Ваять или подождать?

Скульптурная память человечества поражает воображение монументальностью и полной потерей своей информативной сущности. Посетившему остров Пасхи экскурсоводы поведают, сколько каменные идолы весят, из чего они  вырублены, на глаз можно и самому прикинуть рост этих чудовищ, а возраст уже определяют чисто научным методом. Говорят, первым их увидел и описал Джеймс Кук, естественно, именно англичане утащили для своих музеев впечатляющий экземпляр. Но за полтысячи лет так никто и не сумел убедительно аргументировать, в чью же честь и для каких целей отряд этих ребят водружен на острове, затерянном в Тихом океане.

В древнем Египте много чего нагромоздили из камня, сопроводив скульптуры поясняющими иероглифами. Но поди пойми древних мастеров резьбы по камню – какую сакраментальную истину они хотели донести потомкам, прибегнув к такому впечатляющему средству!

Скульптуры целыми ротами закапывали в землю, как это случилось в древнем Китае, их поглощал культурный слой отходов и нанесенными почвами, как это откопалось в Иордании, они почему-то не сгорели, хоть и были сотворены из дерева 12 тысяч лет тому назад, как это случилось на Урале с Шигирским идолом.

Но, невзирая на то, что материальное изображение смогло уцелеть, память человеческая оказалась гораздо короче. Даже многие памятники греческой и римской культуры нашей эры идентифицируют весьма приблизительно: может это царь, а может – историк, но скорее всего – герой мифа. Видимо, поэтому гениальные скульпторы предпочитали вырубать из мрамора мифических и библейских героев, уж с этими-то никто не ошибется и не перепутает Давида с Голиафом!

Казалось бы урок следует усвоить и не отливать в бронзе современников, с которыми еще вчера обнимались и чокались, придет (или пройдет?..) время и они будут благополучно забыты. Но политики верят, что каменная пропаганда внушительнее живого слова и всякой иной пропаганды. Так на заре двадцатого века Ленин с подачи Кампанеллы придумал план монументальной пропаганды.

Надо отдать должное просвещенному идеологу: в списке личностей, которые предписывалось увековечить в камне, были не только теоретики коммунизма, но и выдающиеся писатели, художники, композиторы. Да и список был не велик для огромной державы, меньше сотни! Должно быть понимал Ильич, что не по всем городам и весям в 1918 году можно было наставить истуканов, ни камня, ни мастеровитых рук бы не хватило! В столицах бы отметиться.

Вера Мухина, та самая, что изваяла Рабочего и колхозницу почти в 25 метров высотой и потрясшая своим творением весь Париж (там, на выставке, состоялась презентация), писала об этом ленинском плане монументальной пропаганды: работа по его воплощению была тем зерном «…из которого проросла вся советская скульптура. Перед искусством раскрылись невиданные перспективы, оно обогатилось новыми целями. Задача, поставленная Лениным, была важна и необходима не только для народных масс, но и для нас, художников…"

Ух, и развернулись же они! Добрались и до нашего провинциального Североуральска, я хорошо помню, что в сквере в центре города стояли на постаментах Ленин и Сталин, а на вокзальной площади был водружен Горняк с отбойным молотком. Сейчас эти  герои исчезли, но на площади Мира по прежнему возвышается Ленин – и никто на него не посягает. А что вы хотите, в советскую пору город был воздвигнут и всё, что в нем построено, связано с тем временем, школы, больницы, клубы. Ушла эпоха – и оно тихонько ветшает, Дерипаска что ли там на постамент встанет?

Вы спросите, с чего вдруг я завелась? Да невыносимо слушать словесные баталии по поводу ликвидации «ленинского наследия», словно нашим либералам не дает покоя украинская «декоммунизация». Соседи наши рушат, не особо разбираясь, памятники не только политикам и военачальникам советской поры, но и художникам, поэтам, композиторам. Зато Бандеру установили на постамент, выполняя, должно быть, свой план монументальной пропаганды.

Господа, дорогие соотечественники, выросшие, как и я, в годы социалистического строя, получившие образование (бесплатно!) и выжившие, несмотря на сталинские репрессии! Угомонитесь, не все так однозначно оценивают минувшую эпоху в историческом контексте существования нашей державы. Вчера президент РФ Путин наградил лидера компартии Геннадия Зюганова Звездой Героя – трудовой. Между прочим, партия эта – довольно влиятельная сила в стране, в Госдуме представлена солидной фракцией, поддерживает линию правящей власти на утверждение суверенитета, в борьбе с Западом. А Ельцин, помнится, сжег свой партбилет и сгоряча запретил компартию в России. Потом его вразумили, объяснили, что это плохо сообразуется с демократией, и он свой указ отменил.

Не надо трогать мавзолей, подумайте сами, если идеи Ленина столь популярны во всем мире, в Азии, Африке и Америке, с чего вдруг устраивать погромы в стране, где они были реализованы? В ходе ГОЭЛРО, многочисленных пятилеток, с ошибками, огрехами, но ведь и нового человека сотворили – советского, и в войне победили. Пусть судит время, высекать в камне сбежавшего Чубайса и почившего Ельцина, коммерсанта Пригожина и олигарха Березовского – или погодить десяток другой годков.

В Москве у Дома художника образовался парк искусств, в который натащили разного рода скульптур: и снесенных политиков,  и вполне лирических безымянных красавиц, там и Шадр представлен, и другие мастера, участвовавшие в реализации плана монументальной пропаганды. И торжествует на ВДНХ, возвышаясь над реалиями сегодняшнего дня, скульптура Веры Мухиной. Хотя в героях рабочие и колхозницы уже в стране не числятся. Но ведь они по-прежнему создают материальное благополучие державы. Программисты – в моде, а фрезеровщиков катастрофически не хватает. Ау, витии и ораторы либерального толка, топчущие коммунистическую идеологию ногами, вы не знаете, что с этим делать? Погром памятников Ленину поможет решить проблему?..


Рецензии