Про жизнь и смерть...

Уже много лет назад, на Троицу, умер папа...
В тот год она пришлась на 24 июня. А за неделю до его второго инсульта, я, вставшая ночью попить воды, увидела на подоконнике кухонного окна, со стороны улицы, белую кошку.

 Кошка сидела и в упор смотрела на меня, в темноту кухни, через стекло. Не мигая. Это было жутковато, особенно если учесть, что окно кухни на 2 этаже.
Кошка смотрела, а я медленно, через холодок бегущий по коже, понимала, что это про смерть.
Папину. Скорую и уже неизбежную. Хотя он ещё полет грядки в огороде, собирает в мисочку малину для внучек, играет с ними, смеётся, топит печь...

Так и вышло. 24 мы проснулись от того, что он свалил около печки первую охапку дров и ушел в дровяник за второй. Я встала, умылась, поставила на плиту чайник
- Как я сегодня хорошо поспал, Аленка, сказал довольный папа, занося новую порцию дров, аж до без  десяти восемь. А то всю жизнь позже пяти никогда не просыпался.
Ссыпав дрова, папа потянулся рукой к печной заслонке и вдруг замер. Речь его стала нечленораздельной, он стоял, всё ещё улыбаясь, силясь что-то рассказать, правая рука его ходила вверх-вниз, как-будто он пытался дать отмашку...Ещё через мгновение он попытался сделать шаг в мою сторону, не смог и повалился подле печи.

 Подбежала, видя, что падает, посмотрела и мысль "это все, умрет сейчас, второй инсульт", точно.
Было страшно. Одна с двумя малышами, младшей год, за городом, без машины, мобильников ещё не было почти ни у кого.

Подождала немного.  Пришло чувство и понимание "нет, сейчас не умрет", надо бежать и   вызывать скорую.
 Через все соседские огороды, напрямик, к Наде, у которой в поселке телефон ближайший был, вызвала. Приехали быстро.  Уезжая и забирая папу в больницу, сказали
- Поверьте опыту, тяжёлый! Пока ничего, но скоро станет хуже. Готовьтесь!

А в голове все крутился разговор с папой. Недавний.Вот буквально на днях.

- Аленка, слово мне дай,что если тебе скажут, что я овощем буду, лекарства не покупай. Не хочу как трава быть, ни мне, ни вам это не нужно. Недельку - две полежу, чтобы вы все привыкли, что отпустить надо и уйду.
Как мама, так внезапно,  умирать нельзя, тяжело это тем, кто остаётся.

Я обещание дала, но не исполнила, лекарства купила, прокапали или нет, это на совести врачей. Лекарств тогда не хватало. Соседи папы по палате сказали, что и не капали ему после обследования ничего.

 Спасибо Денису, соседу, возившему меня в свой отпуск по аптекам, чтобы найти ампулы с препаратом.
Спасибо многим, кто был тогда рядом.

Через неделю приехал в отпуск муж. Сходил в воскресенье в больницу.

В понедельник с утра я поехала к врачу, который сказал, что надежд нет, что он сам очень удивлен, что за всю 20- летнюю практику ни разу не видел, чтобы с таким поражением мозга при инсульте человек жил.
-  Я этого не могу ничем объяснить. Я на дежурство прихожу, у меня первый вопрос
- Беляев жив?
- Жив!
И я не понимаю, как так можно, он в первые три минуты при таком поражении должен был умереть.

Нет, папа же мне сказал, что так, как умерла мама, внезапно, умирать нельзя, это слишком жестоко по отношению к тем, кто остаётся. Им обязательно надо дать время на принять, привыкнуть и отпустить.

В понедельник вечером, отгладив папин костюм и рубашку, я снова поехала в больницу. Поила его через трубочку соком. Он глотал, хотя врачи говорили, что и это невозможно в его случае.
Но я уже не поддавалась надежде, что он передумает и останется. Я точно знала, что овощем он быть не хочет. Мой всегда здоровый и очень подвижный по жизни папа. И я обещала ... Я - ОБЕЩАЛА не держать.

Перед тем как уйти, наклонилась и прошептала ему в ухо
-Папочка, у меня все готово, если хочешь, то иди, я тебя отпускаю. И поцеловала в щеку.
Напало какое-то отупение и я
ушла прямиком в храм, стояла, плакала и молилась, ища поддержки у Бога, в этой своей невозможной, но обещанной готовности - принять неизбежное...

Ночью впервые спокойно заснула и проспала до утра.

А утром распахнула входную дверь коттеджа, ожидая кто мне сообщит, что папы больше нет...

Приехал друг семьи, дядя Володя
- Готовишь стоишь, а отец то, Аленка, умер...Без десяти восемь...

- Надо же, как и в тот день, в то же самое время, когда инсульт случился...
Спасибо,мой любимый папа, ты показал мне этим, что все слышал, и что все сделано верно.

Обещание, чтобы ночь перед похоронами и отпеванием его тело находилось в храме, я тоже выполнила.
А когда после отпевания посыпа;ла, по традиции завершения земного пути, земелькой из пакетика, данного мне в руки священником, услышала вдруг как-будто вздох облегчения папин, после  последней высыпанной щепотки
-Все!.....
И крышку закрыли. Заколотили. А я на три месяца закаменела. Ни одного чувства, ни одной эмоции, как замёрзла.
Но потом стала понимать, как мудро папа ушел, оставив полный огород овощей нам на лето, чисто выполотые грядки и полный порядок...

С тех пор знаю, что и смерть человек может себе выбрать...
А тем, кто рядом, просто принять надо...

.

Дом, который построил папа, вишневый сад вокруг дома.  Спасибо, папа, за любовь и принятие, за все, чему ты научил меня...За рыбалку, за поездки за грибами, за твою мудрость и поддержку. И за то, что двери  нашего дома всегда были открыты для всех ваших с мамой и моих друзей.
Люблю и помню...

23.06.2024г


Рецензии