Ришад Шафи соединяет континенты
- Состав «Гунеша» неоднократно менялся. Через него прошло около 65 музыкантов. Какова судьба некоторых из них?
- «Гунеш» - не просто ансамбль. Это целая культура. И поэтому, кто бы не уходил из него, древо и корни всё равно живы. Например, Шамамед Бяшимов организовал «Дестам», а Ильяс Паша «Нистам», барабанщиком Димой Манукяном была создана блистательная «Фирюза». Но, к сожалению, год назад мы потеряли его самого. Сотрудничавшие с «Гунешем» Гасан Мамедов, Курбан Курбанов, Сабир Ризаев и Хакберды Алламурадов образовали группу «Ашхабад», давным-давно катаются по всему шарику и первыми из экс-советских музыкантов выпустили свою пластинку на знаменитом лэйбле Питера Гэбриэля «Reel Word». Пятеро гунешевцев живут в Германии.
- Раньше ребята из «Ашхабада» играли на свадьбах, теперь же эксплуатируют этническую музыку на полную катушку. А ты сам, по-моему, не до конца использовал ситуацию. Мода на этнику практически сходит.
- Не могу с тобой согласиться, хотя бы, потому что в музыкальной гармонии человечество, начиная от Баха и кончая Стравинским, уже выжало всё возможное. Ничего нового уже никто не сделает. Музыка будет развиваться только в сторону ритма. Возьми ушедший век и начало нынешнего. Эксплуатируется от силы 10-15 музыкальных метров: 4/4, 2/4… Стинг на 7/4 всё пишет: у него это здорово получается. В классике, ну, 20-22 метра. А в Индии их – 250! И если там про человека говорят, что он большой музыкант, то это значит, что он знает где-то 100-110 метров. Так что всё уйдет в ритмику. Послушай американских исполнителей. Какие там аранжировки?! Одни «лупы» идут.
- А рэп, по-твоему, это что?
- По-существу, рэпер тот же барабанщик. Всё что он поет, можно запросто простучать (начинает выстукивать у меня на плече).
- Предположим, что всё действительно уйдет в ритм. И, тем не менее, возвращаясь к существу вопроса, самую большую этно-волну ты всё равно пропустил.
- Я этого не наблюдаю. Наоборот. Восток еще очень нетронутый. Там такая глубина … э-у!!! Сейчас много композиторов, которые ухватили что-то там сверху. Но всегда чувствуется, что человек даже не пожил на месте: не поел плова, не попил чая зеленого, не полежал на топчане. В музыке должен быть дух.
- А как же твой проект «Музыка без слов»? Многие, кто принимал в нем участие, как раз из тех, кто не пожил.
- Там другое дело, там Евровосток. Звездам нашим это интересно, и они с удовольствием взялись за эту работу, причем абсолютно бесплатно, несмотря на то что у них есть своя такса. Ведь они же отдают мне свои голоса и имена. А потом вместе с европейским исполнителем всегда рядом восточный: с Игорем Бутманом – Азиза, с Сергеем Пенкиным – Камаль Баллан, с Иваном Смирновым – Георгий Мушеев, с Вероникой Даниловой – Батырхан Шукенов и так далее.
- За те семь лет, что ты в Москве, что удалось наработать?
- Здесь я показал новую работу «Сотворение мира» и «Песни без слов», о которых мы говорили. Но это еще не конец.
- То есть, продолжение следует?
- Вторая пластинка «Песни без слов» будет танцевальной.
- Вокала не будет?
- Будет: Казарновская, Басков, Агутин, Варум… Но, как и на первой, обязательно рядом с европейским певцом будет восточный человек. Скоро по ОРТ покажут клип на песню «Ревность», как раз можно будет посмотреть, как всё происходит.
- Как-то я нарвался на твой номер в «Песне года», где ты за барабанами, а по сцене бегают какие-то мальчики с пластмассовыми бутылками от «Пепси-Колы» и выстукивают ими незамысловатый ритм.
- Ну, да было такое.
- Так вот, пахнуло какой-то конъюнктурой.
- …
- То есть, одно время ты «боролся с ветряными мельницами», а теперь поменял вектор в противоположную сторону.
- Ни в коем случае! Ты же не знаешь, что я сейчас готовлю еще. У меня будет барабанное шоу, где я покажу эволюцию человека через барабаны. Я начинаю с первобытного строя, играя на камнях, ракушках, во втором блоке на всех восточных национальных барабанах. После этого я сажусь за прозрачные барабаны, символизирующие 70-е годы, эру диско, а затем играю гунешевский блок из джаз-роковых композиций на DYY. И заключительная часть на электронных.
- На тех самых, что разбросаны по сцене, и по которым ты ползаешь в дыму на фоне динамичных клипов?
- Ну, да. Это только один блок, который я потихонечку оттачиваю на концертах.
- На Ибице ты с ним мог бы заработать 100.000 баксов за одну ночь.
- Для меня это не главное. Мне важно закончить всю программу. Такого проекта нет ни у одного барабанщика в мире. И если я его не сдюжу, то тогда зачем я вообще появился на свет.
- А вот пластиночный «Сотворение мира». Там у тебя на музыкальную тему накладывают свои инструменты музыканты из разных стран. Он так и повис мёртвым грузом?
- Он есть, но записанный материал надо сводить. 22 трека для разных стран. В принципе, я хотел на этом закончить, но мне говорят, что я обижаю другие национальности. И чтобы никто не остался обделенным, надо включить исполнителей из всех стран мира, которых сейчас уже около двухсот. На каждого у меня выделено по 2 минуты. Будет 9 пластинок.
- Ты работал с индийским перкуссионистом Кешабом Канти Чоундри…
- Специфичный проект. Не знаю, где бы его можно было выпустить кроме Азии. Хотя этого до меня тоже никто не делал: не соединял Восток – Армению, Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан, Иран, - все их национальные барабаны с индийской культурой. А индийская культура – это такая глубина! Европейцы даже не понимают, что там происходит.
- А как вы записывались? Индийские барабаны все настраиваются, а некоторые среднеазиатские нет.
- Точно. У узбекской дойры, к примеру, строй появляется только тогда, когда она нагреется. Как только температура понижается, кожа сжимается, и она уже не звучит. Дойра свадебный инструмент.
- В общем, пока эмоции накаляются – есть музыка!
- Да, поэтому я привозил в студию печку.
- Возвращаясь к «Сотворению мира». Ты думаешь тебя хватит на такой большой проект планетарного масштаба?
- Почему бы и нет. В Москву приезжают музыканты из разных стран. Я знакомлюсь с ними, рассказываю про проект, тут же приглашаю в студию, они записываются.
- Вся восточная музыка построена на нечетном размере. В песенном жанре ты тоже следуешь этому?
- Да, третий альбом «Песни без слов», о котором я уже сейчас начинаю думать, будет именно таким.
- А балет «Тодес» Аллы Духовой, который иногда танцует под твои композиции, ногами не запутается?
- Ха-ха-ха! Нет, не запутается. Сложнее будет с вокалистами. Они-то привыкли петь на сильную долю, а тут надо будет наоборот.
- Мне твое фламенко на табле понравилось… И как под него одновременно танцевали две танцовщицы. Одна – истинная Кармен, другая – Зита.
- Та, которую ты назвал Зитой, на самом деле, россиянка. Зовут её Витолиной, но она хорошо знает Индию и в ней уже есть дух этой страны.
- Несмотря на разницу в движениях танец был очень органичным.
- Так откуда всё пошло-то. Индийские цыгане перебрались в Испанию. Фламенко пришло в эту европейскую страну вместе с ними. Поэтому и сочетание получилось интересным. Вот эти пограничные эксперименты всегда были для меня привлекательными.
- То есть, ты – культурный пограничник?
- Можно сказать и так.
- Ладно. У меня к тебе последний вопрос, не по теме. Раньше ты заплетал бороду в косичку и прятал её под куртку. Сейчас лето, борода на виду. Менты не останавливают, с Бен Ладаном не путают?
- Ребята из «Старко», с которыми я играю в футбол, шутят: «Тебя весь мир ищет, а ты здесь, рядом!»
Вадим Пересветов.
Свидетельство о публикации №224062600873