Виктор Штерн. Битва тысячи убитых

  (Статья Виктора Штерна из журнала "Загадки истории" (две тысячи двадцать второй год, сорок четвёртый номер, страница двадцать шесть)).
  Четвёртого ноября тысяча семьсот девяносто первого года отряды майами, шауни, оттава, делаваров и ещё нескольких племён нанесли войскам Соединённых Штатов самое жестокое за время индейских войн поражение. В этот день в сражении на реке Уобаш армия США потеряла до четверти своих солдат и офицеров.
  Европейцы приступили к активному заселению Северной Америки в шестнадцатом веке, и почти сразу начались конфликты с аборигенами. Бледнолицые видели в индейцах опасную помеху, краснокожие в пришельцах - захватчиков.
  Столкновение двух разных кульутр и разных уровней развития неизбежно приводило к войне, даже если первый контакт был мирным. Можно говорить о жадности и коварстве бледнолицых, о жестокости и агрессивности краснокожих, однако это не отменяет того факта, что технически развитые выходцы из Европы, как правило, брали верх над храбрыми, но технически отсталыми коренными американцами.
  Индейцев просто истребляли. Спор о масштабах целенаправленного геноцида идёт до сих пор. Определить, кто прав, а кто нет, сложно, поскольку нет вразумительных данных о количестве индейцев, заселявших континент до появления белых, и динамике изменения этой численности. Даже переписям населения, проведённым в тысяча восьмисотых и тысяча девятисотых годах, мы можем доверять с большой оглядкой.
  Одни исследователи полагают, что Северную Америку заселяло шесть миллионов индейцев, другие говорят о двенадцати-восемнадцати миллионах. К началу двадцатого века в американских городах и резервациях оставалось лишь триста тысяч представителей коренных племён. Вероятно, это число, по объективным причинам, несколько занижено. Конечно, сто миллионов убитых индейцев - чистейшая инсинуация, но даже если, опираясь на самую оптимистичную статистику, считать, что за двести лет численность населения упала с пяти миллионов до миллиона - это геноцид, причём один из самых жестоких за историю человечества.
  Противостояние двух культур носило поистине непримиримый характер. Европейская колониальная психология не позволяла считать "дикарей" людьми и, как следствие, позволяла применять против них самые жуткие меры. Индейцы отвечали симметрично и время от времени утирали европейцам нос. Да, в техническом развитии они отставали, но в умении сражаться превосходили врага многократно.
  В тысяча семьсот восемьдесят третьем году американские колонисты одержали победу в Войне за независимость и начали заселять Северо-западную территорию: штаты Иллинойс, Мичиган, Огайо, Индиана. Однако эти земли отнюдь не пустовали. Тысячелетиями жившие здесь индейские племена считали эти места своими. Стычки постепенно переросли в настоящую войну.
  Поход генерала Хармара тысяча семьсот девяностого года провалился, и правительство США отправило новую карательную экспедицию. На этот раз командовал генерал Сент-Клэр. В боях с англичанами он совершенно не отличился, но тут дело шло о каких-то дикарях, а значит, особых талантов и не требовалось.
  В тысяча семьсот девяносто первом году отряд выступил из форта Вашингтон. В его состав входило шестьсот солдат регулярной армии США, восемьсот мобилизованных ополченцев и шестьсот добровольцев американской милиции. Семнадцатого сентября силы Сент-Клэра вошли на территорию нынешнего штата Огайо, имея целью поиск и уничтожение индейских поселений, разбросанных по берегам реки Моми и её притоков.
  С самого начала за движением миши-маалсаки, так краснокожие называли белых американцев, следили разведчики Западной Индейской Конфедерации, в которую входили майами, шауни, делавары, иллинойсы, ирокезы и другие племена, обитавшие в долине Моми. Одновременно с этим начали собираться отряды воинов из индейских деревень.
  Руководство силами индейцев взяли на себя военные вожди: от майами - Маленькая Черепаха и Уильям Уэллс (белый, принятый в племя), Синяя Куртка от шауни, Баконгахелас от делаваров. Под своим началом они имели тысячу воинов, которых разделили на отряды по двадцать-тридцать бойцов.
  Армия Сент-Клэра продвигалась вперёд медленно. Приходилось постоянно расширять тропу, по которой шли орудия и телеги обоза. В начале ноября миши-маалсаки достигли реки Уобаш, где решили разбить лагерь. Они ошибочно полагали, что находятся на другой реке всего в дне пути от нескольких крупных деревень, на которые собирались совершить нападение. Вполне вероятно, что ошибка возникла в результате намеренного саботажа индейских проводников.
  Карательная экспедиция разбила стоянку на юго-восточном берегу, на плоском возвышении, окружённом лесистыми низинами. Сам лагерь представлял собой прямоугольник с длинными сторонами, ориентированными вдоль реки. Пушки располагались по центру длинных сторон: слева и справа. Солдат было слишком много для выбранного участка, поэтому несколько сотен ополченцев переправились через реку и устроились на другом берегу. Укрепить оба лагеря палисадами или земляными валами никто не посчитал нужным.
  Нападение индейских отрядов произошло перед рассветом. Есть все основания полагать, что ночью командиры боевых групп собрались вместе для согласования плана, поскольку всё дальнейшее разыгрывалось как по нотам.
  Построение индейского войска напоминало большой полукруг. Делавары, майами и шауни составляли его центр, сенека и могавки - правое крыло, оттава, оджибве и потаватоми - левое. Атака началась с центра, напавшего на малый лагерь, затем левый и правый фланги обрушились на основной лагерь. Действиями каждой группы на своё усмотрение руководил её командир. Конкретные тактические задачи имели только несколько отрядов майами под командой Уильяма Уэллса, им было поручено захватить пушки и перебить орудийные расчёты прежде, чем те начнут стрелять. С заданием они, похоже, справились отлично.
  После того как лагерь ополченцев был стремительно захвачен, левый и правый фланги буквально за несколько минут охватили основной лагерь со всех сторон. Скрытые в тени деревьев индейцы могли безнаказанно расстреливать ненавистных миши-маалсаки, как мишени в тире. Ответный огонь не достигал цели. Попытки американских солдат переходить в штыковые атаки дали скорее обратный результат. Индейцы отступали в заросли, а гнавшиеся за ними группы пехотинцев рассекали, окружали и уничтожали, пуская в ход ножи и томагавки или расстреливая врагов из лука.
  После трёх часов боя, вернее резни, Сент-Клэр приказал оставшимся в живых офицерам сделать последнее усилие, чтобы попытаться прорвать окружение и вывести тех, кто ещё мог держаться на ногах. Бросив пушки, боеприпасы и раненых, остатки армии генерала-неудачника пошли вперёд. Индейцы отступили, пропуская бледнолицых, но те, уже не думая о сражении, бросились бежать к форту Джефферсон. Воины Маленькой Черепахи преследовали миши-маалсаки несколько миль, затем прекратили погоню, чтобы вернуться в лагерь, поделить трофеи и добить пленных.
  К вечеру жалкие остатки воинства Сент-Клэра добрались до спасительного форта. С генералом сумели спастись всего сорок семь человек из двух с лишним тысяч солдат и обслуги. Сам Сент-Клэр, как ни удивительно, остался невредим, не считая того, что его мундир пробило восемь пуль и ещё одна сорвала клок волос с головы.
  Индейцы же потеряли всего два десятка человек убитыми, ещё сорок получили ранения.
  Победа была триумфальной, поражение белых - сокрушительным. Американские потери в битве составили девяносто семь процентов от числа участников. Таких разгромов армия США не терпела ни до, ни после.
  Однако реальные итоги этой славной "виктории" оказались не так уж и значительны. Даже не думая о том, что нужно закрепить локальный успех, краснокожие воины отправились по домам кормить свои семьи. Военную кампанию они воспринимали лишь как эпизод своей жизни. В отличие от белых, они просто не знали, что такое стратегическое планирование. Кроме того, их войны никогда не велись на полное выбивание конкурента, поэтому, выигрывая отдельные сражения, индейцы пригрывали войну в целом. Им и в голову не могло прийти заражать одеяла оспой или напрочь выбивать поголовье бизонов.
  Генерал Сент-Клэр был отправлен в отставку, его сменил генерал Уэйн. Армия США была пополнена и реорганизована. Вопреки советам Маленькой Черепахи индейские племена не пошли на переговоры. В тысяча семьсот девяносто четвёртом году они потрепели поражение в битве при Фоллен-Тимберс, а спустя год были вынуждены признать суверенитет Штатов над Северо-Западом. В начале двадцатого века остатки храбрых детей прерии были выдавлены в крошечные резервации и потеряли всякую политическую силу.


Рецензии