Три поповских богатыря...

Полевая дорога, замысловато петляющая меж чёрных паровых клеток и зеленеющих ковров озимой пшеницы, казалась бесконечной. Только поля, поля да ковыльная степь до самого горизонта. И по всей степной округе разливалась редкая для весенне-полевых работ тишина. Лишь мерный топот запряжённой в «линейку» пары колхозных лошадей нарушал покой засыпающей природы. Это новый бригадный агроном, а по-тогдашнему качественник, торопился в степь. Он спешил забрать дневную смену трактористов, ведь завтра первый весенний, к тому ж первомайский выходной.
 
Кони, чувствуя значимость момента, бодро рысили по накатанной полевой дороге, а на многие вёрсты кругом не было ни души. Разве что одинокие стрепеты, методично обследовавшие всходы перезимовавшей ярко зелёной озимки, горделиво вышагивали поотдаль. Умиротворённая обстановка вгоняла молодого специалиста в дрёму, благо ни встречных ни поперечных на пути не было. Так бы и ехал агроном подрёмывая, если б не наскочило колёсо на бог весть, откуда взявшийся камень. Встрепенувшийся всем телом ездок увидел впереди себя троих взрослых мужчин, шедших навстречу быстрым уверенным шагом.

Это были братья Колундаевы, трактористы дневной смены - Борис, Егор и Яков. И все трое Михайловичи. Их неожиданному появлению агроном очень обрадовался, ведь подобрав трактористов на полпути, можно пораньше вернуться домой, однако вспомнив, что председатель поручил ему организовать охрану оставленного в поле трактора, обрадованный агроном вмиг сменил тон:
- Вы это, какого беса трактор бросили без охраны? А если раскурочат? Был же приказ технику без присмотра не бросать. Давайте конайтесь, кому оставаться на сторожовку.

Братья даже бровью не повели, как шли, так и пошли дальше. Молодого специалиста подобное поведение возмутило донельзя и он, уже с предательской дрожью в голосе, взмолился:
- Что ж вы, братцы, делаете? Ведь по живому режете! С трактора могут и магнето снять, а чего доброго и другие запчасти.
И в качестве последнего убедительного аргумента, добавил:
- Да и угнать могут!
На что один из братьев, ответил:
- Не угонят, сил не хватит! А магнето мы надёжно спрятали. Правда, братишки?

Спорить с «братишками» агроном не посмел (их-то трое, а он один), но для себя твёрдо решил, поеду, проверю, насколько хорошо это дорогущее магнето спрятано. И с досады хлестнув лошадей стареньким  свитым из сыромятной кожи кнутом, помчался дальше.
 
Уже за вторым поворотом витиеватой полевой дороги показался силуэт колхозного трактора. Подъехав ближе молодой специалист обнаружил, что трактор…  лежит на боку! Причём на том самом, где установлено, дорогущее и, оттого столь дефицитное  магнето. Восхищению сомнительному начальнику не было предела и обойдя трактор вокруг, с весьма довольной ухмылкой на лице, повернул коней по направлению к дому. А догнав  братьев-выдумщиков по-быстрому усадил их на подводу и, поддав кнутом, повёз прямиком в хутор на завтрашний Первомайский праздник.

Вот так, по-будничному просто, боролись братья Колундаевы с потенциальными расхитителями социалистической собственности. Как только выдавался редкий в колхозе выходной, братья-силачи заваливали полуторатонный трактор на бок, а утром, как ни в чём ни бывало, ставили на колёса и пахали дальше. Однако, справедливости ради скажем, что этот супер передовой на то время метод сбережения колхозного добра, так и не прижился в нашем хуторе. По той самой причине, что не находилось среди хуторян таких богатырей, которые сначала бы валяли, а потом поднимали на колёса полуторатонный агрегат. Не хватало у других механизаторов силёнок. Жаль только, что пришедшая через пять лет война не пощадила этих чудо-богатырей.

Младший брат, Яков, по состоянию здоровья на войну не попал. А вот Борис и Егор, немного повоевав, пали смертью храбрых на полях сражений. Могилу Егора удалось обнаружить краснодонским следопытам только в 1984 году, а вот Борис так и канул без вести пропавшим. И только в 2020 году был найден в архивах минобороны, правда, под сильно изменённой фамилией «Каландаев». И только поэтому столь тщетными оказались родительские  послевоенные поиски, не под той фамилией они искали родимую кровинушку… не под той.

Младший же из братьев Яков Михайлович тоже оставил добрый след в жизни хутора Попова и до преклонных лет, в одиночку, копал могилы умершим хуторянам, не беря с них ничего, а только отобедав по усопшему.
 
Да, хорошими людьми были братья Колундаевы, настоящими. Вечная им память.


Рецензии