П. Блэкетт. Военные и политические последствия - 9

Лиддел Харт пишет об этих событиях:

«Отступление немцев от этого кодекса (т.е. стремление избегать нападений на гражданское население независимо от военных операций) вряд ли может быть датировано ранее сентября 1940 года, когда были начаты ночные бомбардировки Лондона после шести последовательных атак на Берлин в течение предыдущих двух недель. Немцы были совершенно правы, назвав это возмездием, тем более что перед нашим шестым нападением на Берлин они объявили, что предпримут такие действия, если мы не прекратим наши ночные бомбардировки Берлина. Более того, следует признать, что, несмотря на их подавляющее превосходство в бомбардировках, несколько недель спустя они пошли на уступки, предложив взаимное соглашение, которое положило бы конец подобным бомбардировкам городов. Более того, несколько раз они прекращали свои атаки, когда наступала пауза в гораздо более легких британских налетах, тем самым демонстрируя свое стремление к перемирию в соревновании по бомбардировкам городов. Значение этих тенденций заключается в их очевидности не с точки зрения немецкого „гуманизма“, а с точки зрения их долгосрочного прагматизма».

Этот «прагматизм» явно имел как военный, так и политический аспект. Бомбардировки городов явно считались Гитлером в 1940 году неэффективными в военном отношении, но также нежелательными политически в качестве оружия против Англии — поскольку он все еще надеялся, что Англия капитулирует и даже присоединится к его запланированной войне против России. Массовое истребление Гитлером около семи миллионов евреев и восточноевропейцев в лагерях смерти в Майденеке, Освенциме, Бельзене и т.д., а также преднамеренное разрушение сотен городов и деревень в России показали, что его нежелание начинать точечные бомбардировки городов в 1940 году никоим образом не было вызвано каким-либо нежеланием убивать мирных жителей или разрушать города, но происходило скорее из тщательно взвешенных соображений политической и военной целесообразности, основанных на конкретных обстоятельствах того времени.

Интересно отметить, что Дж. М. Спейт, ныне покойный главный помощник министра авиации, в своей книге «Оправданные бомбардировки», опубликованной в 1944 году, также приходит к выводу, что немецкие воздушные атаки на британские города, начавшиеся в сентябре 1940 года, на самом деле были возмездием за наши атаки на немецкие города в 1940 году в мае, и что по его собственному убеждению, в противном случае они не были бы предприняты.

Далее стоит напомнить, что Спейт, который, судя по его прежней официальной должности, должен был выступать в качестве неофициального голоса представителя общественного мнения, приписал Британии заслугу в том, что она ввела в качестве основной стратегической политики точечные удары по городам. «Это был британский способ использования военно-воздушных сил, который произвел революцию в войне».

Интересно сравнить масштабы и результаты британских и немецких бомбардировочных операций с августа 1940 по май 1941 г. За этот период британские бомбардировщики сбросили на Германию около 20 000 тонн бомб, то есть со скоростью около 2000 тонн в месяц. В свете имеющейся в настоящее время информации влияние на немецкое производство было настолько незначительным, что его невозможно было измерить; оно, безусловно, составило менее 1 процента. Число убитых гражданских лиц составило менее 3000; то есть на каждую тонну сброшенных бомб приходилось менее 0,15 убитых. Ежемесячное число убитых составляло около 300 человек.

Ответ Германии на эти нападения начался в сентябре 1940 года и продолжался до мая 1941 года. За эти девять месяцев на Великобританию было сброшено 50 000 тонн бомб, в результате чего погибло 40 000 мирных жителей. То есть на каждую сброшенную тонну бомб приходилось 0-8 человек, или в пять раз больше, чем в ходе нашего наступления на Германию. Ежемесячный вес бомб, сброшенных на Англию, составлял 6000, или в три раза больше, чем в ходе нашего наступления. Ежемесячные потери в Великобритании в результате немецких атак составляли около 4500 человек убитыми, что примерно в пятнадцать раз превышало потери немцев в результате британских атак.

Таким образом, рассматривая первый период войны как тот, который закончился в июне 1941 года — с началом нападения Германии на Россию — мы видим, что британские атаки на города оказали почти незначительное влияние на военную мощь Германии и были встречены немецкой атакой примерно в три раза большей по весу и более чем в десять раз тяжелее, если измерять количество жертв и, вероятно, также промышленный ущерб.


Рецензии