Что известно об общественнном служении историческо
Только в Евангелиях обрисованы черты земной биографии и речи Иисуса. Евангелия не отрицают историчность Главного персонажа,однако,они не позволяют создать цельный образ Иисуса Христа. Напротив, на основании Евангельского образа мы не имеем права говорить об исторической реальности личности ,о характере Иисуса- Человека. Личность Евангельского Иисуса буквально соткана из противоречий, поэтому многие противники ИИ говорят о Нём: "Многоликий Иисус" или "Сфабрикованный Иисус".
Вписать фигуру Иисуса Христа в рамки какого-либо из религиозно-политических течений того времени довольно трудно. В один день он проповедовал идею расовой исключительности :«Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» ( Мф. 15. 24); в другой — великодушное отношение ко всем народам: «Итак идите, научите все народы» ( Мф. 28. 19). Он то призывал к безоговорочному миру: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» ( Мф. 5. 9), то поддерживал насилие и конфликты :«Продай одежду свою и купи меч» ( Лк. 22. 36).
Но несмотря на то, что среди ученых нет единства в том, каким был ИИ, есть определенные факты, относительно которых согласны практически все исследователи. Источники твердо убеждают в том, что Иисус был еврейским учителем в римской Палестине I века, распятым при Понтии Пилате. По мнению практически всех ученых, нам известны об Иисусе и некоторые другие надежные факты, которые могут позволить воссоздать образ ИИ на основе евангельских сведений.
1.Иисус жил на севере Палестины, в Назарете. Его взрослый возраст пришелся на 20-е годы I века н. э.
2. Одно время он был учеником Иоанна Крестителя, а впоследствии сам стал проповедником и учителем.
3.Он призвал двенадцать учеников;центром общественного служения Иисуса стала Галилея, в частности, маленький рыбацкий поселок Капернаум.
5.Он проповедовал учение о «Царстве Божьем» и славился способностью исцелять больных и изгонять бесов.
6.Около 30 г. н. э.Он отправился на Пасху в Иерусалим .
7.В Иерусалиме Он вызвал возмущение своими действиями в Храме.
9.Возможно, один из Двенадцати выдал Его высокопоставленным священникам.
10.Иисуса арестовала группа людей, куда входили иудеи, связанные с храмовым культом, и римские солдаты.
11. Он был судим Синедрионом и передан для вынесения приговора римскому суду.
12.Иисус был приговорен прокуратором Понтием Пилатом к казни за то, что называл себя «Царем Иудейским» и распят римскими солдатами.
13.Вероятно, Петр отрекся от Него; при Его казни все ученики отсутствовали , возможно, за исключением Иоанна.
14.После казни, как утверждали ученики , Он воскрес и являлся им.
15.Ученики уверились в том, что Иисус вернется, чтобы установить Царство Божее.
16.Последователи Иисуса, ожидавшие Его скорого пришествия, создали общину, проповедовавшую о вере в Иисуса
Практически все ученые пришли к согласию по этим вопросам ; расхождения касаются того, как и чему Он учил. Участниками «Поиска ИИ» были предложены следующие версии.
• Иисус был еврейским раввином и учил людей соблюдать Закон Моисеев.
• Иисус был политическим революционером и призывал к восстанию против римлян.
• Иисус был социальным реформатором и призывал сограждан к иному образу жизни.
• Иисус был еврейским аналогом древнегреческих философов-киников. Он призывал учеников отречься от привязанности к материальным благам и жить в нищете и внутренней свободе от жизненных нужд.
• Иисус был магом, то есть знал, как использовать законы природы в том русле, в каком их использовали и другие маги.
У каждой из этих теорий есть как сторонники, так и критики ,однако, научный консенсус не склоняется ни к одной из них.
В течение последнего столетия большинство исследователей склоняются к мысли, что Иисус был еврейским апокалиптическим проповедником. Он считал, что Бог вот-вот вмешается в историю, низвергнет силы зла, довлеющие в мире, и установит на земле свое Царство. Эта концепция получила распространение после того, как ее обосновал Альберт Швейцер в знаменитой книге «История изучения жизни Иисуса». И хотя детали швейцеровской концепции не разделяются никем из современных ученых, с ее базовым тезисом согласны многие: Иисус ждал, что еще при жизни его поколения произойдет переворот в мировой истории, скорый суд Божий над миром, установление на земле мира и справедливости.
Некоторые специалисты предполагают , что Иисус создал особую группу, куда позвал двенадцать мужчин, и что, возможно, у Него была какая-то политическая программа: двенадцать – число с политическим подтекстом, напоминающее о двенадцати коленах Израилевых. Ведущие исследователи, в зависимости от ситуации, подчеркивают две взаимно исключающие идеи. Иногда они утверждают, что Иисус нисколько не интересовался политикой и никак с ней не был связан, а порой заявляют, что в иудаизме I века невозможно отделить политику от религии или хоть как-то их разграничить.Большинство участников "Поиска ИИ" считают, что Иисус не собирался устанавливать в Израиле земное царство , но Он мог интересоваться политикой. Его проповедь могла иметь важные политические последствия, и в первую очередь, Он говорил о наступлении «Царства Божьего», которое немыслимо, пока страной правят оккупанты. Подтверждением является тот факт, что Римские властители распяли Его, подозревая в Нем политическую опасность.
О многих других действиях, приписываемых Иисусу, по-прежнему идут споры.
Для реконструкции образа ИИ особенно важен вопрос о том, что нам достоверно известно о причинах ужасной смерти Иисуса в 30 г. н. э.Иисус пришел в Иерусалим из Галилеи, чтобы праздновать Пасху. Понтий Пилат привел в Иерусалим тысячи своих солдат из Кесарии Приморской , чтобы поддерживать порядок во время торжества.
Кроссан описывает политическую и социальную обстановку этого момента так: «Каиафа и Пилат, несомненно, единодушно решили еще до начала праздника, что при любом нарушении порядка нужно действовать незамедлительно и жестко, и, возможно, во имя будущего блага стоит даже в самом начале кого-нибудь распять». Каиафа и Пилат, обязанные хранить порядок на фоне потенциальных кризисов и, скорее всего, имевшие поддержку многих священников из саддукеев, неизбежно должны были видеть в Иисусе опасность, ведь он мог взволновать толпы , – так что его мгновенно удалили с общественной арены и заключили в тюрьму.
Возможно ли, что некоторые иудейские вожди, желавшие его арестовать, надеялись, что это временная мера, которая защитит Иисуса от опасности? Возможно ли, что их благие намерения повлекли за собой дурные последствия?
Как соотносятся две толпы из описания последней недели жизни Иисуса: толпа, приветствовавшая его при входе в Иерусалим, и толпа, которая кричала: «Распни его!»? Быть может, никак, но в любом случае, толпа – это сигнал опасности для хранителей общественного порядка.
О проповеди Иисуса
В чем суть проповеди Иисуса ? Почти все исследователи согласны с тем, что в первую очередь, Иисус возвещал правление Бога, наступление Царства Божьего на земле.
На Него повлияли некоторые представления ессеев, отраженные в свитках Мертвого моря, особенно в «Дамасском документе» (в частности в его фрагментах, найденных в Кумране).
Все перечисленые выше вопросы вызывают споры , но иногда и отражают единодушие среди специалистов из высших образовательных учреждений, тех специалистов, которые участвовали в мировых «Исследованиях Иисуса».
При том, что практически все исследователи признают провозглашение Царства Божьего (ЦБ) центральной , ключевой темой провозвестия Иисуса, именно в связи с Его представлением о ЦБ взгляды наиболее расходятся.
Так, Додд, Иеремиас и др ученые отвергают идею «эсхатологического» Царства. По их мнению, Иисус был уверен, что ЦБ наступит — при Его содействии — еще до конца мира .Он связывал наступление ЦБ со своей личностью, считая, что своим земным служением, своими исцелениями Он приближает его наступление .
Это наиболее убедительно следует из ответа Иисуса на вопрос Иоанна Крестителя, является ли Он Мессией.Иисус ссылается на совершенные им исцеления, в которых видит недвусмысленный признак того, что новая эпоха уже наступила: «Если я изгоняю бесов Божьим перстом, значит, дошло до вас Царство Божье» (Лк 11:20). Текст Луки означает, что, хотя дьявол еще действует в этом мире, он уже побежден: пришел «более сильный» и одолел «сильного».
Иисус сообщает гонцам Иоанна также о втором факте, который свидетельствует о смысле его публичной деятельности: бедным возвещается о Спасении. Тем самым Иисус напоминает о словах пророка Исайи (61:1–2), которые с момента крещения были особенно значимы для Иисуса:«Дух Господа Бога — на мне, потому что Господь меня помазал. Он отправил меня возвещать обездоленным о Спасении,исцелять сокрушенных сердцем,пленникам объявить свободу,узникам — освобожденье..». Эти слова были прочитаны Иисусом в синагоге в самом начале его деятельности ( Лк 4:16–21).
Хотя Иисус и не сомневался в том, что «Царство Божье» наступило уже сейчас — в его провозвестии и в совершаемых им исцелениях, Он осознавал также, что в этом веке праведники и грешники, добрые и злые неизбежно сосуществуют, живут рядом друг с другом. Он выразил это в притче о сорняках среди пшеницы (Мф 13:24–30) и в притче о неводе (Мф 13:47–52). Разделения и Суда еще нужно ждать — ждать до времени жатвы. Сейчас — время возвращения к Богу. Иисус призвал учеников и уполномочил их вместе с ним приобретать людей для Царства Божьего: Он позволил им стать «ловцами людей» для Иисуса (Мф 4:19; Мк 1:17; Лк 5:10). Возникло движение, благодаря которому Божье Царство должно было стать реальностью уже сейчас и повсюду, среди этого мира.
По мнению некоторых ученых, представителей ультраконсервативного богословского течения, христианская вера в Христа имеет реальное историческое обоснование. Они устанавливают связь между проповедью ИИ и возникновением христианской общины : Иисус собирал учеников и последователей, основывая на земле «Новый Иззраиль — общину своих последователей,т.к. «старый» Израиль «погряз в грехах». Провозвестие Иисуса и веросвидетельство Церкви образуют единую до- и после-пасхальную весть и их нельзя изолировать друг от друга.
Т.о. они исходят из идеи преемственности , считая что между ИИ и Иисусом веры нет никакой разницы ,хотя вся традиция «Поиска ИИ» утверждает радикальное расхождение и разрыв между этими двумя реалиями. Эти исследователи пытаются доказать достоверность всех евангельских повествований, начиная с аутентичности всего материала Евангелия Иоанна и заканчивая доказательством реальности непорочного зачатия.
Большинство представителей скептического направления участников «Поиска» считают, что материал Евангелий, отражающий богословие Иисуса, Сына Бога , а также о сверхъестественных событиях, нарушающих естественные законы природы, являются неаутентичным. Но то, что известно о Христе из трех синоптических Евангелий, -достаточно достоверная информация.Большинство ученых не признают Евангелие от Иоанна исторически достоверным, считая, что оно представляет учение Церкви о Христе.
Вопрос о возможности или невозможности «чуда» как такового выходит за рамки исторического исследования, поскольку принадлежит к области философского или богословского дискурса.
Сандерс, Эрман, Герд Людеман и др считают, что свое учение Иисус основывал не на отсылках к Писанию или религиозным учителям, а исключительно на собственном авторитете.
Наиболее значимым аспектом самосознания Иисуса была Его убежденность в том, что Он проповедует и действует от лица Бога. Он считал, что Ему напрямую открыта воля Бога, что сам Бог поручил Ему интерпретировать свой Закон. Обращение к Богу «Авва» должно свидетельствовать о глубоко личном отношении Иисуса к Небесному Отцу, что было оскорбительно для его иудейских современников.
Многие исследователи отмечают безусловное сходство учения Иисуса с иудейскими эсхатологическими чаяниями фарисеев. Как и фарисеи, Иисус ожидал пришествия ЦБ которое будет установлено прямым Божественным вмешательством в ход истории. В учении Иисуса не было ничего, что противоречило бы верованиям и практикам большинства иудеев ; контекстом Его учения Иисуса был апокалиптический иудаизм и Иисус поэтому был классическим представителем иудейской апокалиптики.
Расхождения в мнениях скептиков возникали в связи с отношением Иисуса к социальным и политическим вопросам. Так, Хорсли утверждал, что исторический Иисус был в первую очередь, социальным реформатором и Его проповедь была направлена на изменение положения угнетенных жителей Галилеи. В работах этого ученого образ Иисуса обусловлен социальным протестным движением в Галилее.
Реконструкция социального(исторического) политического или религиозного контекста жизни Иисуса не менее важна, чем реконструкция самой личности.
Центром служения Иисуса были исцеления. Феномен религиозного целительства универсален. Основываясь на наработках психологии религии , была выдвинута гипотеза,что своими действиями Он действительно исцелял так называемые конверсионные расстройства-различные психосоматические заболевания, имеющие психологические, а не физиологические причины.
Райт и др.исследователи настаивают , что реконструкцию образа ИИ следует проводить с помощью анализа общей мировозренческой картины евреев первого века и с учетом «склада ума» самого Иисуса.
Мейер считает, что жизнь Иисуса «выходила за рамки» сразу нескольких социальных сфер , не будучи полностью обусловленной ни одной из них
Свидетельство о публикации №224062601249