Глава 48. Краеведческий музей
Славянский музей находился в одноэтажном кирпичном здании «петушиного» (русско-византийского стиля) эпохи Александра Второго и Александра Третьего, как Исторический музей на Красной Площади в Москве. У центрального входа, на крыльце, по сторонам стояли две пушки цвета хаки времён первой мировой войны 1914-1918 гг.
Работница музея объяснила Ване, что сегодня выходной для посетителей: понедельник, но идёт подготовка к новой выставке художников города и области на тему «Осенние пейзажи и натюрморты», что картины уже повесили, выставка откроется завтра, но у Вани есть час, чтобы посмотреть новые картины и музейные экспозиции; и, что так как он учащийся художественной школы, вход в залы будет бесплатным. Ваня поблагодарил Марию Фёдоровну и начал просмотр.
Больше всего его конечно интересовали новые картины. Но Ваня начал с зала «Природа и животный мир Славянского района». Дикие животные Донбасса, их чучела: дикого кабана, зайца-русака, фазана, забальзамированная черепаха. Панорамы лесных массивов по течению реки Донец. Флора края: ясень, дуб, орех-лещина, клёны, тополя.
Следующий зал: История края. 17 век: Крепость Тор. 18 век: Екатерина Вторая, давшая имя городу: Славный городок. Южная Россия. Новороссия. Ленинская Советская Украина. Гражданская война на Дону и Донбассе. Стихотворение Александра Александровича Блока «Новая Америка», написанное в 1913 году и посвящённое Донбассу, его шахтам и заводам. Великая Отечественная война. Послевоенное восстановление.
Следующая экспозиция: Заслуженные работники города Славянска и Славянского района. Ударники труда на производстве, работники сельского хозяйства, учителя, деятели культуры, основатели и работники курорта, медицины.
И тут Ваня в ряду замечательных людей во всех сферах увидел фото-портрет своей бабушки Валентины Марковны Морковиной, как выдающегося фельдшера, награждённого Орденом Трудового Красного Знамени, а под её фотографией аннотацию её биографии. На фото бабушка была молодой, красивой, улыбающейся, с карими добрыми глазами, 30-35 лет, не больше. Ваня улыбнулся. Он знал, что бабушка Валя замечательный врач, но не знал, что на столько.
На стенде «Выдающиеся уроженцы Славянского района и города» Ваня увидел фото: поэта Бориса Слуцкого, художников Петра Кончаловского – дедушки замечательных режиссёров Андрея Кончаловского и Никиты Михалкова; Архипа Куинджи; актёра, режиссёра и сценариста Леонида Быкова – автора фильма «В бой идут одни старики».
Что касается истории Славянской железной дороги, Славянского ж/д вокзала, о на этом стенде Ваня увидел фото Петра Кривоноса и своего знакомого – паровоз «Комсомолец» из аллеи Славянского ж/д депо. Ваня был горд и счастлив от того, что его бабушка такой же замечательный человек, как и Пётр Кривонос, и Леонид Быков. В своей сфере, индивидуально.
«Надо будет поспрашивать бабушку о её работе фельдшером, о её пути медицинского работника». – Думал Ваня. Он знал, что бабушка проработала всего 48 лет, в основном в Андреевке, заведующей фельдшерско-акушерским пунктом; но начинала она свою трудовую деятельность на юге области, у Азовского моря, ещё при товарище И.В. Сталине, в 1949 году. Но подробно об этом Ваня не знал.
В зал современной истории края, после 1991 года, Ваня не захотел идти и прошёл к живописи. В рамах висели полотна больших форматов, все они были написаны маслом. Художники были местными современными, но их фамилии Ваня не знал.
Были представлены осенние пейзажи: Святогорской Лавры; берег Азовского моря в районе Мариуполя: осенние тополя на морском берегу, серо-бежевые, бледно-голубые азовские волнистые просторы; пейзажи с угольными и меловыми терриконами, городской пейзаж Славянской площади Ленина. Натюрморты: груши-лимонки, арбузы-дыни, созревшие шляпки подсолнухов, созревающие грецкие орехи в зелёной кожуре и очищенные, тыквы в огородах. Всё в солнечных, тёплых сентябрьских лучах, в бликах и световых пятнах. Целый цикл пейзажей-полей: подсолнечников, кукурузы, под голубым небом, на фоне азовской морской глади. Пейзажи с фруктовыми садами.
Стиль многих работ был близок к французскому импрессионизму. Юг сходен, юг есть юг, хоть Франции, хоть России. И только Винсенту Ван Гогу никто не подражал. Из-за строгого ритма-штриховки-живописи.
- Ваня, закрываемся, час уже прошёл. Ну, тебе понравилось? – Спросила музеолог Мария Фёдоровна, подойдя к Ване, рассматривающему картины.
- Хорошо… Очень понравилось. Всё очень интересно, красиво. Спасибо Вам, Мария Фёдоровна.
- Жаль, что нет сегодня экскурсовода. Но для тех, кто здесь родился, он не нужен. – Добавила Мария Фёдоровна.
- Да, самостоятельно лучше запоминается. Спасибо вам. До свидания. – Попрощался Ваня.
- До свидания, Иван… А, подожди… Вот тебе подарок: цветной набор открыток с экспозициями нашего музея. Подарок за проявленный тобой интерес к истории Родной земли. И я знаю твою бабушку Валентину Марковну и тебя помню с твоего раннего детства… Долго объяснять подробности. – Говорила, нежно улыбаясь Мария Фёдоровна. – Бабушке большой привет от меня передавай.
- О, спасибо. Обязательно передам. И спасибо вам за подарок. До свидания.
- До свидания, Ваня. Приходи зимой, перед Новым годом будет выставка зимних пейзажей.
- О! Обязательно! Спасибо вам огромное!
Свидетельство о публикации №224062500713