02 Феликс БУХ II станковая графика 1974 1978
Феликс БУХ
(03 05 1948 г.р., Москва)
КАТАЛОГ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
к 50-летию творческого пути художника
II
станковая графика 1974 — 1978
| фотосъёмка 20 06 2024 |
01. "Творческие размышления, раздумье. Портрет художника А. Буха, моего отца"; 1974; тонкая прозрачная упаковочная (для пищевых продуктов) розоватая бумага с посторонними включениями неправильной формы, наклеенная на бумажную белую подложку с нанесёнными авторскими каталожными данными на обороте; разбавленные коричневая и чёрная тушь (акварель — ?), вода; кисти с мягким ворсом; 36,4 х 27,8 х 00,1 см
02. "В Сванетии. Сидящая на низком табурете при двери женщина"; 1974; тонкая белая бумага неправильной формы; ученические (чёрно-голубоватые при размывании) чернила, перьевая ученическая ручка со вставным тонким "писчим" металлическим пером; 42,8 х 30,7 х 00,1 см
03. "Сидящая на подстилке перед своим домом пожилая сванка"; 1974; тонкая белая бумага неправильной формы; ученические (чёрно-голубоватые при размывании) чернила, перьевая ученическая ручка со вставным тонким "писчим" металлическим пером; 42,5 х 31,8 х 00,1 см
04. "Горячий ключ, хутор"; 1978; коричневый картон неправильной формы; акварель, "белила" казеино-масляной темперы, вода; кисти с мягким ворсом; 30,2 х 34,2 х 00,2 см
05. "Сванетия, деревня с башнями в горах"; 1977; тонкая прозрачная упаковочная (для пищевых продуктов) розоватая бумага с посторонними включениями неправильной формы; акварель, "белила" тюбичной "казеино-масляной" темперы, вода; кисти с мягким ворсом; 30,8 х 41,3 х 00,1 см
06. "Алазанская долина в Грузии"; 1977; тонкая прозрачная упаковочная (для пищевых продуктов) розоватая бумага с посторонними включениями неправильной формы; акварель, "белила" тюбичной "казеино-масляной" темперы, вода; кисти с мягким ворсом; 37,8 х 41,3 х 00,1 см
http://proza.ru/2024/06/25/64
https://vk.com/id15993373?w=wall15993373_54843
ФотоАльбом # 1678 для скачивания, папка 2:
https://disk.yandex.ru/d/ome8xYvWwCwX-g
https://disk.yandex.ru/d/3VzUIa6wxpH-nQ
Каталог избранного из Мастерской художника лета 2024:
https://vk.com/album15993373_305845054
II «ПЛАМЕННЫЙ И МУДРЫЙ НАШ ФЕЛИКС БУХ»
Справедливо совершенно открывать этот период станковой графики Буха, 1974 — 1978, лёгким, но таким вдумчиво-глубоким рисунком «Творческие размышления, раздумье. Портрет художника А. Буха, моего отца», 1974 (репродукция № 01). Это, бесспорно, ключ ко всей биографии Буха-младшего! Кто для него отец, которого знают, скорее, поверхностного? — Несомненно: главный ГЕРОЙ, учитель. Сколько боли сомнения, непонимания (самой сути жизни, происходящего со всем вокруг, в себе, других?) видит в своём отце, Ароне, Феликс Бух! Даже сокрытого с глаз самых ближайших отчаяния? Мы знали Буха-старшего брызжущим гедонизмом... Однако ж, не это ли актуальный "портрет-символ" того, что с нашим Феликсом сейчас: глубочайшее поражение по здоровью, мировосприятию, неверию в Человека (непременно с большой буквы), в светлое и в Рай с всем его Творцом? Написанный лишь несколькими, но предельно точными бросками нетонкой кисти сильно разведённой однородной коричневой тушью (акварельно), любовно-лирически, этот лист восходит к лучшим о Человеке, больном, страждущем, ищущем, сражённом, запутавшемся, ничтожно малом, нуждающемся в...
Конечно, никого нельзя сравнивать с Рембрандтом. Это „художник для художников“, как говаривал мне мой учитель, великий Лазарь Тазеевич Гадаев. Я бы даже добавил: — художник среди художников. Но единицу человечности в нашем изобразительном искусстве я всё же бы ввёл: "1 рембрандт". По такой шкале портрет отца Феликса я бы и мерил, не малым, о...
Два следующих листа 1974: «В Сванетии. Сидящая на низком табурете при двери женщина» и «Сидящая на подстилке перед своим домом пожилая сванка» (репродукции № 02 и № 03), — писаны с натуры в этноэкспедиции, куда, по словам Александра Корноухова, Феликса брали „поварёнком“. Но он от близости и за своими друзьями, обоими Сашами: Лазаревичем и Корноуховом, — не отставая от них ни в чём, за компанию, как бы, беспрерывно, беспрерывно рисовал, бросая свой кухонный пост! Помимо явной, но, вполне, сдержанной выразительности, в этих двух рисунках такое вживание в персону, вроде бы, ну абсолютно, казалось, Феликсу чужую: так что ему — сидящая пред раскрытыми дверьми своего родного дома замотанная в традиционное чёрное не молодая и не шибко что, как красавица, сванская женщина, охранительница быта-дома-семьи-традиций? А художник чувствует характер каждой за всей этой эквилибристикой "этно", сумел разглядеть, словить подлинное: что есть сей, человек: чем опасен или открыт, приветлив или с скрытой агрессией на тебя?
Оба "легкомоторных" пейзажа 1977: «Сванетия, деревня с башнями в горах» и «Алазанская долина в Грузии» (репродукции № 05 и № 06), — несомненные шедевры, вершина всего периода, они квинтэссенция всей группы этих произведений, написанных акварелью с добавлениями казеино-масляных темперных тюбичных белил. Темп (да и тема) их письма — суперскоропись: лететь над... в..! И ни единой ошибки при том, без промаха! Мазки кладутся учащённым биением сердечных мышц, не менее. Оба пламенные и воздушные одновременно; вот так бывает? Два пейзажа полны звукописи, завораживают свежестью и по-настоящему красивы, эстетичны; ну зачем ж Феликс слез с этой пленящей стези \ иглы роскоши полногрудого состояния обожания сочной цветной молодой призрачности и свежей светящейся акварельных красок прозрачности?
«Горячий ключ, хутор», 1978, — наверное, самый совершенный в этой технике пейзаж, где впервые носителем (в реставрации "основа") уплотняющегося всё красочного слоя выступает картон. Вот уж мостик в новую, зовущую автора, неизвестную, неведанную ему технику: подрамник, холст, масло, растворители, кисти...
По картону можно класть краски уже гуще, пастозно, плотно, без просветов, вести работу многослойно, сеансно, с возвратом к пропискам. Такая вот перспектива.
Вообще, работы этого счастливого периода НАЧАЛА хороши, практически, все. Лучшие — давно в музеях. Ну а то, что осталось, оказывается ещё полнится чистыми шедеврами и достойно репродуцирования в полной массе!
Ещё об одном важнейшем повороте в жизни следует упомянуть. Он, как и многое, что связано с Феликсом, полон смеха. Из уст в уста передают, как на Феликса напала то ли стая волков, но вожак им был тут же собственноручно придушен, то ли в тёмных подворотнях стая грабителей с ножами кинулась, окружив художника, пыталась его грабить, так Феликс отобрал и переломал им их все ножики, обчистив материально до нитки, пошёл догуливать-попивать с дружками на добытое в честном неравном бою, где был, как всегда, один супротив стаи. А случай важный, вот каков: решили, что Феликсу хорошо \ надо бы подучиться системам "изо" где-то в госучреждении, выбрали лучшее на то время заведение: наше родное, которое я тоже (бесславно, на твёрдое "3—" с горем и ужасом начальства заканчивал) "Училище 1905 года". А для надёжности вместо Феликса ‚рукоположили; сдавать все экзамены отличника от рождения, всезная Корноухова. Друзья одинаково подстриглись, сделали соответственно загримированные фото ко входным на экзамены документам. Корноухов, мастер априори, старался рисовать, писать, как можно хуже, под неумея Феликса, чтоб вдруг не заподозрили худого, подвоха. И допритворялся-ан, досдавался-таки: "2", "2", "3". Без права пересдачи! Зачем он так с нашим Фениксом-любимчиком муз? Может, специально нашкодил по гроб жизни так братку? Шок с того (и вопросы к академику всех академий, Александру Давыдовичу, остаются априори и сию пору по-прежнему) жив. Естественно, на апелляцию подавать было нельзя — обман бы раскрылся, встал! Да и кому идти: самому Корноухову ли, самому Феликсу, не документы же нужны, а лично явиться; а эти, простите, всё два разных человека? Смех один! Но зато высший педгоссовет (Корноухов \ Лукашевкер \ Шиловская) выкрутился пред своим детищем-Бухом-младшим лихо: решили, что это Сам Господь-Бог-де уберёг Феликса от полнейшего разложения нашим специальным художественным образованием (сами-то всё на свете позаканчивали поди?), спас от этаких сношений с экорше, жутью пластмассовых скелетов, скучищи "пластической анатомии", "перспективы", "технологии", остального прочего и изматывающих, высасывающих все соки чуть ни на весь год постановок с обмертвелыми натурщиками.
Я бы завершил этот кусочек рассказом Феликса об отце, который, всё равно, для него — бог! „Меня с детства отталкивала вот эта компания отца, живописцы мосховские. И разговоры у них были одни и те же, вот знаешь, помазать, влепить? и о бабах, о бабах, о <...>, выпить и... Отец знал только творчество! Ничего другого для него не существовало... И так — до конца. Он был много раз женат, пять раз официально что ли только. А уж сколько... Однажды он вскрыл себе живот (по-настоящему) ножом: так влюбился, что не мог терпеть! Он уже почти ничего не видел, не ходил. Его возили в мастерскую. Приводили. Из него текло... Потом он уже не вставал. Ему подводили натурщицу. Он её <...> за <...>. Говорили, где на палитре какие выдавлены краски. Он писал всей пятернёю. Но как-то остановился, произнёс: "Кончился Бух!" И через час умер...“
06 06 2024 — 22 06 2024
репродукция, фото Артёма Киракосова: Феликс Бух "Творческие размышления, раздумье. Портрет художника А. Буха, моего отца"; 1974; тонкая прозрачная упаковочная (для пищевых продуктов) розоватая бумага с посторонними включениями неправильной формы, наклеенная на бумажную белую подложку с нанесёнными авторскими каталожными данными на обороте; разбавленные коричневая и чёрная тушь (акварель — ?), вода; кисти с мягким ворсом; 36,4 х 27,8 х 00,1 см
http://proza.ru/2024/06/25/64
https://vk.com/id15993373?w=wall15993373_54843
ФотоАльбом # 1678 для скачивания, папка 2:
https://disk.yandex.ru/d/ome8xYvWwCwX-g
https://disk.yandex.ru/d/3VzUIa6wxpH-nQ
Каталог избранного из Мастерской художника лета 2024:
https://vk.com/album15993373_305845054
Свидетельство о публикации №224062500064