Нескучный Сад

Последний раз я гуляла в настоящем Нескучном саду лет семь тому назад - с Леной Сморгуновой, которой давно уже нет. Сам сад - напротив и чуть наискосок от моего дома; я дошла пешком, а Лена приехала к его входу на троллейбусе из Центра. От этой прогулки, хоть почти и в Центре Москвы, остались чудесные воспоминания. Они ещё живы благодаря тому, что этот сад теперь рядом со мной, даже у меня дома, но на картине некоего художника (я считала, что профессионального). Картину эту сестра Таня привезла в подарок нашей маме, которая тогда не выходила из дома (а Тане подарил её, как я думала, сам автор). А сейчас, когда я тоже не выхожу из дома, эта  картина висит уже над моей кроватью, на стене, напротив и чуть выше моей подушки. Я её очень люблю и пытаюсь понять, почему. Конечно, памятью о прошедшем, но не только. Ну, своим реализмом: там и знакомый мне хозяйственный домик-сарайчик (правда, художник усилил цвет крыши и двери, они стали приглушённо-красными, а не безнадёжно серыми и облезлыми, как было, - на то он и художник, а не фотограф). Рядом и скамейка с сидящими (или стоЯщими там) тремя кумушками; и я там сидела и трогала толстый ствол дерева, а на картине видна эта нижняя его часть. Это тоже неполный ответ. И только сегодня, когда я проснулась в шесть часов утра от яркого солнца – а оно осветило и картину -  я увидела первый раз то, что оставалось загадкой. Я заметила, что левый верхний край картины сада подёрнут едва заметной дымкой и над ним кусочек неба, которое и даёт такой отсвет. И как я этого не видела раньше?! Ведь это и создаёт то волшебное чувство невесомости, оторванности от земных проблем и материальных предметов. Это чувство и охватило нас, когда мы гуляли в реальном саду, а сейчас я пытаюсь его вынуть из глубин подсознания. Мне что-то подсказывало, что дерево, домик и кумушки на или у скамейки – не главное на картине и в жизни.  А вот этот мало заметный кусочек неба, на  который ты почти не обратила внимания, он-то и звал тебя к чему-то более высокому. Именно он сохранил и напомнил тебе в этот момент ощущение красоты жизни, которым ты была полна тогда, в реальном Саду. Сейчас-то тебе понятно, что хотел тебе передать художник? Ты ведь всегда смотрела картины бегом, поверхностно, обращала лишь внимание на сюжет, красоту формы, общую гармоничность, размещение  фигур и т.д. Конечно, достижение успеха в этих параметрах тоже может быть задачей художника, вполне достойной. Но это средство выражения его мысли, а где сама его мысль, замысел? Если это не сам за себя говорящий портрет или очевидный сюжет, а просто отражение красивой картинки природы, то я не понимала этого, а была благодарна тому, кто объяснял мне, зачем это. Вот у меня на противоположной стене висит ещё одна картина, она почему-то не вызывает вопросов: она просто «копирует» тот путь вдоль леса, по которому мы шли в некий памятный мне день с моими двумя близкими мне людьми, которых уже нет. Рисунок с дорожкой вдоль леса я за это и люблю. А пришедший раз в гости грамотный чел просто фыркнул на него: зачем он Вам? А мой «Нескучный сад» одобрил и даже долго стоял перед ним, а мне даже неизвестны имена обоих художников. И я ведь тоже хочу понимать, почему я перед картиной Левитана долго стою, а многие рядом с ним прохожу мимо: они меня «не цепляют», в них нет той тайны, какая меня привлекла в моём «Нескучном», но тоже ведь очень постепенно. А понять механизм такого «понимания» хочется хоть немного. Из опыта своего только интуитивного восприятия я позволю себе сделать маленький вывод. Оказалось, Зритель ведь тоже должен работать, если хочет понять, в чём смысл того, что он видит перед собой; но часто ему нужна подсказка. А как же я так долго смотрела и не видела главного? Конечно, я тугодум, но не столько же лет думать! Значит, я НЕ думала, а просто любовалась. Но вот луч весеннего солнца осветил – и до меня дошло правильное понимание нарисованного. Это подсказка пришла вовремя, хоть и очень запоздало.
 
В том-то ведь и состоит задача настоящего художника: непонятным тебе образом выразить то, что он хочет сказать зрителю, если речь идёт о холсте. То же и слушателю, если мы говорим о музыке. Ну, а в чём работа тех, кто рассматривает картину или слушает стихи или музыку? – Ведь они все - Воспринимающие устройства, для краткости назовём их ВУ. (Здесь я перешла на технический язык Кибернетики). Эти ВУ тоже должны «работать», если ставится задача понять, увидеть СМЫСЛ в предъявляемом им результате творчества художника, Автора … Как же всё это непросто! А художнику тоже очень важно передать свою мысль, своё откровение – людям. Художники ищут свежие, более современные средства выражения своей главной мысли, идеи, да и вообще своей собственной сути. От этого возникают разные «течения» в литературе, в музыке, в поэзии и других видах творчества (символизм, акмеизм, абстракционизм, постмодернизм, и т.п.). А если художникам дан дар не только в виде самого таланта в каком-то творческом ремесле, но и дар понимать, что эта мысль не твоя собственность, а общая, и они должны вернуть её обществу же, то задача усложняется: они сами должны понимать запросы времени и своих реципиентов. Это долг талантливого человека, и он не может убегать, отказываться от этого своего дара и ответственности перед людьми. А форму донесения до людей этой подаренной ему «от Бога» идеи или мысли он должен искать сам. Много на этой почве может быть разных конфликтов и трагедий, и даже редко бывает без них, но это всегда расплата за Дар. А если вернуться из высоких сфер к нашей конкретной картине «Нескучный сад»? – это лишь очень маленький пример тех сложностей, какие стоят перед разработчиками систем типа «Искусственный интеллект», или ИИ. Я как зритель, то есть ВУ, оказалась плохим воспринимающим устройством: не смогла разгадать замысел картины без подсказки (лучик солнца высветил). Что же надо делать мне уже как разработчику системы ИИ? Мудрый муж скажет: умнеть! Значит, ещё не дозрели мы как учёные до решения таких тонких задач. А ведь многие, особенно продвинутые программисты, давно уже работают над проблемой понимания рисунков, схем, карт … Вот с задачей «понимания» автоматом Смысла естественных текстов оказалось немного легче справляться: это больше сфера действия лингвистов. Но и здесь ещё предстоит огромная работа… Будем ждать успехов от следующего, юного поколения. Эвон куда меня занесло от наблюдения простой картины «Нескучный сад»! ННЛ, 24.04.2024.
А вчера ко мне приехала сестра Таня, автор подарка, и уточнила, что автор картины «Нескучный сад» - вовсе не профессиональный художник, а любитель по имени В. Солдатенко 1995г. Ну, это ведь ничего не меняет в моём кратком описании впечатления от картины и, главное, в выводах для работы лингвистов, пытающихся извлечь  Смысл из Текста, а также научить этому компьютер. ННЛ, 10.05.2024.


Рецензии