Русская история глазами современника. От Рюрика до
«Постижение истории есть постижение человечеством самого себя и в себе самом божественного Закона и высшего предназначения». Арнольд Тойнби.
Часть первая. От Рюрика до Сталина.
Тысяча лет - мгновение для Вселенной, а для русских невыученный урок.
Исследования Психогенетики свидетельствуют о влияние индивидуальных генетических особенностей на темперамент, агрессивность, показатели интроверсии-экстраверсии, интеллект, память, внимание, восприятие информации, скорость реакции и другие качества психики человека. Хотя в среднем наследуемость психических характеристик редко превышает 50–70%, но и это весьма существенно для понимания строя психики наследников Рюрика - Великих Киевских князей, а также царей и российских императоров и императриц.
Каким был Рюрик? У него, естественно, был животный строй психики, как и у собратьев викингов: инстинкты, отточенные до совершенства, владеющие разумом. Викинг зарабатывал на жизнь грабежами и похищением людей. Он хорош в гребле, отлично ориентируется даже в пасмурную погоду, вынослив, обладает большой физической силой, безупречен в раскалывании черепов. Ему и дома трудно выключить режим кровожадности. В нем накопилась усталость от походов, сражений, грабежей, убийств и насилия, от пожаров. Он всегда вооружен, отважен и психически неуравновешен, но чистоплотен. С викингами боятся связываться все соседи, ибо они деморализуют врага воплями еще до начала сражения. Вся их экономика была основана на работорговле. Вот таким они были, когда Новгород и северо-восточные племена позвали их к себе на княжение для наведения порядка.
До и после крещения наследники Рюрика по психике и характеру оставались теми же разбойниками, ощущали себя наемниками и вели себя как в завоеванной стране. Примером тому является судьба Великого князя Игоря, ходившего военными походами на Византию и печенегов, но принявшего смерть от Древлян из-за своей жадности. А месть кн. Ольги за смерть мужа показывает, на что были способны Великие княгини. Под стать матери был её сын Святослав. Когда ему исполнилось десять лет, княгиня Ольга отвезла его в Ладогу, где он мужал в среде воинов. «Он был храбр духом и крепок телом. Он не боялся никакой погоды, спал на земле, войлок был ему постелью, седло – подушкой, мясо зверей - пищей, простая вода – питьём». В походы ходил налегке». Святослав всю свою жизнь провел в походах и погиб в возрасте 30 лет. Такое же воспитание было и у его потомков.
Суровость окружающей природы, грабительские набеги соседей и степняков не располагали к гуманизму, поэтому в характерах потомков Рюрика ярко проявлялось воинское мастерство, ловкость, решительность и жестокость, искусство обмана противника и стремление к большой добыче. Приняв Крещение, в психологии князей, их характерах, культуре и привычках постепенно происходили качественные изменения, о чем также ярко свидетельствует судьба Владимира Крестителя и его правнука Владимира Мономаха. Человек не может быстро избавляться от обычаев и привычек предков, которые позволяли столетиями сохранять свой род и отбиваться от врагов, но в изменившихся обстоятельствах или под страхом смерти его психика и характер могут изменяться. Так случилось, когда монгольские армии прошли ледоколом по Руси, оставляя за собой трупы и выжженные города и деревни.
Сам факт иноземного покорения, необходимость кланяться чуждой власти, гнуться и хитрить перед её жестокой силой негативно сказался на душевном складе русского человека в последующие столетия. Победители привили народу и князьям «комплекс раба», который жесток с низшими и угодничает перед тем, кто определяет его жизнь и судьбу. Раболепие, почитание начальника, боязнь сказать лишнее слово против его мнения — эта черта была позаимствована из политической культуры монголо-татарских завоевателей. Этот комплекс, укоренившийся в новых поколениях за годы советской власти, существует в нас с тех пор.
Н. Карамзин в многотомной «Истории Государства Российского» писал, что «Москва обязана своим величием ханам». Историк XIX века С. Соловьёв, указывали на, безусловно, деструктивное влияние монгольского владычества, которое отбросило русские земли в своём развитии на несколько веков назад.
За более чем двухвековую историю взаимодействия русских и монголо-татар медленно, но верно шёл процесс ассимиляции, в результате которой произошли изменения генетического и физиологического типа. Возвращаясь от хана с ярлыком, князья и их приближенные привозили с собой монгольских жён, которые после свадьбы принимали христианство. Меняли веру и мужчины, которые, проходя службу у русских князей, не хотели возвращаться домой. Впоследствии потомки таких смешанных браков стали российскими аристократами, и даже правителями, например, Иван Грозный, чья мать Елена Глинская была из рода, ведущего свое начало от темника Мамая. Борис Годунов, Бунины, Карамзины, Державины, Рахманиновы, Скрябины, Тургеневы имели в предках выходцев из Золотой Орды, и оставили заметный след в русской истории.
Приспосабливаясь к завоевателям, человеку приходилось менять старые привычки, поведение, вносить изменения в характер, но наследственные гены все равно передавались детям и внукам. Пора честно признать, что с той поры монголо-русские поведенческие императивы, маскировавшиеся под разными идеологическими и культурными «оболочками», постепенно укоренились в России и переходили по наследству и советским людям. Они стали частью коллективного и индивидуального строя психики русского народа в годы большевистского завоевания России (1917-1991 гг.) И сегодня мы живем с ними.
В этой связи напомню известные ленинские фразы о России: « Мне, господа хорошие, на Россию наплевать, она нужна в качестве дров для мировой Революции» и «Мы Россию завоевали, теперь надо учиться управлять Россией». Такие фразы публично мог произнести только ЗАВОЕВАТЕЛЬ. Известно, что русские по национальности в годы революции были на вторых ролях. После окончания Гражданской войны до 1930-1931 гг. главную роль в партии и государстве, играли атеисты по идеям и мировоззрению - евреи-интернационалисты и грузин Иосиф Сталин. Русские по происхождению оставались на вторых ролях, они НИКОГДА не были во власти. «Придите и правьте нами» - это осталось на века.
До 1917 года на российский трон усаживались потомки варяга-скандинава и немецкой императрицы, зачавшей от алкоголика Петра дочерей. Видимо, нам суждено Богом, чтобы в октябре 1917 года Россия снова оказалась в плену жестоких инородцев-интернационалистов – совершенно не русских по духу людей. К тому же не менее жестоких, чем монгольские завоеватели. Вышло по пословице «Хрен редьки не слаще».
За счет экономической и политической эксплуатации рабочего класса и превращения крестьянина в крепостного, навязывая обществу марксистско-ленинскую и сталинскую демагогию, они вознамерились построить светлое будущее для себя и грядущих поколений. Русские формально считались ведущим народом в государстве – «старшим братом» народов, населявших территорию Советского Союза, а фактически они всегда были рабочей силой и костяком армии. Охваченные энтузиазмом строительства социализма и иллюзорной верой в свое мировое предназначение, советские люди наивно считали себя подлинными хозяевами великой страны. 1931-1939 гг., Июнь 1941- Май 1945гг. показали, кто в «русском Доме» настоящий хозяин и какая роль отведена тем, кому позволено в нем жить.
Многие россияне до сих пор млеют от "сталинских трудовых побед и завоеваний" и повторяют его здравицу советскому народу, произнесенную на кремлевском приеме 24 июня 1945 года, не зная, что на нем не было ни одного поминального тоста за погибшего советского солдата. Будто их и не было. Десяткам миллионов советских людей, оказавшимся по вине Сталина в немецкой оккупации 1941-1944 гг. и пришлось привычно подчиняться и пресмыкаться перед немцами, как их далеким предкам перед каждым татарином. Потом они – без вины виноватые – всю жизнь расплачивались за прожитые в оккупации месяцы и годы по вине Сталина.
Если оценивать по гамбургскому счету, то для народов России большевистское ИГО оказалось не лучше монгольского; просто русскому человеку свойственно обманываться и обмануть его легко, а мозги десятилетиями туманили ему весьма искусно. К тому же исстари он привык довольствоваться немногим: лишь бы не помереть с голоду, а "с остальным можно потерпеть". К тому же вожди не переставали обнадеживать народ с высокой трибуны партийных съездов. Они всегда говорили правильные слова, но быстро их забывали и делали то, что считали нужным. Поэтому они больше не вспоминали о том, что к 1980 г. в стране должен быть построен коммунизм.
Прошло почти 20 лет после войны. В апреле 1961 года слетал в космос советский гражданин Ю. Гагарин. По всему миру разлетелись вести об огромных достижениях Советского Союза под руководством КПСС. А через год - 1 июня 1962 года было опубликовано во всех центральных газетах Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О повышении цен на мясомолочные продукты». Постановление гласило о повышении розничных цен на мясо и мясные продукты в среднем на 31 % и на сливочное масло — на 25-35 %. В газетах это событие преподнесли как «просьбу всех трудящихся», якобы озабоченных подъемом сельского хозяйства страны - стандартная ложь советской власти. Однако далеко не все трудящиеся высказывали такие просьбы. Повышение цен вызвало острую реакцию по всей стране, к тому же на многих предприятиях промышленности в это время прошло снижение расценок, якобы в связи с ростом производительности и механизации труда. Удар по трудящимся оказался значительным.
В Москве, Ленинграде, Киеве, Донецке, Днепропетровске и других городах появились листовки с призывами свергнуть «антинародную советскую власть». За исключением Новочеркасска дальше этих призывов события не пошли, а в нем состоялась мирная демонстрация трудящихся с требованиями отменить повышение цен. По распоряжению чл. КПСС Н. Хрущева и др. демонстрация была расстреляна, выявленные зачинщики частью были осуждены и тоже расстреляны, более 100 участников получили тюремные сроки от 5 до 15 лет. В 1992 году Главная военная прокуратура по факту трагедии 30-летней давности завела уголовное дело против членов тогдашнего политбюро Хрущева, Козлова, Микояна и еще восьми человек, но его пришлось прекратить — подозреваемых не было в живых. Однако русская власть не способна извлекать уроки из поражений.
До сих пор не произошло суда над государственными преступниками членами КПСС Б. Ельциным, Т. Гайдаром, А. Чубайсом, А Собчаком и их соратниками, проклинаемыми всеми советскими людьми за 90-е годы.
К большому своему сожалению мне, бывшему активному члену КПСС, приходится констатировать, что на протяжении 70 лет коммунистического режима, несмотря на значительные успехи в экономическом и культурном строительстве советского государства (и даже успехи мирового значения), популярный лозунг «Там, где партия, - там успех и победа!» следовало заменить знаком, предупреждающим об опасности: «Внимание! Там, где партия, - там СПЕХ и БЕДА!». Успехи достигались ценой больших, часто неоправданных трудовых и материальных затрат.
Как жилось советским людям после войны? Об этом написал простой советский ЗК Анатолий Марченко. Марченко — писатель, известный диссидент и советский политзаключённый. Родился 23 января 1938 года в городе Барабинске Новосибирской области в семье помощника машиниста железнодорожника. После окончания 8 классов уехал по комсомольской путёвке на строительство Новосибирской ГЭС. В первый раз он попал в лагерь случайно, его сделали «зачинщиком драки» в общежитии стройки Карагандинской ГЭС в 1959 ГОДУ.
Постановление о досрочном освобождении со снятием судимости пришло, когда Марченко бежал из лагеря. После года беспаспортного скитания по Сибири он решился на переход границы, был схвачен и в марте 1964 года приговорен к шести годам заключения уже «за измену родине». Отбыв этот срок, А. Марченко написал «Мои показания» (1967), первую книгу о лагерях 60-х годов - она разошлась в самиздатских списках. Он скончался в возрасте 48 лет в Чистопольской тюремной больнице в результате трехмесячной голодовки, целью которой было освобождение всех советских узников совести.
«Живи как все» — эти слова, ставшие заглавием второй книги, говорили автору на протяжении всей его жизни — одни с заботой и беспокойством, другие — с обывательским осуждением или насмешкой, третьи с угрозой и ненавистью. Таким людям, как он — кристальной внутренней честности, с готовностью пойти ради защиты своих принципов на любые жертвы — выпадает на долю трагическая судьба!
Вот как он описывал обычную советскую жизнь тех лет через год после 50-го юбилея Великой Октябрьской революции, торжественно отмеченного во всех уголках огромной страны. То, о чем написал автор «Живи как все» мне хорошо знакомо, как любому советскому человеку, родившемуся в 1945 году. Вот как он описал реальную жизнь простых советских людей в типичном городке необъятной родины «от Москвы до самых до окраин». Цитирую большой отрывок из книги.
«Я рос среди детей железнодорожников. Наших родителей не называли паровозниками или вагонниками, для всех рабочих железной дороги было одно название: «мазутник» - зимой и летом мазут с их одежды буквально капал, так они им пропитывались. В нашем двухэтажном деревянном доме было двадцать четыре комнаты, и жили двадцать четыре рабочие семьи: в каждой комнате по семье. На три семьи приходилась одна маленькая кухня. Нас, слава Богу, было в семье всего четверо. Но семьи-то разные бывают! На таких же шестнадцати квадратных метрах жило и по семь-восемь человек.
Вот отец возвращается из поездки домой. Иногда у нас в это время кто-нибудь посторонний: соседка или родственники из деревни. Умывается отец тут же у печки. А когда ему нужно переодеться, мать берет в руки одеяло с постели и, встав около отца, загораживает его. Эта сцена была настолько обычной, что соседка не считала нужным выйти хотя бы на время. Так жили мы все. Только если переодевалась женщина, гости-мужчины обычно выходили.
От своих родителей мы слышали одно напутствие: не хочешь быть, как отец, всю жизнь мазутником - учись! Жизнь и профессия родителей объявлялись детям проклятыми. Жить - мучиться, работать - ишачить. Другой философии своего существования наши родители не знали.
В пример для подражания нам ставились немногие в нашем городке люди "чистых" профессий: учителя, врачи, начальник депо, директор хлебозавода, секретарь райкома, прокурор. Все они считались интеллигентами. Правда, учителя и врачи материально жили не лучше, а многие хуже нас, но зато их работа считалась чистой и легкой. Остальные перечисленные мной в глазах всех были вершиной благополучия и довольства.
В самостоятельную жизнь я вошел с устоявшимся представлением об интеллигентах, что это люди, которые не ишачат, в общем, те, кому деньги платят не за труд, а даром.
А уж каково было мнение о тех, чьи имена украшались гипнотизирующими приставками: "кандидат наук", "профессор", "доктор наук"! Обладать такой приставкой, казалось нам, все равно, что обладать волшебной палочкой. Жизнь этой публики представлялась нам сплошной масленицей (в нашем городке таких и не было), а труд - не только легким и приятным, но и гарантирующим удобную и роскошную квартиру, автомобиль и прочие блага, о которых наши родители и не мечтали.
И совсем особо, как боги, представлялись нам академики и писатели. И к тем, и к другим отношение было двойственное. С одной стороны, всем было известно, что занимаются они делом бесполезным и даже смешным: писатель писака - брешет, как собака! ученый - каких-то мух разводит. В разговорах между собой над ними пошучивали и даже насмехались. С другой стороны, все преклонялись перед их всеведением и всемогуществом (но только не в отношении обыденной жизни: всем известно, что никакой писатель "нашу жизнь" не понимает и что никакой академик не сумеет вылечить даже чирей, а одна только тетя Мотя).
Вообще людей интеллигентных профессий объединяли с властью: с "начальством" - а уж начальство, за что ж любить? Это хозяева, которые норовят взять с тебя больше, а дать меньше. Учитель же, врач, инженер, а тем более судья, прокурор, писатель - у них на службе. К тому же обычно начальство и интеллигенция (и их дети) в провинции ведут знакомство между собой, а не с простыми «мазутниками».
И в то же время власть натравливала простых людей на интеллигенцию: то инженеры-вредители, то врачи-убийцы, то вообще "враги народа". И "народ" охотно поддерживал эту безопасную для себя травлю. Никто не скрывал зависти к материальным благам, о которых и знали-то понаслышке и дополняли собственным воображением на свой вкус и лад. Полоса отчуждения между интеллигенцией и основной частью населения не исчезла у нас и по сей день.
Десять лет я не был на родине - и столько безвременных, большей частью бессмысленных смертей в не очень широком кругу моих дворовых друзей и одноклассников. Когда живешь в большом городе, то чаще всего ты не узнаешь даже о несчастном случае у соседей по подъезду, хотя в большом городе самоубийств или драк с поножовщиной, может, не меньше, чем в глухой провинции. А в маленьком городке каждый такой "случай" пересказывается от дома к дому, обсуждается "устной газетой" - у колонок и колодцев, в магазине и около пивного ларька. Но проходит месяц-другой, и прошедшая трагедия вытесняется из памяти очередной подобной сенсацией. Когда же все такие события за несколько лет обрушиваются, как на меня, в один раз, - страшно становится, возникает ощущение какой-то эпидемии.
Сколько самоубийств, нелепых, просто «по пьяни»! Сколько людей разбилось в автоавариях, на мотоциклах, замерзло в снегу на морозе! Особенно в праздники - обычно сразу несколько таких смертей. Сейчас, когда я пишу об этом, мне вспоминаются и другие известные мне трагедии, о которых почти никогда не пишут в газетах.
Жители ближнего к Чуне (поселок В. Сибири, в котором он отбывал ссылку) поселка геологоразведки первыми пришли к месту, где упал потерпевший аварию пассажирский самолет: несколько человек были еще живы. Жив и, как потом выяснилось, и не поврежден был грудной ребенок, он громко плакал. Дело было в декабре, мороз под пятьдесят градусов. Мужики и бабы - не бандиты, а мирные жители - ограбили мертвых и ушли. Ребенок вскоре замерз - плач прекратился, стоны тоже умолкли. В живых остался один пассажир - солдат с перебитым позвоночником, его спасли. Он лежал в чунской больнице и всё рассказал.
Вокруг Чуны - тайга, и случается, теряются, пропадают маленькие дети. Вот недавно трехлетняя девочка пропала: родители ушли пьянствовать, бросили ее на весь день и ночь одну, а хватились только утром. По Чуне расходится слух, что ребенка украли и убили изуверы - "баптисты", "святые", словом, верующие, такие слухи подогреваются общим тоном публичной антирелигиозной пропаганды.
Если разом перечислить все преступления, известные мне за несколько лет жизни в Чуне, - волосы дыбом встают! Случаются и настоящие убийства: отец застрелил взрослого сына из охотничьего ружья, а мать убитого свидетельствовала на суде в пользу убийцы; в другой семье подросток-сын застрелил пьяного отца; жена порезала мужа в сообщничестве с его братом и выбросила его, умирающего, под чужой забор, там он и замерз; отец с матерью убили двухлетнюю дочку (она им мешала жить!); одинокая женщина опоила своего новорожденного димедролом и тело (а может, еще живого ребенка) сожгла в печке; приезжего из Одессы убили ради денег; солдат стройбата изнасиловал и убил старуху, другой солдат изнасиловал шестилетнюю девочку...Никто не говорит, что в Советской Армии служат насильники и убийцы, но женщины остерегаются ходить в тайгу за брусникой поодиночке.
Я живу замкнуто, "устную газету" не слушаю, и до меня лишь случайно доходит часть здешней хроники происшествий - наверное, не больше половины. Но, по-моему, названных событий за три года на поселок в 14-15 тысяч жителей достаточно, чтобы прийти в ужас. Если бы эта хроника публиковалась в газете, чунари, небось, так же боялись бы ночью выйти из дому, как, пишут у нас, боятся американские обыватели.
Другие, может, задумались бы, среди кого мы живем? что это за новый человек, воспитанный социалистической системой?
Сегодня сосед пришел ко мне взять трешку взаймы, а завтра мертвых обобрал и ребенка бросил замерзать! Сегодня он горит энтузиазмом, выполняя пятилетку досрочно, а завтра ни с того ни с сего удавился у себя в сенях. Нет, я не хочу сказать, что это результат встречных планов или районных школ политпросвета. Это же очевидно: дело не в системе, социалистической или капиталистической (и зря у нас непрерывно обличают язвы капитализма, боюсь, что наши собственные ничуть не доброкачественней), а в каких-то более общих особенностях времени, уровне развития всего человечества, единого, несмотря на пограничные полосы и политические устройства.
Тут бы всем сообща, всерьез и поскорее, заняться анализом, искать средства лечения общих злокачественных язв, все равно как от рака. Так нет, где там! "Они" - и "мы", "их нравы" и "советский образ жизни", "в мире насилия" - и "так поступают советские люди" и т.п. Чтобы не подорвать это искусственное противопоставление, закрыта вся статистика: болезней, несчастных случаев, катастроф, преступлений. Какой там общий анализ, когда отечественные специалисты сами не знают своих же данных, их прячут не только от чужих глаз, но даже от самих себя.
В результате о масштабах преступности лучше, чем специалисты, могут судить сами преступники: например, по степени наполненности - а верней сказать, набитости - тюрем и лагерей. Это непривлекательный способ исследования, но мне довелось его испробовать. С 1958-го по 1975 год я прошел через десятки этих сборных пунктов уголовщины. Но никогда, ни в какой этапной тюрьме не обнаруживал пустующих не камер, нет! - мест. За великое счастье в наших пересылках считается иметь с первого дня положенное по инструкции МВД отдельное спальное место. Начинаешь обживаться в переполненной камере - твое место на цементном полу у двери, параши или унитаза, кого-то увозят, ты передвигаешься вглубь, а на прежнем твоем месте уже новенький. Камеры переполнены вдвое, втрое и вчетверо против всех норм.
Наверное, у нас меньше, чем на Западе, организованной преступности. Но вот хулиганства, преступления по пьянке, безмотивных преступлений - мое мнение, что страшно много. Несмотря на неусыпный надзор за каждым человеком все равно как за потенциальным преступником: прописка постоянная, прописка временная, приехал на десять дней - заполни анкету, куда, откуда, с кем, к кому, зачем, на сколько; за нарушение этих правил - уголовная ответственность, лагерный срок до года. В милиции еще посмотрят, разрешить ли тебе прописку, а нет, так убирайся. Милиционер может явиться в любой дом, к любому гражданину с проверкой: а нет ли здесь непрописанных? Фактически это осмотр квартиры.
Обнаруживает непрописанного, кто он ни будь - вполне добропорядочный гость твой, сват, брат, жена, сын, - отвечает перед властями не только приезжий, но и хозяин. Мою жену несколько раз штрафовали: впервые - за то, что не прописала своего трехмесячного сына, потом - что я, законный ее муж, находился в ее квартире, а год назад оштрафовали меня за то, что, приехав ко мне, она пропустила установленный срок прописки.
Так вот, при контроле поголовно за каждым - новый советский человек умудряется создавать такую уголовную статистику, что ее боятся опубликовать. Притом ему хватает подручных орудий преступления: кулака, кирпича, топора, даже охотничий нож не всякий может иметь, на то надо специальное разрешение, иначе - лагерь до трех лет. Вот у нас в народе и говорят: "Чтоб у нас, как в Америке, каждый мог купить пистолет, винтовку? Тогда трупы на улицах некому будет убирать». Конец цитаты.
Хочу добавить к описанию автора ещё распространенную привычку распивать бутылку водки «на троих» за углом или в ближайшей подворотне. Тут было полное идейно-мыслие скинувшихся по рублю советских трудящихся: интеллигента, служащего и рабочего. Это тоже было в порядке вещей. И ещё от той жизни это "живи как все"настолько въелось в психологию советского человека, что до сих пор слышим в передачах Андрея Малазова привычное "Живем, как все". НО!
Вспоминая свои 50-60-70 годы, я скажу, что мы действительно чувствовали себя достаточно благополучными и даже счастливыми. Мой отец-ветеран войны, 1922 года рождения, откровенно говорил, что «мы живем хорошо и пояснял: квартира отдельная с ванной и кухней, есть тепло, вода, газ, есть, на что купить выпить и закусить. Чего ещё надо?». Так считали все советские люди в ожиданиях ещё лучшего будущего. И мы, сытые, обутые и одетые дети, и школьники считали себя счастливыми и благодарили партию и правительство «за счастливое детство». Каждое живое существо имеет свою среду обитания: крот нору в земле, рыба – воду, звери – лес, средой обитания советских людей был сталинский социализм.
Только вот иностранцы, которым удавалось познакомиться с нашим бытом, соглашаясь, что советские люди действительно счастливые, ибо не представляют, как плохо они живут! Это по их понятиям. Что ж, действительно, трудящийся советский народ был лишен возможностей сравнивать свои условия жизни с жизнью других народов.
Прошло более 30 лет после распада Советского Союза, но я – взрослый и умудренный жизнью человек на пороге смерти – до сих пор не понимаю, почему(?), спустя двадцать лет после такой ужасной войны 1941-1945 гг., мы - ПОБЕДИТЕЛИ жили хуже, чем люди в европейских социалистических и капиталистических странах, и в побежденной Германии?
Какими такими высокими «принципами» не могли поступиться великие коммунистические правители, чтобы предоставить возможности самим советским людям обустраивать свою жизнь? Все известные аргументы советских вождей, политиков и пропагандистов по этому вопросу – сплошная туфта. Мой ответ: в партийных, государственных организациях и гражданских отраслях снизу доверху люди просто устали от бесконечной суеты и обленились, потому что не видели смысла напряженно и добросовестно работать; второй ответ - старшие поколения устали и надорвались от перенесенных десятилетиями тягот, конечно, они не были удовлетворены результатами хозяйственной деятельностью правительства, но менять уже ничего не хотели и тянулись к спокойной и благополучной жизни. Еще одна причина исторического поражения ленинских идей в том, что идеалы революции давно были девальвированы демагогией руководства коммунистической партии.
Ещё вопросы себе, 79-му старому человеку, сознательному члену КПСС с двадцатилетним стажем, бывшему секретарю ГК КПСС, председателю Горисполкома и зав. отделом обкома КПСС. Прежде, чем его сформулировать, замечу: мы – местные партийно-советские-профсоюзные органы несли ответственность за ВСЕ происходящее на своей территории и в коллективах, но наших местных ресурсов не хватало для удовлетворения не только растущих потребностей трудящихся, но часто и самых необходимых. Ресурсы страны распределялись в Совмине по приоритетным государственным направлениям. Бесхозяйственность создавалась на уровне ЦК КПСС и Совмина СССР. Но за срывы планов приходилось отвечать партийным, советским и хозяйственным работникам на местах. Поэтому нас критиковали и сверху и снизу, но существенных положительных изменений в народном хозяйстве не происходило, проблемы усугублялись. В чем же был выход?
Ответ: руководству партии не надо было увлекаться обещаниями и «созидательными программами», а в рабочем режиме создавать благоприятные экономические условия, чтобы трудящиеся частью самостоятельно могли решать вопросы улучшения бытовых и жилищных условий и пр.
К тому же следовало прекратить борьбу с подсобными хозяйствами. Разрешить рыночные отношения в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения и пр. То есть совершенствовать экономическую систему, служившую 70 лет интересам милитаризации страны, но фактически это РЕЖИМ завоевателей-интернационалистов готовил себя к новым сражениям и победам.
Советские люди действительно были миролюбивыми и хлебосольными, а наши вожди - эксплуататорами темных инстинктов и светлых надежд народа, всегда представляли потенциальную угрозу для недоброжелателей и противников советской модели социализма. Следуя сталинской логике, они регулярно делали из США – надежного союзника в Великой Отечественной войне – главного врага. По-сталински, по привычке пугали, что США усиленно готовятся напасть на Советский Союз и поэтому необходимо добиваться паритета военной мощи и «держать порох сухим». Это была неправда и ложь, но она позволяла держать армию и народ в состоянии мобилизации, и увеличением затрат на оборону оправдывать провалы в экономике и сбои в удовлетворении населения необходимыми продуктами и товарами.
Уже в 50-е и начале 60-х «советским» руководителям – завоевателям царской России и демагогам необходимо было отказаться от участия в гонке вооружений, погубившей экономику СССР и весь Союз. Известно же, что в мировой истории были Империи, существовавшие сотни и тысячи лет на здоровой по тем векам экономической, идеологической и религиозной основе. Но о Советском Союзе этого сказать нельзя. Никита Сергеевич и Леонид Ильич, будучи по невежеству в плену марксистско-ленинской идеологии, не обладавшие здравым политическим смыслом (читайте дневники зам зав Международным отделом ЦК КПСС А. Черняева) оставались в плену большевистского классического идиотизма. Воспитанники Сталина не могли поступиться его принципами.
Поэтому и не сбылось ленинское предсказание, озвученное в 1920 году: «Мы, старики, не доживем до коммунизма, но поколение, которому сейчас 15 лет, оно увидит коммунистическое общество, и само будет строить это общество». Не увидели. Я тоже был в рядах активных строителей коммунизма во второй половине двадцатого века и знаю, что таковых было много – добросовестных строителей счастливой жизни.
Отсюда еще вопрос: Почему же из наших ОБЩИХ и огромных коллективных усилий ТО, к чему стремились миллионы, охваченные трудовым порывом и за что воевали, ничего не получилось, энергия рассеялась, как паровозный пар? Хотя имелись необходимые условия. Отв.: по той же причине, по которой невозможно достичь линии горизонта - целеполагание было ложное.
И последний вопрос: стоило ли тогда большевикам делать Революцию ради описанной Марченко жизни и быта советского человека спустя 50(!) лет после Великого Октября? И во имя вот такого типичного "нового советского человека – строителя коммунизма"? Ввергать страну в кровавую Гражданскую войну, проводить изнурительную Индустриализацию страны и преступную Коллективизацию сельского хозяйства Советского Союза, уничтожить сотни тысяч правоверных коммунистов и миллионы заключенных сгноить в лагерях? Стоила ли эта реальная и весьма скромная действительность Советского Союза принесенных народом жертв за 50 лет после Октября?
Ради какого "торжества ..." руководители СССР - организаторы строительства светлого будущего - создали такую серую и унылую жизнь миллионам трудящихся, что многие из них начинали потихоньку спиваться?
Конечно, повторяю, на этом тягостном пути были и победы, но, в конце концов, великий эксперимент «строительства социализма в одной стране» привел к девальвации всех революционных ценностей и самоликвидации великой советской империи. Хотя и не без помощи заклятых друзей России. Мудрая, как все, пословица поучает «Цыплят по осени считают». В этой связи следует признать историческую порочность ленинской коммунистической идеологии, а Октябрьский переворот 1917 г. - ленинской АВАНТЮРОЙ.
Она уничтожила царскую Россию для того, чтобы ускорить мировую революция и направить разрушенную гражданской войной страну с измученным и полуголодными трудящимися на строительство мифического светлого будущего по пути, предначертанному великим Лениным, закончившимся тупиком - трагикомическим для русской цивилизации. Ленин – это российское издание мифического Прометея, его можно назвать русским Прометеем. Его можно назвать и Емельяном Пугачевым и Степаном Разиным. Все они и другие искренно стремились дать народу свободу и счастье… Лучше бы они предоставили решать это задачу самому народу.
Первое в мире атеистическое и богоборческое государство, оказалось несовместимо с глобальным историческим процессом, с мировой христианской цивилизацией; просуществовав немногим более 70 лет, скончалось, причем советский народ в большинстве оказался безучастным к этому событию. Оказалось, были правы те - расстрелянные и сгинувшие в лагерях, кто предвидел это и предрекал неминуемый крах ленинской, а затем и сталинской идеологии и политики.
Уделив столько внимания коммунистическому периоду, хочу подчеркнуть, что ИНОРОДЦЫ Ленин (по существу) и Сталин с интернационалистами являются ЗАХВАТЧИКАМИ земли Русской, подобными Рюрику и Хану Батыю. Те и эти фактически были ЗАВОЕВАТЕЛЯМИ и соответственно управляли страной и народами Руси и России. Для их комфортной жизни им было необходимо любыми способами сломать психику покоренных и сделать их покорными и послушными, превратив в крепостного работника или раба. Главной задачей их политической, военной и полицейской власти, как у любого завоевателя, была охрана режима ЛЮБЫМИ СРЕДСТВАМИ. Этим ремеслом они владели в совершенстве.
И ещё: фактически от Ленина до Горбачева партийные вожди воспитанные интернационалистами, оболваненные марксистко-ленинским ложным учением, всегда и любой ценой стремились к ведущей роли СССР в мире. Одного Советского Союза им не хватало для удовлетворения растущих политических амбиций. В этом большевики-завоеватели могли дать фору монголам-завоевателям.
Россия, Советский Союз и социализм были только удачными прикрытиями – маскировкой сталинских амбициозных планов. Он беспощадно уничтожал всех, кто даже в мыслях пытался сомневаться в целесообразности и полезности его ВЛАСТИ для Коммунизма и Советского Союза, тем более, если пытался посягнуть на неё. Ради упрочения личной диктатуры и обмана народа мудрый Сталин в 30-е годы попытался доказать, что созданное им государство является прямым наследником военных побед и культурных традиций, приобретенных Россией за тысячелетнюю историю. Это ему блестяще удалось провернуть и в годы войны. Вождь умер в 1953 году, но главное ДЕЛО его жизни не ушло вместе с ним в могилу, -страна осталась в руках партийного Самодержавия.
Только 1985 году политическая ситуация в стране стала меняться и появились надежды на то, что становление и развитие демократии приведет к власти национально-ориентированную личность и правительство, но они оказались тщетными. Не привыкшие к свободному выбору русские и советские люди предпочли выбрать себе нового царя и этим удовлетворились. За это и поплатились с лихвой.
От Рюрика до Сталина.
В процессе прочтения исторических трудов и источников возник вопрос о судьбе России в следующем контексте: «Является судьба России зависимой от исторически складывавшихся в окружении страны обстоятельств в течение тысячелетия, или в большей степени (60х40) результатом проявления наследственности Великого князя Рюрика и потомков, которые стояли во главе государства более 700 лет? Его наследственных генов, которые от поколения к следующему поколению писали программу жизни российских царей. Нервные клетки и клетки мозга рюриковичей внутреннюю структуру получали благодаря его генам. Поэтому можно предположить, что новорожденный от рюриковича рождался с предчувствием опасностей.
От поколения к последующим поколениям ген транслирует информацию: «Будь настороже, кругом враги, они хотят уничтожить тебя и твой род». Именно такая фобия(неконтролируемый страх или устойчивое переживание излишней тревоги в определённых условиях) не давали покоя Ивану Калите, Ивану III, Василию III и её полное воплощение произошло в психике Ивана Грозного.
Может, потому у рюриковичей инстинкт выживания значительно сильней инстинкта продолжения рода, еды и др. Известно, что во время опасности сильно обостряется инстинкт самосохранения, вместе с тем временно подавляются инстинкты еды, питья и сна, мутится разум. Обычно говорят «крыша поехала». Приступы ярости и сумасшествия были свойственны викингам, они проявлялись и в великих потомках – кровь-то одна.
Призвание Рюрика на княжение привело к созданию Киевской Руси - Киевского государства. Ещё раз напомню, какими они были? Варварами и язычниками со всеми присущими им внутренними качествами: жестокостью, мстительностью, диким нравом, неумеренностью, хитростью, вероломством, безудержным женолюбием и жаждой грабежа. Среди викингов царила строгая дисциплина и чёткая иерархия. Что касается грабежей и убийств, то это было их профессией. Они ценили удачу своего вождя превыше всех прочих талантов и доблестей. Были чистоплотными, имели привычку мыться минимум раз в неделю, что по тем временам было не часто. Женщины древних скандинавов могли сами выбирать себе мужей, а мужчины могли иметь по нескольку жен. При этом женщины викингов нередко участвовали в походах, наравне с мужчинами разделяя все тяготы и невзгоды, участвуя в сражениях и претендуя на свою часть добычи.
Но вместе с тем, они более всего ценили в людях мужество, презрение к опасности, чувство собственного достоинства, самодисциплину, верность другу и вождю, гостеприимство. Этими чертами они наделяли героев своей поэзии и мифологии. Они были свирепы, но практичны. Они были карой господней для иных племен, но при этом с ними можно было вести дела — викинги были отменными торговцами. Были далеко не «ангелами во плоти» — насиловали, грабили, убивали и покоряли. Содрать кожу с пленника им ничего не стоило.
Когда дело доходило до: «всё, я больше не могу!», викинг совершал немыслимое — он продолжал сражаться. Физическая выносливость — это способность добиваться желаемого результата через боль. Это невозможно без психологической установки, которая помогает властвовать разуму над телом. И ещё: викинги не думали, что у них не получится — они просто делали это, поражая всех своим боевым искусством.
В заключение этой картины добавлю, что Иван Грозный был одним из последних рюриковичей, который закрепил великое, агрессивное, нетерпимое к инакомыслию, но политически близорукое, русское самодержавие. У российских царей и императоров в истекшем тысячелетии никогда не было чувства меры и политической дальновидности, но инстинкт ВЛАСТИ у них был подобен инстинкту защиты территории у животных. Это привет рюриковичам от древних рептилий.
При Василии II восточная Русь стала замыкаться в отгороженную от всего мира Московию, а её духовная культура, ярко расцветшая в ХIV и начале ХV века, стала деградировать в самоизоляции. Причина в том, что когда в 1448 году Константинополь согласился на временный союз (унию) с католиками, русские самовольно поставили себе митрополита на местном соборе епископов. В 1453 г. уния была расторгнута, но Москва не стала просить патриарха у Вселенской Церкви, как это было принято со времен Крещения Руси. Греки сочли такое решение НЕЗАКОННЫМ и отлучили Великое княжество Московское от церковного общения со Вселенской Церковью.
Ещё одно важное обстоятельство оказало серьёзное влияние на Русь. В русской Литве в том же ХV веке устанавливается сеймовая система – все существенные вопросы Великие князья решают в согласии. Великий князь Литовский уже Не является наследственным государем, а избираемом сеймом. И в эти же годы в Литве вводится Магдебургское право, по которому города Европы приобретают независимость от местных князей и вводят самоуправление. Литва превращается в государство аристократическое.
Московский же князь, имея честолюбивые планы утвердить свое САМОДЕРЖАВИЕ, совсем не желает уподобиться Литовскому Великому князю, подконтрольного Сейму. Поэтому при Иване III Литва начинает рассматриваться московской властью не как другое русское государство, а как «иноверная страна», захватившая часть «отчин» потомка Рюрика – московского Великого князя – и держащая их «неправдою». Русские земли, которые заключают союз с литовским князем, объявляются «изменными» - изменниками, желающими податься в латинство и лечь под «ляхов» (поляков). Это неправда, но Москва использует её для упрочения и расширения власти над своим народом, особенно над боярством, которое наивно продолжает считать князя Московского только одним из тех государей, которым оно может служить: плохо на Москве - можно перейти в Литву, в Новгород или Тверь. Очень скоро бояре угомонятся.
При Иване III появляется поток сочинений, утверждающих, что Московское государство – единственный законный наследник Рима и Константинополя, завоеванного турками-османами. Третий Рим – наименует позже Московское государство старец Филофей. Так при этом царе на Руси вводится та государственная идеология, которая в своем существе сохранялась всю последующую историю. Русь объявляется осажденной крепостью истинной веры, а русский правитель – единственным хранителем святыни православия. Измена князю Московскому начинает рассматриваться как национальное предательство и святотатство, чего до того никогда не было, и потому должно жестоко караться. Новая идеология льстила властолюбию потомков Рюрика, заиграла кровь великих предков, в руках появлялся мощный рычаг управления обществом, если оно начинало верить этим идеологическим принципам.
Но жизнь самого народа эта новая идеология никак не улучшала. Напротив, за приятные самообольщения национальной уникальностью, за величие и святость пришлось расплачиваться утратой гражданской свободы, бессилием перед произволом самодержца-деспота, бесконечными войнами, повышающимися податями, культурной самоизоляцией и отставанием в развитии от Восточной и Западной Европы. Таковы итоги работы генов Рюрика в русских царях на судьбу России.
Когда в Европе умирал государь, провозглашалось: «Король умер. Да здравствует король!» Эмоциональное отношение к личности умершего отделялось от понимания ценности института королевской власти как такового. Короли могли меняться, как и отношение к ним народа, но принцип, институт королевской власти не зависел от этих перемен.
В России же с Ивана III до наших времен господствует представление, что жизнь вождя слита с судьбой страны, с ее благосостоянием и благополучием. В случае его заболевания или старения «заболеет и перестанет размножаться скот, урожай сгниет на полях, эпидемия унесет людские жизни. От жизни вождя зависит ход природных явлений».
И наоборот! Поэтому якобы «незаконное» царствование Бориса Годунова закончилось Великой Смутой; неурожайные годы, массовый голод, постигшие Россию в годы правления Годунова народ объяснял тем, что «царь ненастоящий», что он «убийца Дмитрия» и поэтому Бог наказывает Русь. И широко с радостью распахнул руки самозванцу Гришке Отрепьеву. Между тем, фактически правивший Российским государством почти 20 лет бывший опричник татарского роду-племени Годунов показал себя рачительным хозяином страны. Кроме того, он не с первого раза согласился сесть на престол после смерти Федора, его долго уговаривали, и, все равно, подспудно народу требовался «Законный Царь» и никакой другой. Вот они и получили Лжедмитриев. Но Смута завершилась с избранием на престол Михаила Романова, сына митрополита Филарета. К власти пришел первый русский Царь, потомок воеводы Романа Захарьин-Кошкина, от имени которого пошла фамилия. Дочь Романа была первой женой Ивана Грозного. Последним прямым потомком Романовых, правившим на российском престоле, была Елизавета Петровна. Великая императрица почила 5 января 1762 года. Если Николай I, стал прародителем Николая II. Николай I был русским уже на 12,5%., то можно сказать, что в Николае II было всего 1,5% русской крови, но он уверенно заканчивал перечисление многочисленных своих титулов фразой «Хозяин земли Русской».
Иван Лукьянович Солоневич не зря назвал свою выдающуюся книгу «Народное самодержавие». Народ считал самодержца защитником, представителем Бога на земле, к нему он шел за ПРАВДОЙ 9 января 1905 года. Но когда он разочаровался в царе, когда порвалась связь народа с самодержавной властью, тогда Россию постигла новая Смута, закончившаяся 25 Октября 1917 года. К этой дате народ почти забыл о царе. Даже изуверский расстрел царской семьи в июле 1918 г. не привел к протесту православных христиан в самом Екатеринбурге.
Отношение народа-атеиста к самодержавию ярко проявилось через триста с лишним лет, когда умер вождь СССР грузин Сталин. В дни его похорон население Советского Союза было объято страхом и лица людей залиты слезами, но прошло буквально три года и решением съезда созданной им партии, Сталин был вынесен из Мавзолея Ленина.
В Грузии это вызвало массовые волнения, которые подавили танки, а в остальной стране, да что в стране – в КПСС не возникло ни одного публичного протеста (даже такого робкого, как в день ввода советских войск в Чехословакию в августе 1969 г.). В 1953 г. народ быстро осознал, что смерть вождя не изменяет принципов власти, и смирился, распахнув руки навстречу самозванцу Никите Хрущеву. Не прошло и 40 лет как сердца миллионов таких же наивных русских людей были отданы ненастоящему «царю Борису», который принес России не меньше бед, чем все Лжедмитрии. В 2000-е, возжелав настоящего царя, тот же народ отдал свои сердца В. Путину. Что впереди?
Конец первой части
Е. Дмитриев 25.06.24г.
Свидетельство о публикации №224062500419