Мария Лапшина. Должен быть разрушен
Римляне желали стереть даже память о своём могучем противнике. Карфаген был сожжён, его немногочисленные спасшиеся жители были обращены в рабство, а земля засеяна солью, чтобы никто и никогда не селился на проклятом месте. Однако сейчас на его месте стоит большой город Тунис и вновь кипит жизнь, а на развалинах великого и ужасного Карфагена снуют миллионы туристов.
Карфаген был основан выходцами из финикийского города Тира в девятом веке до нашей эры. Это были ханаанеи, которых греки прозвали финикийцами ("пурпурными") за то, что те умели делать уникальные красители из морских моллюсков. Потом римляне чуть исказят греческое название и станут звать их poeni, откуда и пойдут Пунические войны. Но не будем забегать вперёд.
Легендарной основательницей Карфагена считается Дидона. Её отец, царь Тира, убил её мужа, и вдова с большой свитой была вынуждена бежать из города. Они приплыли на территорию нынешнего Туниса и попросили у местного царя Иарбанта разрешения купить землю, чтобы на ней поселиться. Чужаки были местным жителям ни к чему, но царь польстился на красивый драгоценный камень Дидоны и предложил обменять его на участком земли, который покроет бычья шкура.
Предложение было издевательским, но Дидона согласилась и перехитрила Иарбанта. Она нарезала шкуру на тонкие ремни и смогла окружить ими большой участко на горе. Вскоре там выросла крепость, названная Бирсой (по-гречески "бычья шкура"), а рядом появился "Новый город" - по-ханаански Карт-Хадашт, а на греческий лад Карфаген.
Более столетия Карфаген был финикийской колонией, однако затем положение резко поменялось. Финикия была захвачена Ассирией, а местные жители, спасаясь от захватчиков, стали массово переселяться в Карфаген.
Город стремительно разрастался, чему способствовало его выгодное географическое положение. Река Меджерда обеспечивала жителей водой, а поля приносили хорошие урожаи. Крепость надёжно защищала от набегов, а закрытая со всех сторон бухта была удобна для мореплавания. Вскоре Карфаген сосредоточил в своих руках большую часть средиземноморской торговли: из Африки шли слоновая кость, рабы и золото, с Ближнего Востока - ковры, стекло и керамика, из Европы - хлеб, оливковое масло и рыба.
Так Карфаген стал самым крупным городом Средиземноморья с населением до семисот тысяч человек, который не только объединил все бывшие финикийские колонии, но и стал создавать собственные. В начале пятого века до нашей эры карфагенянин Гимилькон доплыл до британского Корнуолла, где наладил торговлю оловом. А Ганнон попытался колонизировать Западную Африку. Его экспедиция из шестидесяти кораблей с тридцатью тысячами колонистов прошла через Гибралтар и двинулась на юг, основывая по пути новые поселения. Считается, что эта экспедиция достигла Гвинейского залива, а то и берегов нынешнего Камеруна!
Карфаген был досаточно жестоким государством. Всё сельское хозяйство велось руками рабов. Колонизация, о которой мы говорили, была скорее принудительной, чем добровольной - на поселение отправляли бедняков и опять же рабов. И, наконец, в армии служили в основном наёмники: кавалерия комплектовалась из африканских кочевников, а пехота - из европейцев (испанцы, галлы). Сами карфагеняне служили лишь в своего рода гвардии, которая называлась Священным отрядом. Древнегреческий историк Диодор Сицилийский оценивает его в "двадцать пять сотен" воинов, "которые были отобраны за доблесть и доброе имя, а также за богатство".
Взлёт могущества Карфагена связывается с приходом к власти Магона Первого (умер между пятьсот тридцатым и пятьсот двадцатым годом до нашей эры) м его потомков, которые правили более столетия. Впрочем, и при Магонидах власть царя была ограничена, а когда их род пресёкся, Карфаген стал классической олигархией. Высшим органом власти был Совет старейшин, который состоял из представителей сначала десяти, а потом тридцати богатейших и знатнейших родов. Исполняли их решения два ежегодно избираемых суффета (что-то вроде римских консулов). А надзор и суд были в ведении Совета ста четырёх, опять же набираемого из видных граждан города.
За власть постоянно боролись две партии - одна, опиравшаяся на земельную аристократию, держалась курса на экспансию вглубь Африки и покорение туземных племён, а другая, преимущественно из купцов, ратовала за расширение владений в Средиземноморье. Но и те и другие важнейшей задачей видели недопущение появления сильной царской власти.
Карфаген сохранил древние культы Ханаана. Главным божеством был Баал-Хаммон, который являлся символом солнца, плодородия и мужского начала. Его спутницей была Танит (Тиннит), которая вобрала в себя многие черты вавилонской богини Иштар.
По свидетельству Диодора Сицилийского, в Карфагене находилась гигантская бронзовая статуя Баала-Хаммона. Его длинные руки были частью подъёмного механизма. В ладони статуи Баала, которого ещё именовали "хозяин-жаровик", клали детей, после чего руки идола опускались, и несчастная жертва падала в огненную яму. Этот обряд назывался молк, но из-за ошибки переводчиков он войдёт в историю как "молох".
Некоторое время была популярна теория, что "молох" - это чёрный пиар конкурентов-римлян. Но археологи и в самом деле нашли на раскопках в Карфагене кладбище с тысячами обугленных детских останков. Звучит ужасно, но участие в этом жутком обряде, как правило, было добровольным. На некоторых могилах сохранились надписи вроде такой: "Госпоже Тиннит, лику Баала, и Баал-Хаммону: Бомилькар, сын Ганнона, внук Милькиатона, посвящает своего единокровного сына. Да придёт ему ваше благословение!".
Причём если в самой Финикии захватившие её персы запретили этот обряд ещё в начале пятого века до нашей эры, то в Карфагене он практиковался намного дольше. Известно, что ещё в триста десятом году до нашей эры во время осады города греками карфагеняне принесли в жертву около трёхсот мальчиков из знатных семей. Правда, вскоре куьт стал заметно гуманнее - людей в качестве жертв заменили домашние животные.
История показывает, что мало захватить какую-то колонию, надо уметь защитить её от конкурентов-колонизаторов. Поначалу главными соперниками карфагенян были греки. Особенно острое соперничество развернулось за богатый остров Сицилию. Располагавшаяся там греческая колония Сиракузы к четвёртому веку до нашей эры вышла на пик своего развития ирешила перехватить у конкурентов часть торговли. Упорная борьба продолжалась почти сто лет. Иногда, как уже говорилось, греки оказывались прямо под стенами Карфагена, однако, в конце концов, дело завершилось полным завоеванием Сицилии карфагенянами.
Кстати, в борьбе против Сиракуз им охотно помогали римляне. Но потом, сокрушив греков, римляне нанесли бывшему союзнику удар в спину - сами захватили Сицилию. А в двести пятьдесят шестом году до нашей эры римляне перенесли боевые действия в Африку, разбив флот, а затем и сухопутную армию карфагенян. Но через год, получив поддержку от спартанцев, карфагеняне разгромили захватчиков. Особую роль в этой битве сыграли боевые слоны, с которыми римляне ещё не до конца научились бороться. Сражения вновь переместились на Сицилию. Впрочем, римляне быстро учились и уже в двести пятидесятом году до нашей эры в битве у Панорма одержали большую победу над карфагенянами, в том числе захватив сто двадцать слонов.
Вторая Пуническая война была связана главным образом с фигурой полководца Ганнибала. В двести восемнадцатом году до нашей эры он вошёл в историю, когда с большим войском и боевыми слонами перешёл Альпы и вторгся в Италию. Но вскоре римляне смогли перехватить инициативу, и по итогам войны был заключн не слишком выгодный для Карфагена мир.
Не сумев единолично победить Рим, Ганнибал стал искать союзников и нашёл такового в лице царя Антиоха из империи Селевкидов. А заодно он решил захватить власть в Карфагене, чтобы не сталкиваться с противодействием политических противников. И тогда его же сограждане написали донос в Рим, где обвинили его в подготовке новой войны против империи! Рим потребовал выдачи Ганнибала, и полководцу пришлось бежать к Антиоху. А после Ганнибал покончил с собой, чтобы не попасть в плен к римлянам.
Спустя тридцать семь лет в Третьей Пунической войне Рим добьёт своего противника. Карфаген будет полностью разрушен, а его развалины победители засеют солью, чтобы здесь не росли даже растения. Лишь через сотню лет Гай Юлий Цезарь решит возродить город, и на этой земле начнётся новая жизнь...
Свидетельство о публикации №224062800156