Истоки - 14. Анка-пулеметчица

     В 60-х годах прошлого века руководитель Хора ветеранов Ивановского областного отделения Всероссийского хорового общества Василий Алексеевич Готовцев написал песню на слова поэта В. Котова* «Анка-пулемётчица». Песня исполнялась Хором ветеранов и прозвучала в передаче Всесоюзного радио, после чего туда пришел отклик от этой самой «Анки» с просьбой поблагодарить авторов за хорошую песню.
     Такое письмо несколько озадачивало, поскольку в романе Дмитрия Фурманова «Чапаев» никакой «Анки-пулеметчицы» нет и в помине, эпизод с этим персонажем появился лишь в экранизации романа, т. е. в фильме «Чапаев». Более того, обнаружили, что в списках бойцов 25-й Чапаевской дивизии вообще не числится никакой дамы с именем Анна, так что этот персонаж казался просто выдумкой сценаристов и режиссеров Георгия Васильева и Сергея Васильева (однофамильцев, а не братьев, как сообщается в титрах фильма).
     Об этом случае мне рассказали сыновья ныне покойного Василия Алексеевича, с которыми я дружу с самого детства. И я решил покопаться, кто же на самом деле написал это письмо. Дело представлялось так, что тут либо мистификация, либо пишет бывшая пулеметчица Гражданской войны с похожей биографией, либо кинематографическая Анка имеет некий прототип, который и откликнулся на радиопередачу.
     Верным оказалось последнее. Режиссер и сценарист вспоминали, что, когда фильм никак не получался, они решили вставить в него «оживляющие» эпизоды и обратились к бывшим бойцам Чапаевской дивизии с просьбой прислать воспоминания о наиболее интересных боевых эпизодах. Одной из приславших воспоминания была Мария Андреевна Попова. Вот, что она рассказала.

     «Родилась я в 1896 году в селе Вязов Гай, что в Самарской губернии. В 16 лет вышла замуж за Ивана Попова, так что стала Марией Поповой, а девичья моя фамилия Головина. С мужем прожила недолго – Иван умер вскоре после свадьбы. После смерти мужа устроилась санитаркой в больницу. Когда началась Гражданская война, записалась в 25-ю Чапаевскую дивизию, служила там опять же санитаркой. Во время боя я должна была подносить пулеметные ленты расчету «максима». Как-то в одном из боев принесла, а пулемет молчит – второй номер убит, а пулеметчик тяжело ранен. Пришел в сознание и приказывает:
     – Ложись рядом и нажимай на эту кнопку, а я здоровой рукой пулемет водить буду.
     – Ты что, с ума сошел? Я боюсь, – говорю и пытаюсь уйти.
Тогда он стреляет из нагана и говорит:
     – Следующая пуля – тебе.
Пришлось подчиниться. Легла, зажмурилась и стала поливать белогвардейцев огнем. Так вот и стала пулеметчицей».

     Эпизод попадал в самую точку. Режиссерам как раз не хватало образа простой русской женщины, сражающейся за власть Советов. Спешно в сценарий фильма была введена Анка-пулеметчица и эпизод со стрельбой из пулемета, рассказанный Марией Поповой, вошел в фильм в знаменитой сцене психической атаки белых.
     Имя Анка было взято в честь Анны Стешенко, вдовы Фурманова и консультанта фильма. Встречающееся в интернете утверждение, будто именно Анна Стешенко послужила прообразом Анки-пулеметчицы, неверно: от вдовы писателя взяли только имя персонажа, а сам эпизод построен на воспоминаниях Марии Поповой.
     После окончания Гражданской войны Мария Попова училась на рабфаке, затем в МГУ на факультете советского права. В 1931 году ее командировали в Берлин, назначив референтом юридического отдела торгового представительства. С мая 1936 года находилась в командировке в Стокгольме. Овладела шведским языком. Подружилась с послом СССР в Швеции Александрой Коллонтай. В мае 1937 года Попову из командировки отозвали. Ехала в Москву со страхом – что там делалось в 37-м было известно, но обошлось.
     Зато в 1959 году во время хрущевской оттепели ее неожиданно вызвали в ЦК и показали письмо в Комитет партийного контроля ЦК КПСС за подписью трех старых чапаевцев. Там было написано, что Мария Попова – дочь кулаков и сначала воевала за белых, а к красным перешла, когда те стали брать верх. А в конце было: «Она недостойна считаться прообразом Анки-пулеметчицы».
     Чапаевская санитарка не смутилась и сказала, что написали, по видимому, те, неоднократным настойчивым домогательствам которых она отказывала, и все, что написано – черная клевета. На славу она не претендует, образ Анки можно считать собирательным. По поводу факта использования именно ее воспоминаний – это к вопрос к режиссерам и к Сталину, который этот выбор одобрил. Была произведена партийная проверка, в результате ЦК получило такую справку:
     «Попова Мария Андреевна, уроженка села Вязов Гай Самарской губернии. В девичестве – Головина. Отец Поповой, крестьянин-бедняк Андрей Романович Головин, умер, когда его дочери Марии Поповой исполнилось 4 года. Мать Марии Поповой умерла, когда ей было 8 лет. С этого возраста Мария Андреевна батрачила на зажиточных односельчан. В 1917 году вступила в Красную гвардию, участвовала в боях на Дутовском фронте. В составе Чапаевской дивизии с июня 1918 года. Служила в кавалерийской разведке и одновременно выполняла обязанности лекарского помощника. Была ранена, контужена. Награждена орденом Боевого Красного Знамени». Вот так.
     Мария Андреевна Попова умерла в 1981 году, ей было 85 лет. Похоронена на Кунцевском кладбище Москвы.
__________________
*Владимир Петрович Котов (1928–1975) – советский поэт. Автор слов песни к к/ф «Высота» (Не кочегары мы не плотники ...) и других популярных песен.

На фото Мария Андреевна Попова, боец 25-й (Чапаевской) дивизии.


Рецензии