Штрихи к биографиям потомков художника - 4

На фото слева запечатлен директор Императорского Александровского лицея в 1900 – 1908 гг., действительный статский советник Александр Петрович Саломон (в прошлом выпускник лицея). На фото справа – он же в окружении сотрудников лицея. Слева от него сидит в шинели инспектор лицея генерал-майор Александр Иванович Варнек (фото датировано примерно 1906 годом)

Цель миниатюры – рассказать вкратце о двух спутниках жизни Александра Ивановича Варнека (согласно терминологии писателя В.В. Вересаева [1]), с которыми он соприкоснулся в свои первые годы работы в Александровском лицее – директоре Лицея и своем предшественнике Александре Эдуардовиче Шмидте, являвшимся инспектором лицея до него. Основу для своего рассказа позаимствую из журнальной статьи востоковеда  Беккина Рената [2].

В июле 1900 г. новым директором Императорского Александровского лицея был назначен действительный статский советник Александр Петрович Саломон.  Ранее этот представитель старинного дворянского рода возглавлял Главное тюремное управление и заслужил признание заключенных за гуманное отношение к ним.
Саломон сменил на посту директора лицея ушедшего по болезни генерал-лейтенанта Ф. А. Фельдмана (1835–1902). В отличие от штабного офицера Фельдмана, Александр Петрович имел боевой опыт: он был ветераном Русско-турецкой войны 1877–1878 гг., и в нем было много юмора. Александр Петрович сам в прошлом был воспитанником Александровского лицея и потому был хорошо знаком с традициями этого элитарного учебного заведения.

Императорский Александровский лицей был учрежден в 1811 году. Это было высшее учебное заведение для представителей дворянского сословия. Больше всего известен первый звездный выпуск лицея благодаря Пушкину и воспетым им друзьям-лицеистам. Однако и последующие выпуски давали стране немало выдающихся деятелей науки и культуры, а так же государственных мужей.

В 1843 году лицей переехал из Царского Села в Петербург на Каменноостровский проспект во многом потому, что большинство профессоров проживало в Петербурге.

По инициативе Александра Петровича был создан Совет Императорского Александровского лицея, куда вошли выпускники данного учебного заведения, при этом Совет выступал главным органом управления лицея.
Были произведены также преобразования в системе корпуса воспитателей. Теперь воспитатель вел свой класс от младшего приготовительного до выпускного. Была усилена роль инспектора воспитанников.

В Записке об устройстве Александровского лицея Саломон писал: «Во главе воспитательной части стоит инспектор воспитанников. Это — первое и главное лицо после Директора, вступающее в его должность в случае его отсутствия или болезни. Ему непосредственно подчиняется весь воспитательский персонал, преподавательский же персонал и другие чины лицея должны сообразовываться с его указаниями по всем предметам, так или иначе соприкасающимися с воспитательной частью».

Как и директор лицея, инспектор воспитанников назначался и увольнялся от должности указом императора. Работа в лицее также означала рост в чинах. Иными словами, должность инспектора воспитанников была крайне привлекательна для тех, кто только намеревался делать карьеру по статской линии, и для тех, кто находился уже в зрелых летах и имел солидный послужной список. Желавших стать инспектором воспитанников было немало.

Но А. П. Саломон предложил эту должность в июне 1900 года никому  не известному тогда молодому человеку — недавнему выпускнику Санкт-Петербургского университета, Александру Эдуардовичу Шмидту, бывшему воспитателем детей у Александра Петровича и ставшему в последующие годы известным русским и советским арабистом, востоковедом.  Вначале Шмидт категорически отказывался, но сдался по целому ряду житейских причин.

Однако вскоре работа в лицее стала тяготить его.  Должность инспектора требовала строгости со стороны лица, ее занимавшего.  Но оказалось, что Шмидт, будучи робким и неопытным человеком, не обладал необходимыми качествами, и потому в глазах лицеистов не имел практически никакого авторитета. Часто лицеисты встречали его взрывом хохота и насмешек, пока он, краснея и запинаясь, не знал, что сказать и куда деть свои руки. 

Когда лицеисты переходили границы дозволенного, и для прекращения безобразий требовалась жесткая рука инспектора, Шмидт пасовал и вел себя непоследовательно. Обычно самые отвратительные сцены разыгрывались в дни так называемых «прощаний», представлявших собой что-то вроде выпускного вечера в современных учебных заведениях.

Ясно было и то, что Александр Эдуардович оказался не на своем месте. После скандальных «проводов» 1902 года из лицея были уволены десять воспитателей. Шмидт сохранил свою должность, что было поставлено в упрек Саломону.
Несмотря на свое разочарование в работе инспектора, Шмидт со свойственным ему педантизмом выполнял свои служебные обязанности. Но осенью 1904 г. он все же принял решение уйти из лицея.

В своем прошении об увольнении из лицея он писал: «Не имея возможности совмещать должность Инспектора воспитанников Императорского Александровского Лицея с моими научными занятиями в Университете, имею честь покорнейше просить Ваше превосходительство уволить меня от занимаемой мною в Лицее должности».

Отговаривать Шмидта было бесполезно, и 31 октября 1904 г. он был уволен из лицея. В знак признания заслуг Александра Эдуардовича Саломон ходатайствовал о награждении его орденом Св. Станислава 2-й степени. 

У Варнека Александра Ивановича, сменившего своего предшественника в должности инспектора лицея, тех проблем, с которыми встретился Шмидт, похоже, не было. Думаю, что это было связано, прежде всего, с его большим жизненным опытом руководителя  в его морских плаваниях, а также с его спокойствием в трудных ситуациях и доброжелательным отношением к людям.

ПРИМЕЧАНИЯ

1.  Вересаев В.В. Спутники Пушкина. Захаров. М. 2001.
 2. Не уклоняться в сферы, мне столь чуждые. Отрывок из книги: А. Э. Шмидт: биография, научная переписка, избранные труды, библиография / Автор-сост. Р. И. Беккин. – М.: ООО «Садра», 2018.


Рецензии