6-я смешанная авиационная эскадрилья Военно-Воздуш
(вч пп ?????)
(краткая историческая справка)
6-я смешанная авиационная эскадрилья Военно-Воздушных Сил Военно-Морского Флота сформирована в 1943 году.
Нахождение в строю:
С 1943 года по 1 января 1944 года.
В составе действующей армии:
С 25 апреля 1943 года по 1 января 1944 года (252 дня). Перечень №19.
В составе Видов Вооружённых Сил:
С 1943 года по 1 января 1944 года – в составе Военно-Морского Флота.
В составе объединений:
С 1943 года по 1 января 1944 года – в составе Военно-Воздушных Сил Краснознамённого Балтийского лота.
Командир эскадрильи:
Капитан Шатобо Иван Яковлевич – с 1943 года по 1 января 1944 года.
Начальник штаба эскадрильи.
Старший лейтенант Буров Владимир Александрович – с 4 мая 1943 года по 1 января 1944 года.
Участие в операциях и битвах:
Битва за Ленинград – с 25 апреля 1943 года по 1 января 1944 года.
Потери:
24 января 1944 года. Дюжев Константин Андреевич. Младший лейтенант. Командир звена 6-й смешанной авиационной эскадрильи Военно-Воздушный Сил Краснознамённого Балтийского Флота (кавалер ордена Красной Звезды, более 12 боевых вылетов). Не вернулся с боевого задания в район Волосово.
28 января 1944 года. Орлов Владимир Иосифович. Младший лейтенант. Лётчик 6-й смешанной авиационной эскадрильи Военно-Воздушный Сил Краснознамённого Балтийского Флота. Не вернулся с боевого задания в район Кингисепп. Жив.
Награждены орденами СССР:
Приказ Командующего Военно-Воздушными Силами Краснознамённого Балтийского Флота №12 от 9 июля 1943 года. Самохин+Шугинин. Ленинград.
Буров Владимир Александрович. Старший лейтенант. Начальник штаба эскадрильи. Орден Отечественной Войны II степени.
Приказ Командующего Военно-Воздушными Силами Краснознамённого Балтийского Флота №17 от 14 августа 1943 года. Самохин+Шугинин. Ленинград.
Грачёв Алексей Иванович. Старший лейтенант. Командир звена. Орден Отечественной Войны I степени.
Топанов Валентин Иванович. Младший лейтенант. Лётчик. Орден Отечественной Войны I степени.
Гончар Пётр Савельевич. Старшина. Старший воздушный стрелок-радист. Орден Отечественной Войны II степени.
Исаков Алексей Васильевич. Лейтенант. Штурман звена. Орден Отечественной Войны II степени.
Приказ Командующего Военно-Воздушными Силами Краснознамённого Балтийского Флота №32 от 6 декабря 1943 года. Самохин+Шугинин. Ленинград.
Ширшин Борис Сергеевич. Старшина. Лётчик. Орден Отечественной Войны I степени.
Гордеев Константин Матвеевич. Лейтенант. Штурман эскадрильи. Орден Красной Звезды.
Диордиенко Емельян Антонович. Старшина. Авиационный механик. Орден Красной Звезды.
Дюжев Константин Андреевич. Младший лейтенант. Лётчик. Орден Красной Звезды.
Новакович Пётр Алексеевич. Младший лейтенант. Лётчик. Орден Красной Звезды.
Приказ Командующего Военно-Воздушными Силами Краснознамённого Балтийского Флота №34 от 23 декабря 1943 года. Самохин+Шугинин. Ленинград.
Конин Павел Яковлевич. Старшина. Авиационный механик. Орден Красной Звезды.
СПИСОК НАГРАЖДЁННЫХ УТОЧНЯЕТСЯ.
Вооружение:
Ил-2
Дислокация:
\
МЕСТА ДИСЛОКАЦИИ УТОЧНЯЮТСЯ
6-я смешанная авиационная эскадрилья Военно-Воздушных Сил Военно-Морского Флота расформирована в 1944 году.
Дополнительная информация:
Герои Советского Союза проходившие службу в эскадрилье:
Грачёв Алексей Иванович – с мая 1943 года по ноябрь 1943 года.
Версия от 15 августа 2025 года.
Грачёв Алексей Иванович
Родился в семье крестьянина. Русский. Отец погиб в Первую мировую войну, мать умерла от тифа. Воспитывался в детском доме до 1932 года. Окончил рабфак (1934) и первый курс Московского автодорожного института (1935).
В ВМФ с августа 1935 года. Окончил Военно-морское авиационное училище имени И. В. Сталина в Ейске в 1937 году. С 1937 года служил в 71-м отдельном авиационном отряде ВВС Балтийского флота пилотом и младшим лётчиком (с ноября 1940 года). Участвовал в советско-финляндской войне 1939—1940 гг., совершил 34 боевых вылета. Член ВКП(б) с 1944 года.
С началом Великой Отечественной войны на фронте. Всю войну прошёл в составе ВВС Балтийского флота. В начале войны был пилотом в 71-й отдельной корректировочной авиационной эскадрилье на бомбардировщике СБ. С сентября 1941 года — пилот в 57-м штурмовом авиационном полку ВВС флота. С сентября 1941 по май 1942 года находился на переформировании в 73-м пикировочном бомбардировочном авиаполку КБФ, где освоил новую материальную часть — самолёт Пе-2. Затем 57-й шап вернулся на фронт. В октябре 1942 года А. Грачёв был прикомандирован к 26-й отдельной разведывательной авиаэскадрилье, с марта 1942 года — командир звена 15-го отдельного разведывательного авиаполка КБФ, с мая 1943 — командир звена 6-й смешанной авиаэскадрильи, с сентября 1943 был прикомандирован к 11-му истребительному авиаполку ВВС флота (полк воевал над Ладожским озером), с января 1944 года — командир звена 44-й авиационной эскадрильи 15-го орап ВВС флота[2].
К августу 1944 года выполнил 215 боевых вылетов, из них 32 на бомбардировку объектов и судов противника, остальные на ближнюю и дальнюю разведку. 35 раз имел встречи в воздухе с истребителями противника, провёл 7 воздушных боёв, дважды приводил горящий самолёт с территории противника и производил посадку на воду, спасая жизнь экипажа. Лично уничтожил 4 артиллерийские батареи и подавил огонь 7 батарей, уничтожил железнодорожный эшелон. На Ладожском озере потопил 2 быстроходные десантные баржи, в Финском заливе повредил 2 сторожевых катера, подводную лодку и сторожевой корабль противника, разбросал на его территории 3,5 млн агитлистовок. По его данным только за май-июль 1944 года было потоплено 6 транспортов врага. Один из героев боя за остров Сухо 22 октября 1942 года, когда несколько часов вел наблюдение за немецко-финско-итальянским десантным отрядом и наводил на него удары советской авиации[3].
За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года капитану Грачёву Алексею Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Всего за время войны совершил 315 боевых вылетов на бомбовые удары по кораблям, военно-морским базам, на разведку морских и сухопутных коммуникаций, аэрофотосъемку военно-морских баз, аэродромов, переднего края обороны и расположения артиллерийских батарей врага на Ленинградском фронте.
Алексей Грачёв первым из лётчиков на Балтике взялся за освоение новой техники — пикирующего бомбардировщика Пе-2, выполнял разведывательные экспериментальные полеты продолжительностью до 5 часов, установил на нём рекорды дальности и продолжительности полётов.
Погиб 8 мая 1945 года во время выполнения задания по разведке немецких судов, замеченных в Балтийском море. В это время группа немецких лётчиков перелетала из аэродромов Курляндии в город Фленсбург, где намеревалась сдаться в плен англичанам. Во время этого перелёта над Балтийским морем обер-лейтенант Герхард Тибен в районе Лиепаи обнаружил и сбил самолёт-разведчик Пе-2, в экипаже которого было сразу два Героя Советского Союза — командир экипажа Алексей Грачёв и штурман Григорий Давиденко. Победу Тибена подтвердил не только его ведомый фельдфебель Фридрих Хангебраук (нем. Friedrich Hangebrauck), но и его механик, летевший в его «Фокке-Вульфе»[4].
Герой Советского Союза (5.11.1944)
орден Ленина (5.11.1944)
Четыре ордена Красного Знамени (29.09.1942, 27.01.1943, 27.05.1944, 10.02.1945)
орден Отечественной войны 1-й степени (2.07.1943)
Медаль «За оборону Ленинграда»[5]
Свидетельство о публикации №224062601577