Изобретатели СССР
Социалистическое государство поощряло изобретательскую деятельность, например, за получение авторского свидетельства автор получал поощрительное вознаграждение 50 р при средней зарплате по стране порядка 150 р/месяц давало существенный доход изобретателю, за внедренное изобретение автор получал 2 % от экономического эффекта, но не более 20000 р.. За первое внедренное изобретение автору присваивалось звание «Изобретатель СССР», которое повышало статус автора, как специалиста и приносило моральное удовлетворение автору. «Заслуженный изобретатель» имел льготы при получении жилья (дополнительная жилплощадь в 20 кв. метров или дополнительную комнату), льготы на отдых и лечение в санаториях и домах отдыха, назначалась повышенная пенсия.
Кроме того, и главное, изобретатель получал большое моральное удовлетворение от изобретательской деятельности, даже не получая денежное вознаграждение. Правда, по себе сужу, что в советское время увлечение изобретательством авторами не считалось выдающимся делом и когда я получил звание «Изобретатель СССР» никак не отметил ни среди сослуживцев, ни в семье и даже значок не носил на пиджаке. Мы просто тогда не ценили, что живем и трудимся в Великой стране.
Во время моей трудовой деятельности инженером-конструктором мною создано в одиночку или с коллективом авторов 16 изобретений, из них 8 секретных.
Чтобы поощрить сотрудников моей конструкторской бригады придумал, как получить авторское свидетельство на конструкцию вентилятора, устройство, которого было известно, но отличительную часть формулы изобретения сформулировал в виде математической формулы и в число авторов включил двух конструкторов, участвовавших в разработке вентилятора. И сам удивился, что патентные эксперты ВНИИГПЭ сразу же выдали положительное решение.
Был в моей практике парадоксальный случай. В полноразмерном макете Атомной станции во время испытаний выявилась проблема больших утечек токсичного теплоносителя через затвор предохранительных клапанов с импульсным управлением. Разработчики клапанов ЦКБ «Арматуростроения» не могли устранить эти утечки. У меня, как ответственного за трубопроводную арматуру Станции, вызывала эта проблема большую озабоченность, и я думал, как ее решить. Однажды, придя с работы домой, зашел в туалет, только присел, как у меня тут же возникло решение проблемы. Рассказал начальству, они сразу же оценили простоту предлагаемого решения и дали добро на доработку клапанов. Во время испытаний было установлено, что утечки полностью устранены и клапаны надежно работают. Подали заявку на изобретение, включив в число двух моих руководителей и двух конструкторов-разработчиков клапанов, чтобы не было препятствий со стороны ЦКБ «Арматуростроения». Позже на данное изобретение были оформлены документы о внедрении изобретения в народное хозяйство и все записанные псевдо авторы и автор получили звание «Изобретатель СССР». Такая существовала в Советском Союзе практика соавторства.
Но последнее мое изобретение оформленное без соавторов имело для меня драматические последствия. Через гендиректора проходили все заявки на изобретения, и он узрел в моем изобретении техническое решение, более простое чем в его одном крупном изобретении. Началось с придирок ко мне, потом разнос неправильной разработки конструкции, разрабатываемой в конструкторской бригаде, которой я руководил. Затем, без свидетелей он объявил меня своим врагом и перестал здороваться. Мое здоровье стало ухудшаться и пришлось вернуться в СКБ, где я начинал работать молодым специалистом.
Но идею свою не забросил, вышел на связь с директором Института проблем механики, академиком АН СССР А. Ю. Ишлинским, он внимательно выслушал суть идеи моего изобретения, посоветовал поучаствовать в научной конференции, дал направление туда, также подарил свою книгу с дарственной надписью. Но дальше участия в конференции дело не пошло, а тут грянули 90-годы с развалом науки и пришлось свою идею забросить.
К тому же сейчас эта идея мне представляется, не как важное для народного хозяйства изобретение, а как некоторое расширение научных знаний в области динамики роторных систем, а ее практическое применение возможно в ограниченной области самоцентрирующихся центрифуг (авторские свидетельства на изобретение 1482731, 1593707).
В итоге хотелось бы сказать об инженерной деятельности в Советском Союзе.
Во первых, высшее техническое образование мог получить молодой человек из рабоче-крестьянской семьи, как это было в моем случае.
Во-вторых, продвижение по службе зависело от способностей молодого специалиста, конечно имело место быть родственные связи и блат, но у меня не было никаких связей в Белоруссии парня из России.
В третьих, поощрялась творческая и изобретательская деятельность морально и материально.
Изобретатели СССР имели возможность быстро расти профессионально и по служебной лестнице.
Из негатива можно отметить приписывание в авторы изобретений и научно-технических статей лже соавторов из выше стоящего руководства, но это процветает и в настоящее капиталистическое время. Новаторские изобретения из-за косности бюрократического аппарата с трудом внедрялись в народное хозяйство, необходимо было искать покровителей в вышестоящих инстанциях.
В 80-е годы были попытки активизировать творческую деятельность молодежи, создавались коллективы творческой молодежи, но это выливалось в получение дополнительной зарплаты. Автор участвовал в таком движении, часто в рабочее время занимались левой работой.
А в целом в стране царила творческая атмосфера, для инженеров и ученых, склонных к творчеству, было интересно трудиться и жить. Например, автор часто в выходные дни просиживал в научно- технической и патентной библиотеках, и ум был занят решением технических проблем, возникающих на работе.
В заключении хочу сказать, что подвигло меня написать эту статью. Года четыре назад по телевизору шла передача о фирме Калашникова, в которой ведущий конструктор фирмы весьма пожилого возраста рассказывал о разработке автоматов типа АК, и я обратил внимание, что на его пиджаке была прикреплено что-то похожее на медаль, она достаточно ярко выделялась на ткани пиджака. Присмотрелся, так это знак «Изобретателя СССР», мое сердце радостно забилось от того что конструктор прикрепил к одежде ни медали и правительственные награды, а значок Изобретателя СССР.
К тому времени вследствие собственной халатности мой знак изобретателя был утрачен, горько сожалея об этом, загорелся получить дубликат значка или второй экземпляр. И только на днях его получил, конечно, было радостно на душе, прикрепил его на рубашку и сфотографировал.
Свидетельство о публикации №224062700599