Анатоль Франс

«У мира две оси - любовь и голод». Анатоль Франс

Юный Жак Анатоль Франсуа Тибо, такое имя он получил при рождении, в детстве зачитывался греческими и римскими авторами, однако школу не любил. У него на всю жизнь осталось отвращение к преподаванию религии. Учеником он был посредственным, отличные оценки получал только за сочинения. Школа иезуитов сделала его бунтарем на всю жизнь.
У него была юношеская любовь, Элизе Девойо, которую он обожал издалека. Это вынуждало юношу подавлять чувственность, и позднее в своих произведениях Франс рисовал образы актрис, капризных и сладострастных
Потом он женился на Валери Герен де Совиль. Это был традиционный буржуазный брак: невесте надо было выйти замуж, а жениху обрести семейное положение. Двадцатилетняя Валери — дочь крупного чиновника министерства финансов. Для сына букиниста и внука деревенского сапожника она была партией завидной. Франс гордился родословной своей жены, восхищался её робостью. Правда, потом выяснилось, что молчаливость жены объясняется неверием в его талант писателя и презрением к этой профессии.
Благодаря успеху «Сильвестра Боннара» и необычайной популярности «Парижской хроники» Франс входит в высшее общество. В 1883 году он познакомился с Леонтиной Арман де Кайаве, чей салон был одним из самых блестящих литературных, политических и художественных салонов в Париже. Эта умная, властная аристократка была ровесницей Франса. От неё он услышал то, в чём так нуждался дома: поощрительную оценку своей работы.

Многолетняя, ревнивая, тираническая преданность Леонтины надолго заполнит личную жизнь писателя. А жена его, Валери Франс, с каждым годом будет всё больше испытывать потребность выяснять отношения и сводить счёты. Чуждая духовной жизни своего мужа, она сумела сделать чужим для Франса и их собственный дом, который он наполнил книгами, коллекцией картин, гравюр, старинных изделий. Обстановка в доме накалилась до такой степени, что писатель вообще перестал разговаривать с женой, общаясь с ней только записками. Наконец, однажды, не вынеся молчания, Валери спросила у мужа: «Где были вы вчера вечером?» В ответ на это Франс молча вышел из комнаты и из дома в чём был: в халате, с малиновой бархатной «кардинальской» шапочкой на голове, с подносом в руке, на которой была чернильница и начатая статья. Демонстративно пройдя в таком виде по улицам Парижа, он снял меблированную комнату на вымышленное имя Жермена. Таким, не совсем обычным способом он ушёл из дома, окончательно разорвав семейные отношения, которые старался сохранить все последние годы только ради любимой дочери.

Анатоль оформил развод. Отныне его верной и преданной подругой стала честолюбивая Леонтина. Она делала все, чтобы Франс прославился: сама разыскивала для него материал в библиотеках, делала переводы, приводила в порядок рукописи, читала гранки, желая освободить его от работы, казавшейся ему скучной. Она же помогла ему благоустроить небольшую виллу Сайд возле Булонского леса, которая вскоре превратилась в музей, заполненный произведениями искусства и мебелью разных эпох. В 1889 году вышел в свет роман «Таис». В нём Франс, наконец, нашёл тот способ самовыражения, где ему не было равных. Условно его можно было бы назвать интеллектуальной прозой, сочетающей изображение реальной жизни с авторскими размышлениями о её смысле.

После выхода в свет романов «Боги жаждут», «Восстание ангелов» и «Красная лилия» слава Анатоля Франса приобрела мировое звучание. К нему отовсюду стали приходить письма, и не только как к знаменитому романисту, но и как к мудрецу и философу. На многочисленных портретах писатель, однако, старался выглядеть не величественным, а скорее, элегантным.

Дочь Франса, его «нежно любимая Сюзон», в 1908 году, успев уже развестись с первым мужем, полюбила Мишеля Псикари, внука известного религиозного философа Ренана, и стала его женой. Анатолю Франсу этот союз был не по душе. Он отдалился от дочери и, как оказалось, навсегда. Ухудшились его отношения и с Леонтиной де Кайаве. Долгое время она пестовала и опекала дарование Франса, заботясь о его успехах, гордясь тем, что помогает ему, зная, что и он её любит. Каждый год они путешествовали по Италии, несколько раз побывали в Греции. Однако к старости Леонтина становилась всё более бдительной и ревнивой. Анатоль Франс отдавал должное тиранической требовательности своей возлюбленной: «Посвящается мадам Арман де Кайаве, без которой не увидела бы свет эта книжечка, как не увидели бы свет все мои книги», — пишет он в предисловии к «Кренкебилю». Но в то же время неусыпный надзор Леонтины раздражает писателя. «Скоро я просто начну писать под её диктовку», — ворчит он.

Здоровье Леонтины, и так некрепкое, пошатнулось летом 1909 года, когда до неё дошли слухи, что Франс, плывя на пароходе в Бразилию, чтобы прочесть лекции о Рабле, не устоял перед кокетством пятидесятилетней актрисы Французской комедии. Ревнивая Леонтина слегла. «Это ребёнок, — говорила она своей приятельнице, — если бы вы знали, какой он слабый, наивный, как легко можно его одурачить!» Вернувшись в Париж, Франс повинился в недостойном его легкомыслии. Вместе с Леонтиной он уехал в Капиан, её загородный дом, где мадам де Кайаве внезапно заболела воспалением лёгких и 12 января 1910 года умерла.
Для Франса смерть Леонтины стала огромной душевной травмой. Горе помогла перенести другая преданная женщина, Оттилия Космутце, венгерская писательница, известная у себя на родине под псевдонимом Шандор Кемери. Она одно время была секретарем писателя и своей чуткостью, добротой помогла «вылечить великий ум» от депрессии.
В 1921 году Анатолю была присуждена Нобелевская премия по литературе «за блестящие литературные достижения, отмеченные изысканностью стиля, глубоко выстраданным гуманизмом и истинно галльским темпераментом».

В течение всей своей долгой жизни Анатоль Франс редко жаловался на здоровье. До восьмидесяти лет он почти не болел. Однако в апреле 1922 года сосудистый спазм парализовал его на несколько часов. Писатель признался, что уже не может «работать, как прежде». Но, тем не менее, до самой смерти сохранял бодрость духа и удивительную работоспособность. Он мечтал побывать в Брюсселе, Лондоне, закончить книгу философских диалогов под названием Sous la rose, что можно перевести как «Не для посторонних ушей».

В июле 1924 году Франс слёг, врачи предупредили друзей и близких писателя о том, что его часы сочтены. Утром 12 октября он сказал с улыбкой: «Это мой последний день!» Так и случилось. В ночь на 13 октября 1924 года «самый французский, самый парижский, самый изысканный писатель» умер. Как сказал о нём Душан Брески: «Несмотря на все превратности критической моды, Анатоль Франс всегда будет стоять рядом с Бернардом Шоу как великий сатирик эпохи и рядом с Рабле, Мольером и Вольтером как один из величайших французских острословов».

Ещё несколько интересных фактов.
Деньги от своей Нобелевской премии писатель пожертвовал в пользу голодающих России.
Мозг писателя был исследован анатомами, который установили, что масса органа превышает один килограмм, что невероятно много для обычного человека.

Цитаты А. Франса

Бог часто исполняет наши желания, чтобы нас покарать.
В каждой перемене, даже в самой желанной, есть своя грусть, ибо то, с чем мы расстаёмся, есть часть нас самих. Нужно умереть для одной жизни, чтобы войти в другую.
Не все улыбки выражают радость, так же как не все слёзы выражают горе.
Никому не давайте своих книг, иначе вы их уже не увидите. В моей библиотеке остались лишь те книги, которые я взял почитать у других.
Человеку свойственно мыслить разумно и поступать нелогично.

И ещё, кто не не читал его роман "Остров пингвинов ",прочтите, рекомендую.


Рецензии