Кумление

Смысл этого понятия сегодня очень сильно отличается от старославянского.
В словаре Википедии написано, что кум (кума;) – это крёстные родители одного крестника (крестницы) по отношению друг к другу, к родителям крестника (крестницы), а также в некоторых случаях закадычный друг или подруга (кума).
В старину Кума – не просто крёстная, тетка или любая подружка, а та, которая разделяет с тобой радость и горечь в течение года,сопереживательница.
По славянской мифологии в дни летнего солнцестояния в мир людей приходила русалка и кумление заключалось в приёме новой девушки - русалки в своё девичье общество: одевание её в человеческие одежды и назначение ей помощницы из мира людей – кумы.
При введении православия в Россию, изменился обряд кумления и время его проведения. Он стал совершаться на третью неделю после Пасхи, а также на Троицу, включившую в себя русальский семик, и называться «Крещением кукушки», «Кума», «Доброхотная». Сегодня эти обряды перешли в разряд детских игр.

Вот как описывает игру «Кума» этнограф-собиратель Иван Петрович Сахаров.

Поселяне Тульской губернии, на третьей неделе по Пасхе, в день жен мироносиц, выходят в лес, как они говорят — кукушку кстить. Две подруги, обреченные на кумовство, нагибают молодые березки, связывают их ветвями, платками, полотенцами. Сделавши из ветвей венок, привязывают к нему два креста, тоже сделанные из ветвей. В то самое время, как кумы ходят вокруг венка в разные стороны и целуются сквозь венок крестообразно, по три раза, прочие женщины поют:
  Ты, кукушка, ряба,
  Ты кому же кума?
  Покумимся, кумушка,
  Покумимся, голубушка,
  Чтобы жить любовно,
  Жить, не браниться.
Окончивши песнь, кумы меняются крестами, величаются подругами, живут в мире и согласии. Кумовство заключается завтраком и хороводными песнями. В этой игре не участвуют мужчины.
В селениях Московской, Рязанской и частию Тульской губерний в семик поселяне собираются в рощи, нагибают молодые березы, свивают из них венки, обвешивая их разноцветными лоскутами и лентами. Потом подходят к ним попарно, целуются сквозь венки, приговаривая:
  Покумимся, кума,
  Покумимся.
  Нам с тобою не браниться,
  Вечно дружиться.
В это время одаривают друг друга желтыми яйцами. В Костромской губернии, вместо этих слов, говорят: «Здравствуй, кумушка, березку завивши!» Замечательно, что здесь, в этой игре, участвуют и молодые люди, неженатые, вместе с девицами. Веселые песни и вечно одинакие пляски сопровождают и здесь игру Кума». После того собираются развивать венки те, которые покумились семицкою берёзкою, и сходятся в лес раскумитъся. Тогда кумушки, развивая венки с поцелуями, поют:
  Раскумимся, кума,
  Раскумимся.
  Не сварясь,
  Не бранясь,
  Ладно живучи,
  Припеваючи.

У И.П.Сахарова описана и другая игра «Кума и Доброхотная:

Собираясь играть, поселяне выбирают куму, садятся по два в ряд, кругами. Кума охаживает круг, выглядывая пригожих и миловидных. Едва она своим сердцем выведала Доброхотную, и уже заводит с нею речи:
  Кума. Что это за дитя!
  Доброхотная. Твое и мое.
  Кума. Кому его кстить?
  Доброхотная. Тебе и мне.
  Кума. Что ты мне за это дашь?
  Доброхотная. Шильце, мыльце,белое белильце, да зеркальце, рубль да денежку, да красную девушку.

С окончанием этих слов - Кума и Доброхотная разбегаются в противоположные стороны и, обежав три раза кругом сидящих, останавливаются. Та, которая успеет из них занять прежде место, остается в выигрыше — сидеть спокойно, а другая опять идёт заводить речи. В этой игре кума должна быть сметлива: здесь есть обман. В то время, как кума с кумою кумятся, другие соседи успевают пересесть на порожнее место. Если одна из них, не заметившая соседнего обмана, сядет на чужое место, тогда со всех сторон начинается чуранье: «Чур с места! Чур с места!» От этого часто случается, что в большом кругу ходят по две и по четыре кумы.


Источники.
1.Бобыкина Н.Ю. Происхождение вышитых орнаментов. – М.: ИП Скороходов, 2014 г.
2.Жарникова С. Золотая нить. – Вологда: Областной научно-методический центр культуры и повышения квалификации, 2003.
3.Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Летне-осенние праздники. – М.: Наука, 1978.
4.Русский народный календарь. Обычаи, поверья, приметы на каждый день / Авт.-сост. Н.В.Белов. – Минск: Харвест, 2011.
5.Сказания русского народа, собранные Иваном Петровичем Сахаровым. – М.: Художественная литература, 1990.


Рецензии