Колесение по Карелии. Часть 1. Вокзал - Парк
Выпала, Други мои ненаглядные, вдруг Карелия. Женушке что-то там понравилось, а меня заманил
Удивительный маршрут ретро-поезда «Рускеальский экспресс».
Там и вагоны под старину и проводники в диковинных одеждах, и фотовагон есть, и ресторан с дореволюционными блюдами, и паровоз везет. Скажу сразу, что голубой мечте прокатиться в изысканных вагонах и отведать явств времен Николая II, сбыться не удалось. И всему виной РЖД. Большего непонимания, незнания и наплевательства я до сих пор не встречал. Раз несколько я звонил в Их Величество Контактный Центр, немеряно раз изучал сайт Их Величеств РЖД и ничего не понял, а уж тем более не добился. Как переживший эту смуту, уточню для интересующихся.
1. Ретро-поезд это несколько (3-4) вагона, которые следуют по маршруту Сортавала-Рускеала и обратно. Толкает их паровоз. Купить на этот поезд билеты можно на сайте и на станциях Сортавала и Рускеала. Катается он дважды в день, но примерно в одно и то же время. Это сделано для того, что бы те, кто приехал в Сортавала из Питера, успели пересесть на один, а кто из Москвы, на другой. Те, кто не угадал с этими пересадками, могут кататься на простых такси за 2 000 руб. т.к. никакого Яндекс и прочего такси здесь нет.
2. Мы же ехали на поезде Москва - Петрозаводск с перецепкой в Сортавала до Рускеала. Несмотря на уверения колл, черт бы его побрал, центра никакой прицепки в Ретро-поезду не было. Просто наши вагоны СВ в Сортавала прицепили к первому освободившемуся паровозу и он дотащил нас до Рускеала. Причем! Обратно эти СВ цепляли к Ретро-поезду, а уж в Сортавала к поезду Петрозаводск-Москва. Можно ли переходить из СВ в Ретро история и все железнодорожники страны умалчивают.
Сразу, что бы закрыть вопрос с этим РЖД. Москва-Рускеала была нами оплачена по высокому тарифу, т.е. СВ. Отлично! Бизнес-зал на Ленинградском вокзале с бокалом дешевого вина и «шведским столиком» более напоминающим (ассортиментом и качеством) студенческую столовую времен 70-х, бесплатно! Затем купе на двоих. Прелестно! Девочки в белоснежных накрахмаленных кофточках, сияющих улыбками и покоряющих молодостью, настраивают вам телевизор. Шик, блеск, красота! Вагончик тронулся и начало трясти. Не по детски, а на полную катушку. Пытаясь спастись, легли на кровати. ХА! А кто обещал, что это для взрослых? Так... Лежбище худосочного подростка. Всю долгую белую ночь одна рука моя лежала на полу, вторая держала половину брюха, которое стремилось в неизведанную пыль к возлежащей на полу руке. Да! Эта инсталляция останавливается в Санкт-петербурге где-то в 1 ночи, что бы «Вы посмотрели развод мостов! Конкретно Литейный мост!» Наверное интересно, кому этот развод впервой. Мы остались спать в короткий (1,5 часа) промежуток покоя. О еде в РЖДе надо говорить отдельно. Самое разумное - брать её с собой. То, что предлагает «вагон-ресторан»... А ведь раньше о солянке в поездах дальнего следования, особенно Москва-Ленинград, оды слагали! Поэмы пели! Симфонии сотрясали! Дотрясли нас до Сортавалы. Там паровоз (электрофикация ж.д. только до Выборга. Далее дизель или паровоз) и вот она, конечная! Рускеала. Дождь. Холод. Серость. Камера хранения и томительное ожидание арендованной машины. Полустаночек махонький, но с музеем подстаканников и разговорчивой продавщицей из соседнего ларька. Работает в суде в Сортавала. 35 000 руб. Здесь подработка. Льготы для местных понемногу снимают, жить становится все тяжелее. Но не унывает и учится на экскурсовода. Вообще этот край, лишившись полностью работы на Финляндию, старается стать исторически-туристическим кластером. Пока удается, но если вернутся времена с турами в Европу и далее везде... Перспективы более чем туманны. Поели в местном вагоне-ресторане... Не стоит о грустном, но
Подогнали машину!
Ура! Мы мобильны и на колесах! Лада-Гранта. Шел 1990 год. По разнорядке отцу, как доктору наук, выделили талон на ВАЗ 2106. Шаха! 1990, 1991, 1992 и 1993 годы прошли в моем увлекательном лежании под этой штуковиной. В 1994 я собрав все деньги и волю продал ВАЗ 2106 и купил ВАЗ 2105. В 2002 я продал отечественный пепелац и купил японскую Короллу. С 2002 по 2024 год ездить на отечественном автотранспортном средстве мне не приходилось. Буду краток. Различия в аппаратах, издания 1990 и 2024 года более чем скромны. Усилитель руля, электро стеклоподъемники, подушка безопасности водителя и переднего пассажира и... и всё. Да. Оно едет. Да. Оно иногда попадает в нужное сцепление. Ну и прапрадедушки такое делали. Это всё, что я хотел сказать про наши автомобили. А теперь уже шоссейная дорога нас вела на
Рускеальский привал (остановка 49 квартал)
Отличный одноэтажный дом с двумя спальнями, холлом-кухней и просторным санузлом. Ребята сваяли на сдачу, как сказали «это - наша пенсия». Большая (35 соток) территория, лес, с одной стороны трасса. Хорошо! Чисто, просторно, красиво. Отсутствие забора придает европейский колорит и американскую открытость. Последнее навевало мысли о желательности дробовика, а лучше двух. Но ребята успокоили: «Ничего такого не было. Да и люди здесь живут... Где-то...» Сзади дома мангал и качели. Я, как старый шашлышник, пару дней искал в округе мясо. Удивительно, но в тех двух магазинах, до которых удалось доехать, о таком продукте не знали. Были дошираки, сосиски и колбасы, особо бюджетной группы, много местного спиртного, на 15-20% дороже, чем оно же, но в Московском «Бристоле», ещё что-то из печенья, но мяса не было. Возможно, что мясо бегало в карельских лесах, но до прилавка не добегало. Пожаловался хозяину домика (Алексею Владимировичу). «Как?! Нет мяса!? Да ты что?! А ну поехали ко мне домой, там мясная лавка и магазин 5-ка!» «А поехали! Я за тобой поеду» «Э нет, брат. Там погранзона. Тебя не пустят. Давай паспорта. Сфоткаю, пошлю на блок-пост, там у меня свои ребята, пропустят! А поедем на моей и я потом вас обратно привезу» Знаете, но никогда в своей жизни в Пятерочку за продуктами я в Финляндию не ездил! А это почти так. Поселок называется Вяртсиля. От Пятерочки до таможенного поста - пара минут на машине. Есть мясная лавка. Абсолютно нормальные цены. Для информации: везде за блок постом примерно на 50% выше. На всё. Купили мяса, пива, водки, хлеба, как полагается, и поехали возвращаться. Алексей рассказывал за жизнь. Как завод затих, как лес перестали возить, как камень добывать, как затухает жизнь и тут и там... И привез нас в прекрасное, уникальное и удивительное место «Сад камней». Это уже за блок-постом, поэтому сейчас простому россиянину туда не добраться. А место забавное. Раньше таких людей называли «блаженными». От слова «благо», которое они несли своим подвижничеством. Да, отклонения в психике у таких есть однозначно. Но тут планета с ума сходит, а вы про людей... Живет на территории бывшей овощебазы дедок, который собирает все, что под ногами, что в лесу закопано, что на помойку брошено и делает из всего этого инсталляции. Каменные сады, стенки из камней, вперемешку с касками из обеих войн, подвешанные к деревьям в лесу велосипеды... Огромная территория, огромный труд и прекрасное знание края и его природы. Я всегда считал, что краеведческие музеи - это блажь местной администрации. Ну не ходит в них никто ни здесь, ни в какой бы то ни было Италии-Сардинии. А тут все под открытом небом. Со звуком, с объяснением... Низкий поклон этому человеку и Алексею, который нас туда привез. Однако цель-то поездки в этот отдаленный край
Рускеальский парк.
По большому счету - это промышленный объект, превращенный в развлекательный комплекс и парк. Кстати, очень правильное и своевременное решение! Ещё во времена Екатерины II, не без помощи итальянцев (ну куды ж нам бяз них-то) в этом месте разработали карьер и стали добывать мрамор, что шел на облицовку Исаакиевского Собора, дворцов всяких разных, метрополитенов и прочия, прочия, прочия... Сюда, в эту медвежью глушь, приезжал сам архитектор Исаакия Монтферран, а он был особой французской и избалованной, но таланту немеренного. А так же Александр Дюма, когда собирал материал для Трех Мушкетеров в российской глубинке. А работали мрамор очень интересно. Бурили (вручную, конечно) короткий метровый шурф. Таких через 10-15 см. как можно больше, забивали туда порох, поджигали, пороз взрывался, плита откалывалась, а дальше её каменотесы доводили до товарного вида. Поэтому много лежит плит с паралельными ложбинками. Карьеры залило водой, производство к началу 1990 годов прекратилось. Да и по правде сказать здесь уже добывали только щебень и мраморную крошку для производства извести. Кстати, на станции Рускеала, у входа в парк, стоят остатки шведских известковых печей. Все-таки это была финско/шведская территория. Однако после завершения промышленных работ, силами бизнесмена Александра Артемьева, эта яма была преображена в настоящий туристический объект. Тут тебе и лодочки и дайвинг, и катание над озером на стальном канате, тарзанка, кафе, рестораны, туалеты, подземная экскурсия и еще много где походить. Да интересно, однозначно! Стоит посмотреть. Мы ходили дважды. Вход - 600 рублей. Но в Карелии везде, где есть вход, он 600 рублей. Природа тут захватывает, погода проливает по четному времени дождем, по нечетному ветром, между этим - солнце. Дождевик рекомендован. Если что покушать, то ржаные калитки (такие коржи открытые из ржаной муки с наполнителем, что нашли поблизости холодильника) или бургеры. Есть ресторан «томленого мяса» возле итальянского карьера. Называют они себя Norden Beaf и обещают 14 часов дровяного томления в барбекю. Даю альтернативный и совершенно бесплатный рецепт: кусок говядины обжариваете до крепкой корки на сливочном масле на сковородке, перекладываете в каструлю, заливаете на 1/4 горячей водой, в которую ранее положили горсть сушеных белых грибов, ставите на немного кипеть и через два, ну три часа получаете лучше, быстрее и дешевле. Да! Не забудьте это все посолить и поперчить, а то будете ко мне в претензии.
Свидетельство о публикации №224062601444
Константин Кучер 13.08.2024 13:34 Заявить о нарушении
Николай Бузинов 14.08.2024 10:07 Заявить о нарушении