Три старика и технология

После политеха. Аспирантура и работа в СибВАМИ. Младший, потом дали студентов - старший н. с.

Кафедра занималась получением сверхчистого кремния, но что бы сразу из дуговой печи. Мой профиль. Я на это пять лет потратил и пять получил за госэкзамен.

Акромя, можно так сказать, или архаика архаичная (?), начальства, лаборанток разного возраста и семейного положения, были у нас там три старика "разбойника", даром, что профессора и доктора. Маститые старцы с трясущимися руками и подбородками. Но, на удивление, с потрясающим чувством юмора, своеобразным, да, но всё-таки, умели они каждый из них по-своему сверкнуть умом и поделиться житейским опытом!

Уровня лаборатории перестало хватать и пришлось грандиозное строительство перенести в новые просторные цеха Релейного завода. Отсутствие в соседних цехах людей и, соответственно, посторонних любопытных глаз, позволило нам занять не только лучшие офисы, но и развернуть бурную деятельность с возможностью шумных работ и скабрезных шуток во время работы и громкой музыки из магнитофона. Но к сути.

За это время, до моего ухода на ИркАЗ, мы успели провести три опытных пуска, ровно по числу теорий и количеству стариков-разбойников, которые эти теоретические умозаключения рождали.

К сожалению, из-за огромного количества людей на моём жизненном пути, я подзабыл их имена, тем более отчества, не говоря уже о фамилиях...

Первый старик предложил утеплять рабочую зону тигля чистейшим древесным просеянным углём. Кстати, я самолично, в течении нескольких суток прожигал углубление и жёлоб для жидкого кремния в чистейшей графитовой плите размером 1метр на 1 метр толщиной 200 мм. После пуска, прогрева и проведения первой плавки, отправки слитка на анализ, печь подверглась ревизии, в результате которой мы обнаружили... а ничего не обнаружили - метровый изоляционный слой просто исчез, сгорел, сублимировался. Восемь кубических метров древесного угля пропало - как корова языком слизала.

Горе и недоумение первого старика было понятно.., но его авторитет пошатнулся. А я говорил - херня! Но никто меня не слушал.

Второй старик предложил обложить-обсыпать рабочую зону снаружи крошкой из чистейшего кварца. Почти восемь кубов. А далее - тонкой трубкой с подачей углекислого газа и проливанием силикатного клея, вспенивали и тем самым скрепляли крошку. А надо напомнить, что всю подготовку осуществлял я со студентами, которые были на практике и подработке. Мы в двоём - это я и студент остались в ночь на прогрев печи. Спали по-очерёдно по часу. Второй в это время записывал показания датчиков.

Я кимарил. Мерный гул плазменной дуги электрода не давал глубоко погрузиться в сон.
... и вдруг внезапно резко .. тишина!
Оторопь, замешательство, испуг...
Звонок начальству, сказали не паниковать, ложиться спать. Утром дождались, уехали домой отсыпаться.
После разбора печи обнаружилась причина - при нагреве кварцит сплавился и разорвал физическую токопроводящую связь между подиной и опорным столбиком.

Второй старик сетовал, роптал, скорбел, разве что только волосы на себе не рвал, хотя попытки были.

Третий старик был не так хитёр на выдумки и изобретателен, и решил вернуться к истокам печестроения. Рабочую зону обложили силикатным кирпичём. Далее асбест и шамотный кирпич и снова асбест... Но всё это как и всегда ничем хорошим закончиться не могло по закону жанра, так и вышло - анализы кремния были как у постоянного клиента кожвендиспансера... На этом идеи кончились, старики впали в уныние и сказались больными, отошли от изобретательства, начальство делало вид, что обрабатывает данные опытов, студенты из-за образовавшегося свободного времени подались в цеха сборки мебели, я ..., а я, встретившись и поговорив с Жилкиным, решил уйти на ИркАЗ...

На этом "жизнь" в СибВАМИ закончилась, но я ещё "вернусь" туда в своих историях.


Рецензии