Игорь Родионов. Эхо Драконовых гор
(Статья Игоря Родионова из журнала "Загадки истории" (две тысячи двадцать второй год, сорок пятый номер, страница восемнадцать)).
Руководители государств, как правило, летают на самолётах, предназначенных для VIP-персон. Но в тот злополучный день девятнадцатого октября тысяча девятьсот восемьдесят шестого года президент Мозамбика Самора Машел решил долететь до своей столицы Мапуту на борту Ту-134А, управляемого советскими пилотами.
В двадцать один час двадцать одну минуту (по московскому времени) самолёт, не долетев до Мапуту шестьдесят пять миль, врезался в отроги Драконовых гор...
В середине восьмидесятых годов двадцатого века в Мозамбике бушевала гражданская война, за фасадом которой стояли два антагониста - СССР и США. Президент Самора Машел симпатизировал социализму. И Кремль активно помогал молодой республике. Советское правительство подарило даже маленькой, но очень гордой стране новый самолёт Ту-134А. К самолёту прикрепили экипаж, приписанный к Ленинградскому авиаотряду.
Девятнадцатого октября тысяча девятьсот восемьдесят шестого года Самора Машел и его советники возвращались домой из Замбии, где проходило совещание лидеров так называемых "прифронтовых" государств. В восемнадцать часов тридцать восемь минут самолёт вылетел из Мбалы (Замбия) и взял курс по направлению к столице Мозамбика.
Борт, на котором кроме президента летели ещё сорок три человека, находился в отличном состоянии. Его произвели в тысяча девятьсот восьмидесятом году, и к моменту катастрофы он налетал всего лишь тысячу сто часов. Кроме того, в августе тысяча девятьсот восемьдесят четвёртого года самолёт прошёл серьёзную проверку в Советском Союзе. В служебных записях было указано, что он обслуживался как следует, а данные, полученные с цифрового регистратора полётных данных, показали, что самолёт и все его системы работали нормально.
Пилоты тоже были опытными и знающими, с большим стажем и умением находить выход из любых передряг. Достаточно сказать, что командир судна Юрий Новодран находился за штурвалом двадцать пять лет, и все эти годы прошли практически без нареканий. На счету лётного состава было шестьдесят пять посадок только в аэропорту столицы страны - Мапуту, из них две трети в ночное время. Да и погода была самой что ни есть благоприятной, так что никакого волнения ни у экипажа, ни тем более у диспетчеров рейс не вызывал.
В двадцать один час две минуты экипаж передал по радио, что они готовы начать снижение. Диспетчер Мапуту дал указание доложить о достижении высоты три тысячи футов (девятьсот десять метров) над уровнем моря или при появлении огней взлётно-посадочной полосы начать снижение для захода на взлётно-посадочную полосу.
И тут случилось нечто странное: после прохождения точки Курла (примерно за сто километров до посадки) штурман без доклада командиру воздушного судна неожиданно изменил курс на тридцать восемь градусов. Самолёт направился к границе Мозамбика и ЮАР, проходившей по отрогам Драконовых гор.
Командир, едва сдерживаясь, поинтересовался, что за виражи они закладывают. На что штурман ответил: "VOR (высокочастотный всенаправленный радиомаяк) указывает этот путь".
Всё последующее время экипаж вёл самолёт в ошибочном направлении. Экипаж счёл, что навигационные средства в Мапуту недоступны. Так, капитан заявил, что "Мапуту нет", а следом за этим: "Электричество отключено, ребята!". В то же время штурман сообщил, что система посадки по приборам (ILS) отключена, а ненаправленные маяки (NDB) не работают. Экипаж пытался обнаружить огни ВПП аэропорта Мапуту, но не смог, объяснив происходящее плотной облачностью. Снижение происходило за пределами радиуса действия большинства средств навигации аэропорта Мапуту, а экипаж не знал своего точного местоположения.
Всё закончилось в двадцать один час двадцать одну минуту тридцать две секунды по московскому времени. Последнее, что видели пилоты - огромная тёмная скала, затем последовал страшный удар.
Место аварии находилось в отдалённом, недоступном уголке Южной Африки, недалеко от границы с Мозамбиком, поэтому обнаружили самолёт не сразу.
А когда обнаружили, то власти сразу объявили причиной трагедии ошибку экипажа, который вместо полёта по приборам перешёл на визуальный полёт и снижался в темноте при высокой облачности...
Однако на этом версии не исчерпывались. Одной из самых серьёзных была версия о том, что спецслужбы ЮАР, желая убить президента Машела, установили в горах ложный радиомаяк, который и привёл к гибели самолёта. Местные жители рассказывали журналистам, что незадолго до катастрофы в горах видели странную военную палатку, которая исчезла после трагедии...
Как бы там ни было, но Советский Союз был уверен, что самолёт разбился в результате диверсии. А власти Мозамбика заявили, что самолёт могли сбить с курса советские диверсанты. Дескать, руководство СССР было недовольно поведением Саморы Машела, который склонялся в пользу нормализации отношений со странами Запада.
И поплатился за это жизнью.
Свидетельство о публикации №224062500445