Предвзятость и ограниченность точки зрения

Точка зрения - дело тёмное. Кажется, что она появляется на основании каких-то логических доводов. Но, если присмотреться, может оказаться, что ещё до появления этих доводов наш ум обслуживает некий выбор, уже сделанный.

То есть, выбор точки зрения уже сделан (быстро и подсознательно), а ум подыскивает такие аргументы, которые делают уже выбранную точку зрения обоснованной. Игнорируя другие аргументы, которые противоречат выбранной точке зрения.

Попросту говоря, выбор делается в конструкции "нравится - не нравится" на подсознательном уровне, а интеллектуальная составляющая ума затем занимается тем, что называется "предвзятость подтверждения", и это считается когнитивным искажением.

Вот что писал на эту тему Эрих Фромм.

- Человек может принимать только те аргументы, которые уже находятся в гармонии с его характером, тогда как те, которые вызывают сомнения или критические замечания, будут игнорироваться или искажаться в направлении укрепления ранее сформированных черт личности. "A person can only accept those arguments which are already in harmony with his character, whereas those which bring about doubt or critical remarks will be disregarded or distorted in the direction of strengthening previously formed character traits."
(Fromm, E. Escape from Freedom. New York: Henry Holt and Company, LLC, 1994. p. 261.)

Видим, что под сформированными чертами личности подразумевается характер, Фромм так и пишет "previously formed character traits".

*

Небольшая справка. Возможны ошибки, так как сформировано ИИ, поэтому бдим.

- Этот феномен был изучен несколькими психологами и философами, включая Эриха Фромма. В научной литературе он известен как "конфирмационный биас" (confirmation bias) или "предвзятость подтверждения".

Конфирмационный биас - это тенденция человека искать, интерпретировать и предпочитать информацию, которая подтверждает его существующие убеждения, и игнорировать или искажать информацию, которая противоречит этим убеждениям.

Концепция конфирмационного биаса широко применяется в психологических исследованиях и связана с многими аспектами человеческого поведения, включая принятие решений, оценку рисков и формирование убеждений.

- Предвзятость подтверждения (также известная как "confirmation bias" или "myside bias" в англоязычной литературе) - это когнитивное искажение, при котором люди склонны искать, интерпретировать и запоминать информацию таким образом, чтобы она подтверждала их существующие убеждения или гипотезы.

Это явление характеризуется следующими аспектами:

Избирательный поиск информации: люди стремятся находить доказательства, поддерживающие их точку зрения, игнорируя противоречащие данные.

Предвзятая интерпретация: новая информация интерпретируется в пользу уже существующих убеждений, даже если она может быть истолкована иначе.

Предвзятость памяти: люди лучше запоминают и чаще вспоминают информацию, подтверждающую их взгляды.

Предвзятость подтверждения может привести к формированию и укреплению ложных убеждений, а также к принятию ошибочных решений. Она затрудняет объективную оценку ситуации и может создавать "эхо-камеры", где люди окружают себя только той информацией, которая соответствует их мнению.

В научной среде предвзятость подтверждения может проявляться в выборе методов исследования, интерпретации результатов и даже в процессе рецензирования научных работ. Это может приводить к искажению научных данных и замедлению прогресса в определенных областях знаний.

Осознание существования предвзятости подтверждения и активное стремление к объективности и критическому мышлению могут помочь уменьшить ее влияние на процесс принятия решений и формирования убеждений.

*

Обнаружилось также нижеследующее различение. Снова бдим.

- Чем конфирмационный биас отличается от предвзятости подтверждения?


- Термины "конфирмационный биас" и "предвзятость подтверждения" часто используются как синонимы, однако между ними есть небольшая разница.

Конфирмационный биас описывает тенденцию человека искать, интерпретировать и запоминать информацию, которая подтверждает его существующие убеждения, и игнорировать или искажать информацию, которая противоречит этим убеждениям. Это может проявляться в том, что человек активно ищет подтверждения своих убеждений, например, выбирает новостные источники, которые соответствуют его мнению, и укрепляет свою веру в свои убеждения, не задумываясь о том, что другие точки зрения также могут иметь основания.

Предвзятость подтверждения, с другой стороны, описывает более активную форму проявления конфирмационного биаса. Это может проявляться в том, что человек активно искажает или игнорирует информацию, которая противоречит его убеждениям, чтобы подтвердить свою точку зрения. Например, человек может игнорировать факты или доводы, которые противоречат его мнению, или даже специально искажать или выбирать только те аргументы, которые подтверждают его убеждения.

Таким образом, предвзятость подтверждения является более активной формой конфирмационного биаса, когда человек сознательно искажает информацию, чтобы подтвердить свои убеждения, в то время как конфирмационный биас может проявляться в более пассивной форме, когда человек просто выбирает и запоминает информацию, которая подтверждает его убеждения.

*

Далее продолжаю делиться подборкой (от ИИ) цитат из Фромма по запросу о предвзятости.

- "Существуют два вида свободы - свобода от внешнего принуждения и свобода от внутреннего тиранического голоса. Внутренний голос - это то, что делает человека слепым и глухим для тех аргументов, которые ставят под сомнение его убеждения" (из книги "Бегство от свободы").

- "Мы находим только то, что ищем, и мы находим только то, что уже знаем" (из книги "Искусство любить").

- "Мы все живем в собственной изоляции, замыкаясь в круге своих собственных интересов и мыслей" (из книги "Побег от свободы").

- "Мы принимаем только те факты, которые соответствуют нашим убеждениям, и игнорируем те, которые этим убеждениям противоречат" (из книги "Искусство любить").

- "Каждый человек создает свою собственную картину мира исходя из своих убеждений, желаний и страхов, и эта картина мира влияет на то, как он воспринимает и оценивает информацию" (из книги "Побег от свободы").

*

Любопытно, что это хорошо согласуется с восточными знаниями. Например, Садхгуру прямо говорит, что интеллектуальная функция ума "буддхи" обслуживает отождествление самоидентификации, сделанное функцией ума "ахамкара".

*


Теперь поговорим об ограниченности. Предвзятость уже выбивает почву из под ног так называемой аргументированной точки зрения. Если присмотреться, то всякая аргументация прячет за собой некое отождествление и предпочтение.

Но даже если смотреть на "чистую" аргументацию, всегда она локальна и всегда ориентирована на видение носителя.

Удивительно другое. До какой степени яро обычный человек отстаивает эту свою точку зрения. Вот где интересно исследовать.

Энергетически это понятно. Мозг не может обработать всевозможные комбинации рассуждений, а гештальт открыт и это боль, поэтому в результате, обычно, рассуждения скатываются-схлопываются в ту самую предвзятость подтверждения, но с таким видом, как будто это незамутнённый источник истины.

*

Кто дочитал до этого места (сомневаюсь, что это случилось, я сам прерывался не раз, чтобы закончить этот текст) - предлагаю очень простую игру. Приведите примеры из жизни, когда были уверены в своей правоте, а по прошествии времени становилось ясно, до какой же степени это было... предвзято.

*

В чём тут дело? Почему так? Одна из ниточек - доминантное устройство работы мозга (см. учение о доминанте Алексея Алексеевича Ухтомского). Когда та или иная доминанта "дорывается до власти" (читай, складывается) - она подавляет остальное до такой степени, чтобы остальное не могло помешать. Отчего и "умная мысля приходит опосля", и "бес попутал", и много чего ещё.

Отчего и не помогают медитации, во всяком случае, сразу. Требуется вырастить новую альтернативную доминанту, способную быстро принимать решения и брать на себя ответственность вместо старых, проверенных "автобанов" нервной системы - древних структур. Это как соревнование капли воды с рекой, если карикатурно для понятности. Нужно прорыть новое русло реки, притом сделать это правильно, затем уже спрямлять те участки старой реки, где накопились заторы.

Вот почему даже самый мудрый мудрец (иронизирую) всё равно может сорваться. Там, где тонко, может и прорвать. А личностный рост - одна сплошная тонкость.

Что же тогда, не надо расти? Тут каждый сам решает. На мой взгляд, расти необходимо. Но делать это нужно с учётом своей предвзятости и своей ограниченности.


*

Теперь предлагаю посмотреть вот с какой точки зрения. В обычной жизни часто случаются ситуации, когда всё происходит быстро и происходящее вызывает сильнейшие эмоции. Одна из причин возникновения эмоций - та самая скорость происходящего, нет возможности обдумать, нет времени, нет состояния, нет ресурса. В таких ситуаций трудно оставаться осознанным, скорее, невозможно - во всяком случае, без подготовки.

Но как-то же мы проживаем эти ситуации и живём дальше. Во всяком случае, те из нас, кто выжил после них, всякое бывает, случается, что люди погибают в стрессовых ситуациях.

Кто же принимал решения в этих ситуациях? Если смотреть честно, трезво, непредвзято, то может оказаться, что решения принимались с какого-то другого уровня себя, подсознательно, автоматически, настолько быстро, что иногда и не упомнишь, не то что осознанно проживёшь.

Те самые доминанты берут верх. Осознанность - лишь одна из функций, и в любой достаточно стрессовой ситуации управление перехватывают более мощные подсознательные функции. С этим мало что можно поделать.

Но это можно учитывать, осмысливать, и вырабатывать стратегии и тактики в связи с этим. Если честно признать, что всякий обладает предвзятостью, по умолчанию, если это станет частью нормальной культуры, то в любом диалоге все его участники сознательно могли бы учитывать свою предвзятость и свою ограниченность.

В то же время можно иначе смотреть на свою ограниченность. На мой взгляд, формулировать это только как когнитивные искажения, без осмысления общей картины - опасная практика. Это может быть использовано людьми не по назначению, а в качестве моральной дубины, мол, смотри, у тебя когнитивное искажение, а я тебе сейчас расскажу как надо жить. И чем такой рассказчик осознаннее? Важно не создавать идола, в том числе не создавать идола из знания о когнитивных искажениях.

Вижу смысл задуматься об эволюционной роли предвзятости, эволюционной роли доминантной работы мозга. Ничего в природе не появляется просто так. В условиях стресса, в условиях дефицита времени, нужно как-то действовать, а времени на размышления нет. Если зациклиться на сложных размышления, можно подпасть под действие принципа "промедление смерти подобно".

С такой точки зрения предвзятость даёт определённые преимущества: возможность действовать, решительность действий, стабильность психики, возможность объединяться в группу для решения общих задач. Та самая уверенность в своей правоте, будь эта правота трижды ошибочна, даёт возможность действовать, и действовать решительно, сохраняя стабильность, сфокусированность на цели, на достижении результата.

Позже может оказаться, что результат не радует, да и цель была не та, и вот человек снова устремляется куда-то, как та самонаводящаяся ракета, преследовать ускользающую цель. Но если слишком замедлить ракету - та попросту упадёт, у ракеты есть ограничения по скорости, и у человеческой психики ограничения тоже есть.

Осознавая эти ограничения, осознавая, что психике чуть ли не требуется пребывать в предвзятости, чтобы сохранять нужную, так скажем, "скорость полёта", или, скажем, "устойчивость в наведении на цель", можно совершенно иначе оценивать как себя, так и диалог с себе подобными, начиная его с осознания собственной предвзятости и ограниченности, и держа это осознание перед собой в течение всего диалога. Это непросто, но этому возможно научиться. Однако, такая культура, похоже, годится только для добровольно желающих найти обоюдовыгодное решение в диалоге.

Поэтому вопрос остаётся открытым: кому нужно добровольно желать находить взаимовыгодные решения в диалоге, используя культуру осознания собственной предвзятости и ограниченности?


Рецензии
Думаю, что трудности, описанные Вами,разрешимы лишь в пост неклассической рациональности, в которой человек рассматривается, как векторно-генезисная система. Вы употребляете "обоюдовыгодное", "точка зрения" - эти термины по сути своей в постнеклассической рациональности не являются корректными. У системы не может быть точки зрения, у нее есть главные и второстепенные актуальные задачи, которые в процессе решения создают эффект точки зрения, которая, кстати, может мгновенно меняться.
Обоюдовыгодное - это как понимать? Выгода измеряется в деньгах или в чем?Взаимоудовлетворенность,может быть? Это хоть можно измерить положительной эмоцией. Но эмоция тоже имеет свойство изменяться.
Большая беда западных философов в том, что они отделяют рациональное от эмоционального. А нейроны наши нейромедиаторами химию эмоций передают, то есть, в основе любой мысли лежит эмоция, это такой факт, установленный исследователями в конце 20 века. То есть "точки зрения" западных философов уже, увы могут быть подвергнуты жесточайшей позитивистской критике.
Вообще, Эрих Фромм напирает на экзистенцию, которая есть нечто субъективное, индивидуальное. Тем не менее, он делает обобщения, выбирая некое умозрительное состояние человека.
Вот , к примеру, свобода. Проблема свободы характерна именно для западного общества. Это его священная корова. Если западный человек жаждет свободы, то это вовсе не значит, что ее жаждет все остальное человечество. Когда человеку на выбор представят неограниченную свободу или, скажем, неограниченные возможности, подумав он выберет второе, потому что из него проистекает первое, а не наоборот. Из первого второе вовсе не проистекает. Но западный товарищ этого не замечает и подобно дурачку отстаивает свое право на свободу. Это уже так - камень в огород западной "точки зрения"

Когда сама социальная система западная - это система диктата, то, видимо, и требуется свобода. Кстати, именно Фромм говорил, что высшая стадия либерализма - фашизм.

Лина Ранецкая   30.06.2024 09:40     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Лина. Спасибо за отклик. Он интересен.

- Взаимоудовлетворенность,может быть?
== Пожалуй, да, так лучше.

- Большая беда западных философов в том, что они отделяют рациональное от эмоционального.
== Снова соглашусь. Но было бы интересно, если бы Вы раскрыли по поводу эмоции, лежащей в основе мысли, и что за исследования.

- Вообще, Эрих Фромм напирает на экзистенцию, которая есть нечто субъективное, индивидуальное. Тем не менее, он делает обобщения, выбирая некое умозрительное состояние человека.
== Напомнило вот о чём. Станислас Деан в книге "Как мы учимся", признавая уникальность каждого, показывает, что развитие мозга и мышления в его принципиальных основах не зависит ни от чего такого - ни от места рождения, ни от национальной принадлежности, и так далее.

- Вот , к примеру, свобода. Проблема свободы характерна именно для западного общества. Это его священная корова. Если западный человек жаждет свободы, то это вовсе не значит, что ее жаждет все остальное человечество. Когда человеку на выбор представят неограниченную свободу или, скажем, неограниченные возможности, подумав он выберет второе, потому что из него проистекает первое, а не наоборот. Из первого второе вовсе не проистекает. Но западный товарищ этого не замечает и подобно дурачку отстаивает свое право на свободу. Это уже так - камень в огород западной "точки зрения"
== тут можно сразу писать статью. Кратко 1) байки о свободе нацелены на инстинкты, на подсознание. Всякий живущий в социуме так или иначе пребывает под давлением неких запретов, ограничений, и так далее, и где-то глубоко в душе :) мечтает послать всех куда подальше в любой момент, когда хочется, но это так не работает, поэтому воззвания к "чувству свободы" (если можно так сказать) попадают в цель практически всегда, и общего мало с абстрактными рассуждениями о свободе.
2) многим вообще свойственно навязывать свою точку зрения иным, и это ханжеская (то есть там и самообман) ложь, прикрывающая иное. Как неплохо сказали в сериале "Медиатор" (кажется, в третьей части), если ты со словами о защите мира надеваешь военные ботинки, значит, на деле ты идёшь реализовывать скрытую тенденцию к насилию.
3) западный товарищ многое замечает, но бессилен перед сложившимся положением дел, будучи уже научен и "причёсан" веками.
4) я бы не разделял так жёстко на западное и не западное, ведь недавний опыт показал, как легко эта зараза работает повсеместно, независимо от географии. Это, скорее, технологии. Которые даже трудно сказать, где родились, возможно, что и на Западе, но, как по мне, это знание мало что даёт в ответе на вопрос "как привить себе иммунитет от фашизма". У меня есть отдельный текст на эту тему.

Могу ошибаться, но есть информация, что Фромм рассматривал фашизм и либерализм как противоположные явления.

Феронин   30.06.2024 10:24   Заявить о нарушении
Насчёт векторно-генезисной системы, это отдельно интересно. Тем не менее, я попробую уточнит это интуитивное и будто само собой разумеющееся понятие "точка зрения", в попытка сохранить, в ограниченном виде, его полезность. Попытка так себе, но для начала пойдёт.

Несмотря на всё многообразие обстоятельств и несмотря на всю сложность и много-аспектность мышления и его противоречивость, в конечном итоге человек действует, в каждый момент времени можно говорить об определённом действии, и для того, чтобы действие случилось, похоже, что мышлению, или психике, или мозгу (как лучше?) необходимо свести всю сложность к простоте возможных вариантов действий. Что и происходит. И существует упрощённое, но всё же, описание того, что приводит к тому или иному действию. Здесь потребуется знание о доминантной работе мозга. И знание о том, что возможные варианты действий соотносятся с контекстом ситуации, с одной стороны, и содержанием памяти о прошлом, с другой, а также с текущим состоянием, которое также влияет на доминанту. В конце концов, задача доминанты - закрыть гештальт ситуации, открытый той или иной афферентацией - поправьте меня, если я ошибся. Согласно Станисласу Деану и его исследованиям, мозг моделирует происходящее с использованием вероятностного подхода, а в итоге происходит только одно действие - то, которое побеждает как наиболее вероятно закрывающее гештальт наилучшим образом. В контексте того, что я высказал, трудно говорить о точке зрения, скорее, мы говорим о непрерывном процессе, в котором выделяем те или иные принципиальные черты. Понятие точки зрения, как мне кажется, проистекает из нужды говорить о своих действиях и обосновывать их надобность для других. И из коммуникации вообще, понимая уникальность картирования действительности в каждом индивидуальном случае. Тогда некое, скажем, внимание, посланное сознанием, пытается понять глубины подсознания, выстраивая в воображении конструкцию, отталкиваясь от полученного из глубин подсознания отклика по поводу собственных намерений или собственных воззрений. Вот это описание, как мне кажется, можно назвать точкой зрения. Само название уже подразумевает условность, абстракцию, подразумевает, что речь идёт о некой ограниченности в контексте конкретной личности. Ведь известно, что один и тот же объект может видеться по-разному, в зависимости от точки зрения на объект. Таким образом, это символическое, абстрактное понятие, по умолчанию подразумевающее ряд понятий, среди которых - ограниченность, определённость, относительность, наличие смотрящего, того на что смотрят и внимания, а также наличие внутренней модели-интерпретации. Например, если двое будут смотреть на то же самое пятно, и один скажет, что пятно красное, а другой что пятно серое, оба будут правы, но один из них скорее всего дальтоник со своими особенностями в построении модели зримого и её описания. Точка зрения, таким образом, неявно подразумевает и упомянутую индивидуальную особенность картирования реальности. Идя таким путём рассуждений, понятие "точка зрения" можно свести к интеллектуальному объекту (пусть и временному, пусть и нестабильному, но всё же фиксируемому во времени благодаря наличию действий и подразумеваемой за ними мотивации), который (объект) отражает видение субъектом какого угодно контекста, на который направлено внимание субъекта с намерением сгенерировать описание своего видения этого контекста в, например, языковой форме, или каким угодно ещё образом. Что скажете о таком ходе мысли? То есть, проще говоря, точка зрения - это некое отображение внутреннего мира смотрящего, модель, дающая возможность узнать о возможных действиях субъекта при наступлении определённых обстоятельств, а также о возможных намерениях субъекта. В общем и целом, соглашусь, что точка зрения - понятие, которое требуется уточнять. Точка зрения - и своего рода ответ на задачу, в условиях задачи требуется указать цель, прописать контекст, максимально уточняя задачу. Тогда точку зрения можно описывать как "в контексте поставленной задачи" (уточнить кому задача ставится) - видение ответа на задачу, предполагаемое решение задачи. Но не только. Думаю, надо мне остановится в моих гаданиях и сделать анализ того, как выражение "точка зрения" употребляется в языке, после чего попытаться осмыслить наново ;)

Феронин   30.06.2024 11:09   Заявить о нарушении
Пока что, во всех найденных примерах "точка зрения" может быть заменена на "модель видения" без существенной потери смысла, как мне кажется

Феронин   30.06.2024 11:15   Заявить о нарушении
Я отвечу подробнее. Пока на последнее скажу, что я бы назвала его концептуальным ядром.

Лина Ранецкая   30.06.2024 12:04   Заявить о нарушении
http://cyberleninka.ru/article/n/fashizm-i-liberalizm-kak-rodstvennye-ideologii-kulturno-istoricheskiy-aspekt
вот ссылка на неплохую статью - сравнение либерализма и фашизма

Лина Ранецкая   30.06.2024 13:31   Заявить о нарушении
Это близнецы- братья, когда финансовая элита переходит в сословную, в целях укрепления власти. У Фромма, действительно, не могу найти, помнила, что в прошлом году мне науч. рук скидывала на него ссылки, но я потеряла телефон и ссылку не восстановлю. Помню, что речь шла о Фромме.
Насчет нейромедиаторов все материалы в доступе открытом

Лина Ранецкая   30.06.2024 13:34   Заявить о нарушении
http://www.muzgb.ru/material/item/1457-kak-rabotayut-nejromediatory-i-pochemu-tak-vazhno-predvkushenie-udovolstviya
примерно так. Нет мысли без эмоции, кстати, на этом основан и инстинкт выживания

Лина Ранецкая   30.06.2024 13:37   Заявить о нарушении
Я про гештальты не совсем в курсе. У живых систем генеральная задача выжить и к ней прицеплена задача развиться ( интерес, размножение), все эти задачи эмоционально обусловлены, и ценностно-мотивационно соответственно. В основе сложных действий лежат простые целе-смысловые задачи.

Лина Ранецкая   30.06.2024 13:42   Заявить о нарушении
Логично. Спасибо, Лина. Я тут никак не осилю одну книгу об эмоциях, которая обещает мне революция взглядов в этом вопросе. Надеюсь, что я её всё же дожму)

Феронин   30.06.2024 14:22   Заявить о нарушении
Спасибо за ссылки.

Феронин   30.06.2024 14:28   Заявить о нарушении
Эмоции тоже лучше в постнеклассике смотреть. Физические и ментальные удовольствия и недовольства. Нравится не нравится - личное, а хорошо, плохо - социальное. Я так знаю типа эмоций, необходимых для существования системы в пространстве и времени, обусловленных геометрией физического и социального мира. Кстати, в социальном мире, несмотря на пестроту взаимодействий, их всего два типа - либо конкуренция, либо кооперация

Лина Ранецкая   30.06.2024 16:24   Заявить о нарушении
4 типа эмоций

Лина Ранецкая   30.06.2024 16:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.