу мог бы нарисовать деньги и не провел бы на дороге вечность, строя объезд, вручную сгружая полтонны золота в машину, которую после этого нужно чинить.
– Заметь, что это ты сказал, а не я. Даже чтобы самому сказать эту правду вслух, ты воспользовался не прямым путем, а обходным, приписав эти слова мне. Как этот паттерн отражается на твоей финансовой стратегии?
– Я часто стараюсь все наперед продумать, сделать наиболее выгодным образом, чтобы не потерять деньги, однако трачу на эти обходные стратегии массу сил, энергии и времени. Иногда мне стоит экономить силы и невосполнимые ресурсы жизни, согласившись уступить в мелочах. В конечном счете это выходит дороже.
– Подписываешься под этими словами своим именем, или это опять «я сказала»?
– Да понял я, понял, что манипулятор и не беру ответственности.
– Обрати внимание, это тоже ТВОИ слова.
Анализ сессии «Куча золота»
При анализе рисунка обнаруживается, что Василий делает много лишней работы (строит обходной путь вокруг кучи золота, чтобы освободить дорогу для машины, что впоследствии оказывается не нужным). Это символически отражает его стремление игнорировать собственное авторство важных выводов, приписывая их терапевту. Ему кажется, что это снимает с него ответственность, но это иллюзия, отвечает за его заработок все же он, а не терапевт. Ближайшая задача клиента – осознать склонность к внешнему авторитету и желание получать подтверждение своих мыслей и чувств от внешнего источника. А затем вернуть себе проекцию и интегрировать (присвоить себе) способность самому делать выводы и извлекать полезные уроки из собственного опыта.
Доверять не другому (терапевту, авторитету, маме, дяде и т. п.), а себе – это самый короткий, прямой и эффективный путь. Он экономит силы и ресурсы.
Основным достижением сессии было установление прямого контакта с клиентом, избегающим ответственности за свои слова. Метафорически «отвечать за свои слова» (признать их авторство) означает легализовать доход. Если не легализуешь свои выводы из терапии – не усвоишь, не «заработаешь» пользы от сессии. То же и с деньгами: только действуя «в белую», можно стать владельцем вот такой кучи золота без рисков надорваться, вывозя ее тайно.
"Старинные дублоны"
Сергей, 51 год. Нарисовал на рисунке дорогу, на которой разбросаны золотые монеты. Вдали видны несколько расплывчатых фигур.
– Можешь рассказать, что это за монеты и что за люди вдалеке?
– Это старинные золотые дублоны. Их немного, я соберу их и уйду, никто и не узнает.
– А никто – это кто? Смотри, там же есть какие-то люди. Они нарисованы расплывчато, неясно, действительно трудно понять, кто это. Но зачем-то они есть на твоем рисунке. Ведь если бы ты действительно хотел, чтобы не было свидетелей, ты бы их не нарисовал?
– Хм… Ну, для меня это, скорее, о другом. Эти дублоны представляют деньги и богатство, которые я хотел бы иметь. А вот эти туманные фигуры как бы символизируют людей или препятствия, которые мешают мне достичь этих денег.
– Как именно они мешают, если они находятся вдали?
– Даже на расстоянии они создают ощущение страха и неуверенности. Кажется, что они следят за мной и могут появиться в любой момент.
– Но ведь это ты сам нарисовал эти туманные фигуры. Мог бы их не рисовать, ведь это твой рисунок. Для чего они тебе?
– Наверное, я сам создаю себе эти страхи и препятствия. Они существуют в моем сознании, и я их проецирую на свою жизнь.
– Даже если так, то ты ведь мог создать любое препятствие: сейф без кода, стену, через которую не перебраться, сторожа. Но ты нарисовал туманные фигуры вдали. Если бы это было про меня, это бы означало, что в моем жизненном опыте есть некоторые расплывчатые представления о людях, которые как-то угрожают моему благосостоянию.
– Ну, может быть, я боюсь не оправдать ожидания окружающих, а еще неудачи и критики. Они как будто следят за мной, реально не вмешиваясь, а дальше уже я сам себя торможу.
– Что это напоминает в твоей реальной жизни? Помнишь, я говорила про представления о преграде? У тебя есть представление о слежке. Так вот, за кем ты так пристально следишь, кого все время держишь в поле зрения хотя бы на расстоянии, когда имеешь дело с деньгами?
– Ух ты, мне это напоминает бабушкино «бери, да помни!» Она всегда так говорила, когда что-то давала кому-то. Как будто «пользуйся, помня, кто тебе это дал». Возможно, теперь я все время внимательно слежу за тем, чтобы не взять больше приличного. Например, я часто анализирую, что подумают родители или друзья о моих финансовых решениях. Я боюсь сделать шаг, который не одобрят мои близкие, поэтому часто откладываю решения или вообще отказываюсь от них.
– Этот страх неудачи и осуждения, он действительно есть в твоей жизни, или это твои фантазии?
– Да, у нас говорят, что много зарабатывают жулики, но в то же время транслируется мысль, что и мало зарабатывать означает стать неудачником. Может, поэтому дублоны ценные, но их немного.
– А чьи это слова?
– В основном бабушкины, ее родители и их родители до революции были богатыми людьми, у них были дома за границей, производство…
– Может быть, поэтому дублоны из прошлого?
– Да, я об этом не подумал, наверное, поэтому. Сам я в СССР родился.
– А что произошло с семьей бабушки?
– Ну, что, все отобрали, кого-то посадили, кто-то пропал, и неизвестно ничего. Богатство у нас – к несчастью, но и не зарабатывать стыдно. Такая вот раздвоенность.
– Кстати, слово "дублон" происходит от французского "двойной", дубль, двойственность, раздвоенность, повторение. Как такая семейная история влияет на ваши решения и действия в жизни?
– Ну, как? Так и боюсь всю жизнь повторения семейной истории. Умею ситуативно зарабатывать, но как только есть возможность войти в большой бизнес, я начинаю взвешивать риски и отказываюсь. Пытаюсь перехитрить хитрецов.
– Что ты сейчас чувствуешь, когда говоришь про это?
– Жалко себя. И родню жалко. Они не были жуликами. Время было такое, что их НАЗВАЛИ преступниками, и уже от этого они пострадали. Я часто избегаю рискованных проектов и предпочитаю оставаться в безопасной зоне. Иногда я даже отказываюсь от возможностей, потому что боюсь провала.
– А что сейчас сильнее, жалость к себе или страх?
– Сильнее всего страх, но еще есть злость на тех, кто поменял законы, и работящие честные люди стали преступниками!
– Что бы ты хотел сделать с этой злостью?
– Ничего, это хорошая злость, она напоминает, что есть всегда в жизни фигуры, чьи правила туманны, следует опасаться их, но действовать.
– Перенося на рисунок твое заключение, что-то хочешь добавить?
– Ну, да. Это же ценная находка, по факту. Я не могу просто собрать дублоны и уйти на глазах свидетелей. Буду вызывать соответствующие службы, оформлять находку, платить налоги. И тогда я не жулик.
– Так тебе подходит?
- Да, но 50% налога… О! А подрисую-ка я еще столько же монет!
– Стало лучше?
– Нет, все еще страшно, не совсем ясные правила. То ли это клад, то ли находка. Я думаю, мне нужно добавить свет и сделать фигурам лица и форму. Изображу их как инспекторов, а не врагов. А рядом с монетами нарисую лопату и яму, откуда я их выкопал. Теперь это точно клад, а не потерянные кем-то деньги.
– Как ты чувствуешь себя теперь?
– Ну, увереннее, хоть часть и придется отдать государству. Они могут показать мне лучший путь, помочь избежать ловушек и поддерживать меня.
– На кого из твоей реальной жизни похожи эти наставники?
– Юристы? Да, наверное мне нужен юридический совет в делах фирмы.
Анализ сессии «Старинные дублоны»
В данной сессии проводилась работа с проекцией страхов и внешних ожиданий клиента на некие туманные фигуры. Когда терапевт отметил, что Сергей сам нарисовал эти туманные фигуры, а мог бы их не рисовать, клиент осознал, что он сам создает себе страхи и препятствия. Фигуры были расплывчатыми и неопределенными, что отражает его неопределенные, но все же пугающие представления о том, кто или что может угрожать его благосостоянию. А то, что фигуры, по его мнению, следят за ним, показывает, что и сам Сергей живет с оглядкой на кого-то.
За его стратегией стоит семейная история, связанная с потерей фамильного богатства из-за политических изменений. Это создало у него двойственное отношение к деньгам: с одной стороны, богатство ассоциируется с риском и опасностью, с другой, недостаток денег – со стыдом и неудачей. Этот неосознаваемый внутренний конфликт заставляет Сергея избегать рискованных проектов и придерживаться безопасных стратегий, что ограничивает его возможности для финансового роста. Пролил свет на двойственность родового послания выбор Сергеем в качестве находки старинных испанских дублонов. Само слово "дублон" этимологией намекает на двойственность.
В ходе сессии Сергей отдал дань уважения к судьбе предков и отделил свою индивидуальную судьбу от родовой. В результате он меняет свой рисунок, добавив свет и четкие лица фигурам, чтобы прояснить их статус и реальное влияние на его финансовую ситуацию. Они стали инспекторами, а не врагами, символизируя стремление к ясности и законности в его финансовых делах, что может помочь ему чувствовать себя увереннее и безопаснее. Сессия помогла Сергею исследовать внутренние страхи и барьеры, влияния семейной истории на его отношение к деньгам и богатству. Он пришел к необходимости поиска юридической поддержки для улучшения финансовых решений.
Блокирующие установки и разрешающие послания
Во всех приведенных примерах мы сначала искали блокирующие установки сознания, а затем преобразовывали их в разрешающие послания, помогая человеку развивать более позитивное и здоровое отношение к деньгам, открывая новые возможности для достижения финансового благополучия. Этот процесс называется рефрейминг и является частью психотерапии.
Блокирующие установки
Блокирующие установки в отношении к деньгам – это негативные или ограничивающие убеждения, которые препятствуют человеку достигать финансового благополучия. Эти установки формируются под влиянием личного опыта, воспитания, социального окружения и культурных норм. Они часто являются подсознательными и могут оказывать значительное влияние на поведение и решения, связанные с финансами.
Разрешающие послания
Разрешающие послания – это позитивные установки и убеждения, которые способствуют финансовому успеху и благополучию. Они помогают человеку преодолевать страхи, сомнения и ограничивающие убеждения, поддерживая более здоровое отношение к деньгам и финансовым возможностям. Примеры таких посланий:
Так, в сессии «Сказочный сад» основная блокирующая установка 30-летней девушки: «Работа – это скучно и буднично», разрешающим посланием стало: «Работа может быть интересной и приносить радость». В сессии «Куча золота» блокирующие установки: «больших денег честно не заработать», «Нужно заметать следы», Разрешающее послание было «Честность позволяет экономить время и силы», «Время дороже денег». В сессии «Старинные дублоны» блокирующая установка «Никому нельзя доверять», а разрешающее послание: «Полагайся на закон».
Какие еще бывают блокирующие установки и разрешающие послания про деньги? Приведу несколько примеров.
1. Установка "Деньги – это зло"
Блокирующее убеждение: деньги ассоциируются с жадностью, коррупцией и аморальным поведением. Люди, которые стремятся к богатству, считаются эгоистичными и нечестными.
Разрешающее послание: "Деньги – это нейтральный ресурс". Их можно использовать как во благо, так и во зло. Я могу управлять своими деньгами с честностью и использовать их для позитивных изменений в своей жизни и жизни других.
2. Установка "Я не заслуживаю богатства"
Блокирующее убеждение: обесценивание себя, вера в то, что богатство предназначено только для избранных или тех, кто уже успешен.
Разрешающее послание: я заслуживаю финансового благополучия. Мои усилия и навыки ценны. Я имею право на комфорт и изобилие, которые позволяют мне жить лучше и достигать своих целей.
3. Установка: "Деньги всегда утекают сквозь пальцы"
Блокирующее убеждение: чувство, что деньги самостоятельный субъект, имеющий волю и планы.
Разрешающее послание: я сам могу контролировать свои финансы. Разработка бюджета и планирование расходов помогут мне сохранить и приумножить свои деньги. Я способен управлять своими финансовыми потоками.
4. Установка: "Чтобы зарабатывать деньги, нужно много и тяжело работать"
Блокирующее убеждение: вера в то, что финансовый успех возможен только через непрерывный, изнурительный труд, что не оставляет места для личной жизни и отдыха.
Разрешающее послание: я могу зарабатывать деньги, эффективно используя свои навыки и время. Умный труд и поиск новых возможностей могут привести к финансовому успеху, не жертвуя здоровьем и личным счастьем.
5. Установка: "Деньги портят людей"
Блокирующее убеждение: страх перед тем, что обладание деньгами изменит личность, сделает её менее нравственной или отдалит от близких.
Разрешающее послание: деньги не меняют меня, а дают возможность проявить мои истинные ценности и стремления. Я могу оставаться верным своим принципам и использовать деньги для добра и помощи другим.
6. Установка: "Большие деньги – это опасно"
Блокирующее убеждение: обладание значительными финансовыми средствами приведет к неприятностям или даже опасностям.
Разрешающее послание: я могу разумно распоряжаться деньгами. Вера в свои способности управлять финансами эффективно и мудро.
7. Установка: "Деньги легко не зарабатываются"
Блокирующее убеждение: для финансового благополучия необходимы сверхусилия, которые могут оказаться не по силам.
Разрешающее послание: глаза боятся, руки действуют. Планомерные и регулярные действия приводят к результату: улучшению финансового положения.
8. Установка: "Богатые люди – жулики"
Блокирующее убеждение: стереотип, что все состоятельные люди нечестным путем зарабатывают свои деньги.
Разрешающее послание: богатство – это результат труда и умения. Признание того, что финансовый успех может быть результатом честного и упорного труда.
Рефрейминг
Блокирующие установки и разрешающие послания тесно взаимосвязаны, так как они противоположны по своей природе и воздействию на человека. Понимание и осознание своих блокирующих установок – первый шаг к изменению их и превращению в разрешающие послания. Этот процесс требует внутренней работы и саморефлексии. Признание и замена этих убеждений на более позитивные и конструктивные позволяет не только улучшить финансовое положение, но и укрепить уверенность в себе, повысить уровень удовлетворенности жизнью.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Свидетельство о публикации №224062501345