Реконструкция Томаса Райта Иисус как Пророк грядущ

   Автор  описанной ниже реконструкции образа исторического Иисуса —Николас Томас Райт, один из самых авторитетных участников проекта «Поиск исторического Иисуса», занимавший высшую ступень в церковной иерархии: до ухода на покой в 2010 году Райт был епископом англиканской церкви.Выдающийся ученый, библеист, автор трех томов из шеститомного проекта Райта «Истоки христианства и вопрос о Боге»; автор известных работ: «Вызов Иисуса: Кем был и является Иисус»;«Иисус и победа Бога» и др.
   Некоторые критики считают, что работы Райта «написаны с традиционной христианской точки зрения и предназначены для верующих людей»
Однако для доказательства своей теории Райт предлагает научный, объективно-исторический метод.

   Райт  считает , что необходимо начать с определенной общей гипотезы о том, Кем был Иисус, и впоследствии попытаться объяснить максимальный объем материала в рамках этой гипотезы.
«Хорошая» гипотеза, согласно Райту, должна давать внятный ответ на следующие ключевые вопросы :
1) каково место Иисуса в современном Ему иудаизме?
2) каковы были цели Иисуса?
3) почему Иисуса казнили?

    «Хорошая» гипотеза об историческом Иисусе должна соотноситься с «мировоззрением» иудеев I века, а также демонстрировать особенный «склад ума» Иисуса.
Райт анализирует поступки и речи Иисуса как объективное выражение Его «склада ума»; впоследствии «склад ума» Иисуса соотносится с общим «мировоззрением» Его современников, демонстрируются особенности, выделявшие Иисуса из общей массы. Этот скрупулезный анализ позволяет, с точки зрения Райта, сделать обоснованные выводы о том, что думал, во что верил, на что надеялся Иисус.

   Райт доказывает, что в основе мировоззрения иудеев 1 в. лежало верование о том, что они, несмотря на пребывание на земле Израиля, до сих пор находятся в изгнании. Ужасные экономические и политические условия жизни, римская оккупация, неоднозначный статус Второго Храма – все это делало ощущение «внутреннего» изгнания чрезвычайно острым для современников Иисуса.

  Во-вторых, мировоззрение иудеев было глубоко эсхатологическим: они ожидали, что Бог в ближайшем будущем вмешается в историю, восстановит справедливость и возведет Свое Царство. Эти эсхатологические ожидания выражались языком апокалиптики, однако, иудеи не верили в конец мира как таковой, они ожидали радикальных изменений внутри истории. Поэтому описания космических событий, присутствующие в апокалиптических текстах, понималось ими как описания событий исторических. Эсхатологические ожидания, религиозные по содержанию и по форме, влияли на социальные движения.
Основой нетерпеливого ожидания, вызывающего неудовольствие и подогревающего мятежные настроения, было не просто возмущение правящей римской властью, но и то, что это возмущение укладывалось в контекст иудейского единобожия и эсхатологии.

   Исторический Иисус в реконструкции Райта предстает в первую очередь как пророк. Его образ схож с другими ветхозаветными пророками, но Иисус отличается от них тем, что Он был еще и «пророком – лидером движения» .
В отличие от фарисеев, Иисус призывал в Царство грешников и социальных изгоев, основывая этот призыв исключительно на Своем авторитете пророка грядущего Царства.
В служении Иисуса реальность Царства открывается уже сейчас, о чем свидетельствовали  Его чудеса, исцеления и экзорцизмы.

   Конфликт Иисуса с Его еврейскими современниками (особенно фарисеями) следует,по мнению Райта, понимать как конфликт альтернативных политических программ, вызванных альтернативными эсхатологическими верованиями.
Иисус подвергал сомнению субботу, пищевые запреты, этническую идентичность, отеческую землю и, в конечном счете, Храм.

   Райт настаивает, что весть Иисуса была во многом вестью о Нем Самом.
Он считал Себя Мессией, но понятие мессианства Он подверг переосмыслению, хотя претендовал Иисус именно на мессианство.

    Райт предлагает совершенно необычную трактовку термина «Сын человеческий». Райт считает, что новозаветный термин «Сын Человеческий» изначально относился к коллективному народу Божьему. В качестве иллюстрации он берет   фрагмент апокалипсиса из Евангелия от Марка:
«Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою. И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба» (Мк 13: 24–27).
    Сын Человеческий однозначно восходит от земли на небо к Ветхому Днями. В интерпретации Райта «Сын Человеческий» является Иисусом Христом как коллективным представителем народа Божьего. После катастрофических событий, описанных в Мк 13: 5–24, Сын Человеческий восходит к Отцу как представитель народа Израиля и получает оправдание и славу.

Мнение Райта о причинах смерти Иисуса отличается от мнения многих исследователей, которые склоняются к тому, что смерть Иисуса была скорее трагическим стечением обстоятельств: общая атмосфера напряженности и социального протеста, окружавшая движение Иисуса, выступления в Храме, боязнь мятежа во время Пасхи и т. д.,которые привели к суду и казни Иисуса. Все евангельские тексты, указывающие на ожидание Иисусом Своей смерти, большинство ученых считают позднейшей богословской рефлексией над историей, "пророчеством после события".
   Райт доказывает, что Иисус сознательно желал Своей смерти, понимая ее как искупительную жертву за народ Израиля. Райт указывает на многочисленные ветхозаветные и межзаветные аллюзии на искупительное значение страданий праведника и на множественные евангельские свидетельства, прямо или косвенно говорящие о том, что для исторического Иисуса проблема искупительной смерти была весьма важной и что именно Себя Он видел в роли страдающего праведника.

   Согласно Райту, Иисус однозначно считал Себя Мессией, это подтверждали как Его действия, так и речения. Однако, не утверждая это прямо, Райт оставляет возможность для положительного ответа на вопрос о том, считал ли Иисус Себя Богом. Мессианское призвание Иисуса включало в себя призвание совершить ряд деяний, которые, как Он знал, согласно Писаниям, ГОСПОДЬ ОСТАВИЛ ДЛЯ СЕБЯ.  Он совершит акт спасения. Он сделает то, что не может сделать ни посланник, ни ангел, но только «рука Господа».

Райт призывает забыть про псевдоортодоксальные попытки сделать Иисуса из Назарета знающим, что Он – Второе Лицо Троицы, и представить молодого еврейского пророка,который возвещает возвращение Господа на Сион как Судьи и Спасителя, а затем воплощает это, входя в город, символизируя разрушение Храма … Иисус из Назарета считал Себя избранным сделать то, что, согласно израильским Писаниям, обещал сделать Сам Бог.

   Итак, Райт заявляет не просто о мессианском, но, вероятно, о Божественном самосознании Иисуса.
Охарактеризовать реконструкцию Райта можно следующей цитатой, которая во многом описывает специфику его работы :
" Иисус считал Себя пророком – вестником Царства ГОСПОДА, полагающим начало этому Царству. Он верил, что Он – истинный Мессия Израилев. Он ждал, что Царство придет через Его смерть от рук язычников."

Райт  указывает на то, что реконструкцию образа исторического Иисуса следует проводить в традиционном иудейском контексте. Вслед за Швейцером, Сандерсом и Эрманом он указывает на то, что весть Иисуса по характеру была эсхатологичной. Однако в интерпретации эсхатологического учения Иисуса Райт  доказывает, что эсхатологический язык Царства относился не к «иному миру», но к актуальной истории.  Райт доказывает, что Иисус действительно считал Себя центральной фигурой в грядущем Царстве, поэтому более позднее обожествление Иисуса Христа в ранней общине является прямым продолжением вести исторического Иисуса.

  Чтобы реконструировать образ исторического Иисуса, Райт показывает, в чем «склад ума» Иисуса (реконструируемый на основании анализа речений и деяний) отличался от базового мировоззрения большинства иудеев.
Иисус, как и Его современники, ожидал пришествия Царства, однако Он не считал, что Царство будет установлено благодаря политическому перевороту (как у зилотов) или благодаря жесткому изоляционизму (как у фарисеев). Он учил, что Царство, открытое для всех людей мира, в полной мере будет установлено Господом, когда Он совершит искупление грехов Израиля.
    Иисус считал Себя Мессией – лидером нового народа Божьего, Который должен принять на Себя грехи Израиля и искупить их Своей смертью.
 Вероятно, Иисус в определенном смысле считал Себя Богом.


Рецензии