Нужны ли извозчику права на управление лошадью?
Началоhttp://proza.ru/2024/06/25/1277
У Пушкина в «Евгении Онегине»:
«Встаёт купец. Идет разносчик.
На биржу тянется извозчик.
С кувшином охтенка спешит..»
В Москве и в Санкт – Петербурге существовали биржи на которых были особые правила найма извозчиков. Суть их была в том, чтобы извозчики, не имевшие своих лошадей и дрожек, брали их в аренду и шли на биржу. Там по правилам, нельзя было договариваться напрямую с нанимателем. За такое могли даже побить. Происходил процесс найма по жребию. Все ломовики складывали свои номерные значки в шапку старосты. Клиент наугад вытаскивал любой номер. Извозчик под этим номером становился обладателем заказа. В случае, если было нужно несколько возов, процедуру повторяли нужное количество раз.
По городу разъезжали на бричках, в колясках, пролетках и в каретах. А зимой в санях.
Это был, говоря современным языком, легковой транспорт.
Крылатая фраза из комедии Фонвизина «НЕДОРОСЛЬ»:
«А географию зачем учить? Коль извозчик куда надо довезет?»
В 1876 году право на получение «извозной книжки» давали только лицам, достигшим возраста от 18 и до 60 лет, без физических недостатков.
Легковые извозчики работали на улицах Петербурга-Петрограда-Ленинграда, так же и Москвы вплоть до конца 30-х годов.Пока не были окончательно вытеснены "моторами" - автомобилями.
Первое правило извоза было утверждено в 1705 году.
Требования к извозчикам были весьма строги. За нарушение этих правил били кнутами и даже ссылали на каторгу.
С 1839 года специальные караулы следили за соблюдением всех правил.
(ГАИ не напоминает?)
В том числе чтобы соблюдался и скоростной режим!
В городе допускалась скорость до 10 верст в час летом и 12 вёрст в час зимой.
В 1783 году все правила были собраны в "Извозчичий билет"
"ПРАВИЛА" вручались извозчику вместе с жетоном, который пришивался на видном месте.
Вместе с правилами вводился ещё и тариф. Для определения времени в пути и рассчёту по тарифу у извозчика были специальные часы, которые крепились к кушаку.
Но тариф соблюдался редко, чаще всего платили по договорённости.
Полицейские приказы требовали, чтобы к езде по городу допускались только обученные грамоте извозчики. Но где же их столько набрать?
Поэтому большинство из них не могли прочесть ни названия улицы, ни номера дома.
У каждого извозчика, в качестве допуска, была номерная бляха. Это как нынче права на вождение. Регламент работы для извозчиков был введен при императрице Екатерине Второй. Появился налог на право заниматься извозом.
Стали выдавать специальные номера, которые вначале крепили к одежде, а потом к ввели номерной знак, который крепили сзади транспортного средства .За нарушения ( быстрая езда, битье прохожих кнутом) извозчиков наказывали. И они игнорировали, как могли, номерные знаки.
У извозчиков должна была быть при себе книжка, где был расписан прейскурант.
Обязательно должен быть фонарь.
Трудно представить, но ВСЕ извозчики сдавали своеобразный экзамен на знание города.
ДАТЬ ПО ШАПКЕ
Все извозчики, сидевшие на козлах, носили обычно АРМЯК – это вид крестьянской или кучерской одежды тёмно-синего цвета, подпоясанный кушаком. (Напоминает халат из-за отсутствия застёжек). На голове летом носили грибовидную шляпу. А зимой – шапку «величиной с лукошко».
Господа, нанимавшие коляску или карету, по моде той поры, ходили с тросточкой. Сидя в экипаже, они руководили направлением на повороте, постукав по левому или правому локтю возницы. А если надо было остановиться, трость упиралась в спину.
Но если ездоку не понравится управление экипажем, он своей тросточкой бил по шапке кучера. Понятно, чем более был недоволен пассажир, тем ощутимей был удар .
Вот вам и ответ: Откуда пришло это крылатое выражение: "дать по шапке"
И ПОПЕЛИ, И ПОЕЛИ…
Каков был уклад жизни?
Трудовой день ИЗВОЗЧИКА длился до 16 часов в сутки.
В Петербурге занимались извозом калужские и рязанские крестьяне.
Старообрядцы из Витебской губернии. Татары… А зимой, на масленницу на своих саночках приезжали колымить в город финны-вейки.Но про них отдельно.
Извозчичьи дворы были обустроены особым образом. Для старых районов характерны дворы-колодцы. Обычно они высокие и тесные. Но однажды я оказалась внутри двора -колодца в районе Лиговского проспекта. Он поразил меня своим простором. Тогда я не интересовалась тем, о чем рассказываю сейчас. Да и город знала недостаточно хорошо. Но догадалась , что ближайшая улица названа Разъезжей неспроста.
Значит это был извозчичий двор. Здесь легко могли разместиться экипажи, сенные и дровяные сараи, и конюшня.
Там же неподалёку и Кузнечный переулок.
И Стремянная улица… Названия улиц говорит за себя.
А неподалёку, на Коломенской улице, сохранился дом под № 45, из стены которого выступают две черные конские головы. И это совсем недалеко от выхода из метро Маяковская, что на Невском проспекте.
На первом этаже этого здания не было капитальной стены. Там за «воротцами» перековывали лошадей. И дальше "переобутые" лошадки уезжали на Московский тракт, либо возить ездоков по улицам города.
В старину эта часть города носила название Ямской.
Очень своеобразно извозчики выбирали для себя трактиры.
Извозчичий трактир, обычно, находился в небольшом доме с большим незастроенным двором. Во дворе для лошадей были устройства, сколоченные из досок, в которые сыпали овёс или накладывали сено.
Во дворе же можно было напоить лошадей и помыть экипажи.
У многих извозчиков были излюбленные трактиры. Люди всегда тянутся к своим.
Например, рязанские земляки обменивались новостями в их излюбленном трактире, который так и назывался «Рязань». Он находился на углу Кузнечного переулка и теперешней улицы Марата.
А в трактире «Хива» на ул. Константина Заслонова, бывшей Глазовской, пили чай калужские кучера.
В Щербаковом переулке были три трактира, которые облюбовали извозчики -татары. Там подавали в основном конину. А ещё эти трактиры отличались тем, что татары любили петь свои национальные песни.
Если кто решит, что в трактире употребляли алкоголь, то ни-ни!
Не только мусульмане-татары, но и все извозчики пили только чай!
На современной улице Правды (Кабинетской в прошлом) стоял трактир, в котором собирались старообрядцы. В их трактире запрещалось курение. А песен тоже не пели. Грехом считалось пользоваться «мирскими» тарелками и чашками. Пили и ели они из своей посуды, хранившейся у трактирщика
* * *
Продолжение http://proza.ru/2024/07/02/1132
Свидетельство о публикации №224062701169