Зачем на самом деле нужны пробки на дорогах?
Напомню, что "природа" пробок в час пик состоит в том, что одни и те же люди на своих или каршеринговых авто едут по одним и тем же участкам городских дорог в одно и то же время. Самые тугопролазные места в Санкт-Петербурге традиционно связаны с мостами через Неву и виадуками въездов на кольцевую автомагистраль. Рой суетологов создаёт сам себе регулярную будничную рутину, сам от неё мается и изнуряет ещё большей маетой пассажиров общественного транспорта.
От ближайшей к станции метро остановки трамваи в пробках ползут чаще всего уже пустые, потому что пассажиры на них отчаянно забили, решив, что дальше быстрее дойти пешком, а пробки бывают и такие, что забудешь, как тебя зовут, пока проедешь. Водитель трамвая оказывается брошен преодолевать скопление транспорта в одиночку. Смешно? — Было бы!
Если у автомобилиста есть выбор не использовать автомобиль, дабы не участвовать в самонадеянном черепашьем движении автомобильного толпотворения, то водитель трамвая вынужден принять навязываемую ему рутину, которая занимает какой-то кусок его маршрута и какой-то отрезок времени его смены, частью своей работы.
Каждый по себе знает, что всякий человек любую рутину стремится себе хоть как-то разукрасить, дабы не сойти с ума от однообразия. Раз водителю трамвая нельзя отвлекаться от дороги и окружающих участников дорожного движения, то последними мы частенько себя и развлекаем, пока ползем вместе с ними в ленивом потоке. Стоит отметить, что за рулём некоторых в массе ползущих машин попадаются весьма занятные кадры. Причём большинство водителей и мысли, кажется, не допускает, что их в кабине кто-то может рассматривать, что кто-то видит, чем они заняты. Да, дорогие водители, вас всех на самом деле очень хорошо видно!
Оговорюсь сразу, что наблюдение за водителем транспорта со стороны не может считаться вторжением в личные границы, ведь водитель в кабине всегда на виду, а поток транспорта - общественное место.
Когда поток замедляется, наращивая свою плотность, становится видно, кто во что горазд в героической борьбе со скукой в тугом, как мармелад, пути. В основном, люди залипают в смартфоне или планшете, кто-то умудряется читать книгу или газету, дамы наводят свои марафеты да маникюры, модные парни уплетают за рулём шаверму или крысбургеры, у кого-то капризничает ребенок или скулит собака, а кому-то удаётся даже поспать.
Однажды мне довелось видеть, как на заднем сиденье везли любознательного поросёнка, который, казалось, изучал окружающий мир розовым пятаком, прилипавшим к стеклам машины то с одной, то с другой стороны. Очень интересно было наблюдать, как глухонемой водитель (на авто был соответствующий круглый знак) общался на языке жестов с пассажиром на переднем сиденье, успевая при этом ловить рукой руль и наблюдать дорожную обстановку - какая работа мозга, только задумайтесь!
Из наблюдений об участниках дорожных пробок можно составить картину народного быта. Как культурный и образованный петербургский котик, я веду записи, и собрал для интереса такие краткие зарисовки популярных пробочных занятий: общение по видеосвязи с понтами и без; селфи одиночные, групповые и с собачкой; кофе-чай с собой; вейповый туман в салоне; бездонная косметичка в бардачке; собака-улыбака в солнцезащитных очках; дети в планшете; старушка в клетчатом пледе рядом с водителем (почему-то именно клетчатые чаще всего - загадка); бомборигмы деструктивного музлища через экстрабасовые колонки из отечественного тазика; седой дядя в очках слушает аудиокнигу; хот-дог с жидкой горчицей катается верхом на руле; выбрасывание мусора из окна авто - остатки остывшей шавермы доклюют вороны или чайки; мастер-класс по макияжу с использованием зеркала заднего вида; дама едет в бигуди - её офис ещё далеко или она ещё не проснулась? Дети ставят практические опыты: прилипнет ли обслюнявленный мармелад к капоту соседней машины; как отреагирует мускулистый лысый мужик в татуировках, если показать ему средний палец?
Отдельная категория пробок - праздничные ритуальные пробки. Ими управляет реклама распродаж, посылая срочные импульсы гнаться за горошком для новогоднего оливье, подарочными наборами, шарами и открытками. "Скидки!" и "Акция!" - главные повелевающие магические слова. Символ % на жёлтом или красном фоне страшнее пентаграммы с козлом.
Участники в большинстве своём - адепты секты потребительской лояльности, кошельки их набиты дисконтными картами, им на смартфоны через СМС и e-mail приходят персональные предложения купить со скидкой ненужные им товары, которые великим дельцам иначе, наверное, не продать.
Дорожные пробки - это такая жирная и сочная, как утка по-пекински, доходная жила. В дорожную пробку можно продать кофе с собой и шаверму на вынос, донаты и смузи. Ради них пыхает тандыр в узбекской пекарне, ради них колесят на самокатах и велосипедах разноцветные доставщики с квадратными рюкзаками; их питают бургеры и наггетсы, бизнес-ланчи и фудбоксы; для них плавится сыр на поверхности пиццы и вспениваются сливки для капучино. Дорожные пробки щедро обеспечены одноразовой посудой, жвачками, влажными салфетками, ватными палочками для ушей, патчами от темных кругов под глазами, одноразовыми пеленками и, Бог знает, чем ещё.
В отличие от караванов Великого Шёлкового Пути, в пробках каждый сам по себе, хоть и движется в общем потоке, хоть и включил эти пробки в свой повседневный образ жизни, как все. Поток транспорта можно сравнить c многоквартирным домом, где каждый в своей квартирке штампует суровый быт своего времени с незначительными индивидуальными различиями. Как почти у каждого в квартире есть телевизор, холодильник, диван, да тюбик зубной пасты, так почти у каждого в машине есть скребок для лобового стекла, аудиоаппаратура, держатель для смартфона или планшета, водительские очки. Как квартиру многие покупают в ипотеку, так и машину частенько берут в кредит. Чтобы участникам не выпасть из "жизни", не дай Бог, трудятся едва ли не круглосуточно сервисы такси и каршеринга, и даже на время ремонта своей собственной машины можно взять подменный автомобиль, чтобы в пробках прогулы не ставили.
Смеются, читая меня, наверное, москвичи... Да, бывал и видел! Легендарные чудовищные пробки Первопрестольной мне показались вообще чуть ли не главной достопримечательностью нашей столицы. Хоть я и бывал в Москве проездом в отпуске, а впечатлиться успел на годы вперёд. Вернусь не скоро.
Вот так посмотришь на эти скопления транспорта вблизи неспешно, и понимаешь, что здесь тоже можно жить. И жизнь здесь кипит, как бабушкино варенье. Как бабушка заранее режет фрукты и отмеряет стаканами сахар, так и участники дорожных скоплений заранее, наверное, ритуально готовятся к этой неотъемлемой части их жизни, покупая впрок сопутствующие дорожные товары. За будни нужно любой ценой перевыполнить план по выбросам выхлопных газов в атмосферу, ведь принято верить, что День Земли все спишет.
Так я и понял для себя, что люди нашли ещё одну зону комфорта в этих странных движениях. Удивительное существо человек способен найти себе зону комфорта в любой среде, в которую он волей-неволей попадает. Зелёный людоед из популярного мультика тоже очень любит своё болото с лягушками, что весьма в ногу со временем.
Вот для чего вам, люди, ваши пробки - чтобы позволить себе ещё немного полениться и побалдеть, пока вы ещё не приехали на работу. Нам же, трамвайщикам, остаётся только по доброму позавидовать вам.
Конечно же, я шучу! Просто, чтобы развлечь себя и, может быть, своих читателей тоже, чтобы не сойти с ума на наших сумасшедших дорогах, чтобы посмеяться над проблемой и легче к ней отнестись. Бережем оптимизм, что бы ни происходило!
Кот Трамвайкин (с)03.07.2023
Свидетельство о публикации №224062500786