Улыбка Адикии - 30
Дмитрук сидел за своим рабочим столом и гипнотизировал скриншот таблицы коменданта.
- Смотри, что получается, Вась! Если танцевать от этого листка! Оружие можно было внести в ведре, если оно было металлическое. А какое ведро и швабру внесла-вынесла Новак? Ну-ка набери вахтера и коменданта!
Комендант и вахтер показали, что Новак зашла с пластмассовым ведром и деревянной шваброй, а вышла с металлическим ведром и металлической шваброй. Вахтер махнул ей, чтобы прошла мимо рамки металлодетектора, чтобы «он не орал по мозгам»
- Понял, Вась, как она пистолет вынесла? – щелкнул пальцами Дмитрук.
- Если это она. И если вынесла. Может же быть совпадение с ведром этим. А как занесла?
- Может, конечно, но пока, кроме нее, у нас других подходящих кандидатур нет. Двадцать три минуты, плюс ведро, плюс знала жертву, плюс ее не видели. Давай раскручивать, поглубже по ее личности, кто, что, откуда, какая семья, про пистолет и все остальное.
- Обыск в комнате?
- Что-то мне подсказывает, что бесполезно, не будет там ничего, не дура она, тебе так не показалось?
- Да они все тут не дураки, - пожал плечами Вася. – Это же университет.
- В другом смысле, Вась, она нас совсем не боялась, ей бы даже понравилось, устрой мы у нее обыск. Давай с другой стороны зайдем!
***
- Шеф, не поверишь, Новак из того же поселка, что и потерпевшая, из Казбековки ! Поселок городского типа, городишко, в пятидесяти километрах от Казани. Но это еще не все: она училась в одном классе с Мануровым! - плюхнулся на стул Вася. – Они все из одного места.
- Вот! – щелкнул пальцами Дмитрук. – Как узнал?
- Манурова спросил.
- И какие у них были отношения?
- Говорит, никаких, он вообще на девочек внимания не обращал, Румянцеву любил.
- А давай-ка мы, Вася, по-тихому прокатимся к Новак домой, поговорим с родителями, с учителями!
Бывший классный руководитель с большим удовольствием говорила о Лизе Новак.
- Я работаю в школе тридцать лет и могу с полной уверенностью сказать, что такие дети как Лиза рождаются крайне редко. Лично я знаю всего двух. Выдающаяся личность! Умственно одаренная, память просто гениальная, миллион талантов, активная, жизнелюбивая, целеустремленная. Вундеркинд, знаете? Увидела – запомнила, услышала - запомнила. Мечта, а не ученица! Закончила школу с золотой медалью. Музыкальную школу с отличием, играет на фортепиано, умеет на скрипке, гитаре. А шахматы! Она у нас разрядница, я не сильна в шахматной иерархии, могу только сказать, что Лизочка имела максимальное звание для юношества. А вы ее видели? Хороша, правда? Вот уж, действительно, поцелована богами!
- А как ребята к ней относились? С кем дружила, кого ненавидела?
- Ненавидела? Никого. А дружила… ну с кем может дружить столь занятая и умная девочка? Она всегда была чуть-чуть «над» всеми, ни с кем тесно не сливалась. Но неизменно дружелюбна, приветлива, улыбчива. Очень любила математику! Знаете, что она дошла до всероссийской олимпиады по математике и стала призером? В университет ее приняли вне конкурса. Правда, мы все удивились, когда узнали, что она поступила на юридический, а не физмат, но это не имеет значения, ей все дороги открыты! Правда, поступив, она взяла академический отпуск по состоянию здоровья и сейчас учится на втором курсе, а не на третьем.
- А чем она болела?
- Не скажу, не знаю. Может, просто переутомление? Последний школьный год был для нее очень напряженным. Думаю, университет она закончит блестяще и будущее у нее сложится прекрасно. Такому уму и в науке, и в практике будет отлично.
- Понятно. А про Манурова что можете сказать?
- Про Руслана? Неплохой мальчик. Не яркий, конечно, как Лиза. Домашний, спокойный, трудолюбивый, исполнительный, порядочный, звезд с неба не хватал, но учился хорошо, старательно. Вещь в себе, закрытый. У него строгий отец, в их семье все дети воспитаны твердо, без баловства. Вот он хотел быть юристом на какой-нибудь госдолжности. Поступил и пошел служить в армию.
- Значит, он тоже на втором курсе?
- Да, должен быть.
- Интересно!
- А Лиза и Руслан дружили? Вообще какие у них были отношения?
- Руслан держался особняком, на девочек внимания как-то не обращал. Мне кажется, это его воспитание. У них отец весьма религиозный человек, все их дети очень сдержанны. Они с Лизой сидели за одной партой.
- А Лиза как к нему относилась?
- По-моему, ровно. Лиза хоть и очень хороша, но словно бы не для своих ровесников, они для нее простоваты. Она ни с кем не встречалась. И правильно делала! Успеется.
- Подруга у нее была?
- Она со всеми держалась приветливо, но самой-самой подруги не имела, мне кажется, ей чуть завидовали, это мешало.
Родители Лизы оказались милейшими людьми и могли бесконечно говорить о своей единственной дочери.
- Она у нас поздний ребенок, мы уже и не надеялись стать родителями, понимаете? И тут такое чудо родилось! Мы ею только и живем!
- А почему вы интересуетесь?
- Устанавливаем фигурантов одного дела, в университете произошло ЧП.
- Какое?
- Об этом позже.
- Лиза фигурант?
- Свидетель. Но нам нужно понимать, кто что собой представляет и как оценивать его показания.
- Конечно, конечно! На Лизочкину память вы можете полагаться без колебаний! Она у нас настоящий вундеркинд!
У Дмитрука с Васей даже голова кругом пошла от достижений и активности Лизы Новак. Каждый из них держал на коленях кипы альбомов и папок с ее фотографиями и грамотами.
- А у вас есть оружие? Пистолет? – не в тему вдруг поинтересовался Дмитрук.
- Есть, - удивился старший Новак. – Кольт моего деда. Дарственный. В 1945 году маршал Малиновский наградил его за взятие Мукдена.
Следователь и оперативник синхронно освободились от памятных бумаг вундеркинда, переложив их на столик.
- Покажите!
Новак встал и ушел в спальню, вернулся с чрезвычайно красивой резной шкатулкой.
- Вот!
Он вынул из-за пазухи цепочку с крестиком и двумя маленькими ключиками.
- Я в детстве перед этой дедовой шкатулкой трепетал, - улыбнулся он. – Она казалась мне сказочной вещью, тем более, я знал, что там пистолет. Один раз стащил ключи и открыл, с тех пор дед и отец носили их вместе с нательным крестом, от греха подальше. А потом я стал так же носить, маленькая Лиза больше моего тянула ручки к этой шкатулке. Дед из Маньчжурии привез, произведение искусства, правда? И замочек хитрый, надо двумя ключиками одновременно открывать.
Шкатулка оказалась мудреной, с двойным дном: сверху лежала небольшая коробочка с украшениями, а под ней Кольт М1911, вычищенный и смазанный, в отличном состоянии и пачка с патронами.
- Стреляете?
- Нет, не люблю, но ухаживаю, отец приучил, а его - дед. Память же.
- Когда в последний раз смазывали и вообще доставали его?
- Кажется, по осени. Да, где-то в ноябре. Шкатулка резная и раз в полгода я ее аккуратно очищаю пылесосом, пыль забивается, тряпкой не захватишь. И тогда же обычно и пистолет осматриваю.
- Сейчас все так, как оставляли?
Старший Новак заглянул в шкатулку.
- Обычно пистолет завернут в тряпку, чтобы не пачкал ничего маслом. Сейчас тряпки нет, неужели я его не обернул?
- А боеприпасы? – Дмитрук авторучкой аккуратно поддел крышку пачки. - Коробка неполная. Сколько патронов было в последний раз?
- Сколько не скажу, знаете, я равнодушен к оружию как таковому, больше как память ценю. Но коробка и не была полной еще при деде, он стрелял, а мы с отцом нет, не любили.
- Понятно. А как часто шкатулку открываете? Тут украшения…
- Это украшения моей мамы, жена их не любит, извините, не носит. Они ждут Лизочку.
- А когда Лиза была у вас в последний раз?
- На зимних каникулах и в марте на два дня, девятого и десятого. В течение семестра мы к ней наезжаем, домашнего привозим, тут ехать-то всего ничего, особенно на машине.
- В последнее дни не была?
- Нет.
Дмитрук повернулся к матери Лизы:
- Лиза была влюблена в кого-нибудь в школе?
- Господи, какие романтичные вопросы вы задаете! Вообще как-то я заметила, что она сама не своя и пошутила, не влюбилась ли наша девочка. И Лиза на полном серьезе ответила, что, мол, да, но парень, кажется, этого не достоин.
- А почему не достоин?
- Я тоже спросила. Сказала, что он не замечает ее. – Она снисходительно рассмеялась. – У молодежи все просто: не замечает тебя, значит, не достоин.
- А про кого она говорила?
- Не знаю, сказала, что это ерунда и блажь, мол, пройдет. Собственно говоря и все.
- А почему она поступила на юридический, а не на физмат?
- Мы тоже удивились, но сказала, что захотела, видит в этом свое будущее.
- А почему она взяла академический?
- Признаться, мы удивились и этому ее решению, но она у нас всегда была самостоятельной и сама делала всякий выбор, и мы поразмыслили и решили, что большого греха не будет, если девочка отдохнет, наберется сил перед серьезным этапом. Она итак училась больше других детей.
- Чем же она занималась весь год?
- Осень провела дома, ходила на проводы к тем одноклассникам, которые ушли служить, зимой словно впала в спячку, читала, валялась, грезила наяву, - мать Лизы любяще улыбнулась. - В общем, отдыхала. А весной начала пробуждаться, закончила автошколу, получила права, мы ей машину купили. В августе с удовольствием, чуть ли не газуя, уехала заселяться в общежитие.
- М-да, - выдал Дмитрук коронный экстракт собранных впечатлений. – А шкатулку, ключики и пистолетик мы у вас заберем на экспертизу!
- Зачем? – одновременно изумились оба родителя Новак.
- Надо! – Вася схватил шкатулку. – У нас в одном деле фигурирует Кольт, и мы проверяем все, какие попадаются, чтобы исключить. Украшения не нужны, оставляем.
- А шкатулку зачем? Это старинная вещь, дорогая.
- Не беспокойтесь, вернем. – Дмитрук не стал волновать Новаков подозрениями против их дочери. Если Кольт окажется тем самым, а ключи всегда на шее отца, то шкатулку открыли как-то иначе, а это уже попахивает планом! Пусть эксперт все проверит.
- Тогда конечно, мы не возражаем! Все оформите как полагается, по протоколу?
- Конечно, - подтвердил Дмитрук и выразительно посмотрел на Васю, - вот Василий уже пошел за понятыми.
В автомобиле, когда возвращались в прокуратуру, Вася попросил:
- Позвоните Василичу, что там со смывом у Новак?
Дмитрук набрал эксперта, ответ оказался неутешительным: следов пороха на руках ни у кого не было.
- Василич, сейчас тебе завезем Кольтик один, по этому же делу, быстро посмотришь? Чтобы утром уже результат?
- Вам всем быстро надо, а я один!
- Ну Василич!
- Ладно, постараюсь. А где нашли?
- В квартире Новаков.
- Иди ты! Гладко выходит.
- Кольт есть, а следов пороха на руках у нее нету, – разочарованно протянул Вася, когда следователь дал отбой.
- Нету, - согласился Дмитрук, - но если это тот самый Кольт, то найдется и объяснение, подождем, что Макаров скажет. На завтра надо ее вызвать на допрос, честь по чести, в прокуратуру, под протокол, начнем прощупывать, что-то слишком кучерявая эта Новак!
Свидетельство о публикации №224062500848