Дебют

Пинигина Настя занималась волейболом второй год. Так сложилось, что в выездных крупных соревнованиях она ещё не принимала участие. Это был дебют.
   Настя была очень активным, энергичным ребенком: все то ей было надо, везде совала свой курносый носик, тыкала пальчиками, прищуривая голубые глазки. Учитывая спортивное телосложение, родители рано поставили её на коньки и лыжи, и к пяти годам девочка покоряла небольшие трамплины, лихо скатываясь на лыжах с горки, и выписывала "пируэты" на катке около дома. В летнее время - гоняла на двухколёсном велосипеде, доставшемся от старшего брата, или самокате, который папа собрал для неё из старых запчастей. А ещё, она очень любила лазать по деревьям, крышам, гаражам.
    Родители, конечно, пытались контролировать её активности, проводя беседы о том, что  девочке надо играть в куклы и классики, прыгать со скакалкой, а не с гаражей. Но все разговоры не изменяли её привычки и поведение, учитывая, что целыми днями родители были на работе, а дедушек и бабушек рядом не было.
    В школьные годы Настя сама записывалась в кружки и секции, пробовала себя в разных амплуа: самбо, беговые лыжи, лёгкая атлетика, даже на плавание записалась сама. Но всё было не так, не то. Пока  девочка не увидела, как на летней площадке взрослые играют в волейбол. Зрелище её заворожило. "Хочу так же," - решила она.
   И первое, что она сделала - пришла в секцию волейбола в школе. "Ты кто такая, малявка?" - спросили её десятиклассницы. Настя вздернула носик и прошла в кабинет учителя физкультуры.
"Я хочу играть с ними!" - показав на старшеклассниц, сказала Настюха. "Где мне переодеться? Я шорты и футболку взяла." Для таких же пятиклассниц, как она, в школе был кружок пионербола. Учитель физкультуры попробовал пригласить девочку в кружок сверстников,  но та только упрямо мотнула головой - хочу волейбол. Таких маленьких в школе в секцию не брали. Но...  классный руководитель, узнав о желании лучшей в классе ученицы заниматься игровым видом спорта, порекомендовал её своему другу - тренеру ДЮСШ* по волейболу Юрию Борисовичу.
     Так Настя была приглашена на отбор в команду. Полтора месяца три раза в неделю она приходила в зал спорткомплекса Байкал и упорно осваивала технику владения мячом, прыжки, перекаты. Плакала, потому что выбивались суставы пальцев, закусывала уголок нижней губки, когда старалась перепрыгнуть через "козлика"* и не могла, охала, когда получала очередной синяк на плече или колене от неудачного переката или падения. Она с завистью смотрела на старших девочек, которые занимались в этом же зале и так красиво умели двигаться с мячом на площадке. "Я так никогда не смогу", - думала Настя, но снова и снова отрабатывала прием мяча снизу или сверху. А через полтора месяца она успешно прошла все испытания и, в числе пятнадцати лучших, была зачислена в команду. Началась её спортивная жизнь.
   Она влюбилась в волейбол. Её тянуло в спортзал, как наркоманку к очередной дозе. Здесь девочка была, как рыба в воде. Пробежки по снежной целине или песчаному пляжу, силовые упражнения, тренажерный зал и даже трёхчасовая тренировка с поясом-утяжелителем* были только в радость. Она радовалась, что могла дольше всех выстоять против двоих нападающих, когда нужно было успевать принимать удары мяча сразу от двух человек. С упоением "стучала" об стеночку мяч, отрабатывая правильную постановку кисти при нападении. Улыбалась, когда её подачу с трудом принимали старшие девчата. Ей нравилось всё: и физика, т. е. тренировки на развитие разных групп мышц, и теория, когда учили технические приемы и комбинации игры, и сама тренировочная игра против своих же напарниц по команде, и тренер, так по-отечески  заботящийся о девчонках в наколенниках.  Все было знакомо, так эмоционально позитивно и энергично.
    А потому, Настя почти не волновалась, когда  ехала в автобусе в другой город на соревнования. Отчаянно болела за команду мальчишек из их города. Но чем ближе подходило время игры её команды, тем холоднее становились пальцы  рук, тем более наигранно звучал смех.
   И вот, она уже вместе с девочками из команды разминается, бегает по площадке, работает с мячом. Вроде бы всё привычно. Но как будто другая акустика в зале...или у неё немного в ушах заложило? Звуки с трибун доносились так, словно волейболистка  разминалась в аквариуме, и от болельщиков площадку  отделяло толстое стекло. Не очень получался пас на разминке нападающих ударов. Почему то не сразу полетел её любимый "планер"* - подача, которой может похвастаться не каждый ребенок в двенадцать лет.
    А после командного приветствия и расстановки на площадке Настя  "оказалась в вакууме": крики болельщиков и последние указания тренера слышны были нечётко, будто раздавались из-за стены. Движения подруг по команде казались такими медленными, а собственное сердце стучало, как у испуганного маленького зайчонка. Ком подкатил к горлу, руки тряслись, телу было холодно и неуютно в этом огромном чужом пространстве, которое ещё час назад было обычным спортзалом с волейбольной площадкой. Она едва могла переставлять ноги, чтобы выйти на позицию защиты в шестом номере. Юная волейболистка больше почувствовала, чем услышала свисток судьи, свидетельствующий о первой подаче противников.
   Анастасия пыталась успокоить себя глубоким дыханием и счётом, а потому увидела подлетающий с подачи мяч в последний миг и, соответственно, не сумела его обработать и принять. Мяч, ударившись о её руки, улетел в глубокий аут. "Настя, соберись! Всё хорошо! - крикнула  капитан команды. Вторую подачу соперницы уже намерено подали в шестой номер. Как итог - ещё одно очко, потому что мяч был Настей не принят.
     "Прикройте её, девочки", - коротко сказала капитан команды.
   Мяч был принят кем-то из подруг по команде, разыгран и благополучно забит соперницам.
   "Настя, очнись!" - слегка тряхнув за плечи, кто-то из старших девчат посмотрел ей в глаза.
"У тебя все хорошо? Ты здорова?"
    Девочке казалось, что всё происходящее на площадке она видит в немом кино со стороны. Кто-то, очень похожий на неё, растерянно движется по площадке так,  будто совсем не умеет играть в волейбол. У нее перекошенное то ли от страха, то ли от волнения лицо. Это я? - подумала Настя. "Давайте заменим её", - крикнула тренеру одна из нападающих команды.
    Тренер взял технический перерыв*, Настя вместе со всеми подошла к краю площадки. Ей дали воды, тренер мальчишек накинул на ее плечи свою кофту и начал активно растирать ледяные пальцы.
   "Настенька, всё хорошо! Ты молодец! Ты можешь играть лучше любой из соперниц! Но, даже если мы проиграем сейчас, тебя все равно никто не закидает на тренировке помидорами. Не волнуйся! Представь себе, что на противоположной стороне стоят наши младшие. Ты их только сильно не обманывай, пусть они хоть немного посопротивляются нам, ладно?" - говорил Юрий Борисович. Настя криво улыбнулась,  и в этот момент вакуум вдруг взорвался четкими звуками игровой площадки и трибун.
   Свисток арбитра пригласил их на площадку, и команды застыли перед подачей. Настя легко приняла мяч, достаточно точно довела до связующего игрока. Она вдруг согрелась, мышцы освободились от свинцовой тяжести, вновь вернулась пружинистая походка. На её счету были две удачные скидки на сетке, принесшие команде такие нужные очки, когда она подошла к подаче.
     Волнение снова начало подкатывать к горлу. Казалось , что паук страха опять перехватит дыхание. "Топи их, Настя!" - крикнул кто-то из мальчишек. Настюха улыбнулась, подняла правую руку вверх и несильно ударила по мячу. Мяч едва перевалился за сетку, не задев её, и рухнул . "Эйс!" - хором закричали ребята из её города. "Дави, Настёна!" - услышала она с трибун. Она снова вышла на линию подачи, взяла мяч, подняла руку и... Соперницы непроизвольно подошли ближе к сетке. И получили сильную подачу от Насти в угол пятой зоны. "Эйс!" - уже громко кричали с трибун.
    Следующая подача полетела в первую зону, потом в шестую. Настя проверила почти всех соперниц на приём своего "планера" и решила, что пришла пора  и капитана противоборствующей  команды.  Уже было пять непринятых подач. Пять очков она принесла своими умелыми действиями. Девочка взяла мяч, постучала им об пол, подняла вверх правую руку и с силой ударила по мячу. Мяч принялся вращаться со странным креном, а потому менял траекторию полёта. Могло показаться, что он летит в зону четвертого номера, но перелетев через сетку, мяч юркнул в свободное пространство между двумя соперницами, одной из которых была капитан команды. Обе дернулись к мячу, помешали друг другу, и мяч упал у их ног. Зал взорвался криками и бурными аплодисментами.
   Настя улыбалась. А вместе с улыбкой к ней вернулось прежнее состояние уверенности и эйфории, которое испытывала, играя в волейбол. Она почувствовала, как крылышки зашуршали за спиной, как крепкие ноги наполняются силой, а сердце выстукивает ритм победного марша.
    Противники взяли технический перерыв, пытаясь "сбить" подачу. Но и после перерыва под улюлюканье и крики болельщиков она подала ещё четыре свои коронные подачи, которые не смогли качественно обработать соперницы и, как результат, ещё увеличила счёт в пользу своей команды.
    Команда Насти выиграла тот матч. Она получила интереснейший  опыт, вместе с которым ушёл страх соперника, а появилась уверенность в своих силах и возможностях. Да, конечно,  ещё не хватало игрового опыта, было много погрешностей в технике игры, мало наигранно комбинаций. Но тот первый опыт Настя не забудет никогда! Он будет поддерживать её в самые трудные минуты жизни. Каждый раз, как жизнь подкидывала  серьезные проблемы, трудности, в мозгу звучало: "Топи их, Настя!" И тогда, уже взрослая женщина, расправляла плечи, улыбалась и шла по жизни лёгкой пружинистой походкой.

* ДЮСШ - детско-юношеская спортивная школа
*Козлик - небольшая перекладина, жёстко зафиксированная на 2 стойках высотой от 50 до 90 см. Обычно в ряд ставится от 10 до 20 козликов, через которые надо перепрыгнуть поочередно, не останавливаясь и в одном темпе.
*Пояс - утяжелитель - специальный пояс с полостями - карманами, куда вставлялись металлические пластины. Масса пояса могла варьироваться от 3 до 8 кг. Такой пояс даёт дополнительную нагрузку на мышцы ног, развивает прыгучесть.
*Планер - подача, которая вводит мяч в игру, отличающаяся тем, что мяч летит не вращаясь и может резко обрывать полёт, изменяя траекторию.
*Технический перерыв - тайм аут, остановка игры по требованию представителя команды/тренера. Обычно длится 30 секунд.

Картинка из Интернета


Рецензии
Классно! Моя одноклассница играла в волейбол. Это была её жизнь. Вспомнила её. Вспомнила её выбитые пальцы и силу удара, когда она мальчишкам по спине иногда в классе прикладывала.

Очень хорошо написано. Вы явно сами играли в волейбол и это реальная история?

Татьяна Макарова 222   26.07.2024 22:02     Заявить о нарушении
Спасибо, что делитесь воспоминаниями. История реальна))
С теплом, я

Надежда Байкальская   27.07.2024 00:05   Заявить о нарушении