Дмитрий Шеваров Память благодатная

                ДМИТРИЙ  ШЕВАРОВ: ПАМЯТЬ БЛАГОДАТНАЯ      
           Писатели на вахте  историко-культурной  памяти.
       
     Как продлить величие, умножить  крепость и могущество своей державы?  Очень просто  —  размножением и сбережением своего народа. Так считали  великие русские ученые М.В. Ломоносов и Д.И. Менделеев.  Как морально и духовно оздоровить   больное общество? Исправлением нравов сверху донизу  через  установление строгих законов и общепринятых моральн0-нравственных   правил,  перед которыми  все без исключения равны  —  господа и рабы. У первых и вторых —  одна на всех общая судьба, одна обитель, одна юдоль.   Без народа нет страны, без народа нет языка и нет культуры. Истина простая как мычание, по словам Владимира Маяковского. Все звенья намертво  связаны   в одной цепи, всё в одной связке, и считать, что язык  существует   отдельно от народа,  так же глупо и наивно, как полагать, что народ живёт и размножается  где-то отдельно от власти. Так считали  русские  историки  Татищев, Щербатов Карамзин и великий русский реформатор, законотворец и правовед  Михаил  Сперанский (1772-1839).       
        Когда гибнет и распадается империя, то из  всего  утраченного вместе с ней, как правило, остаются только памятники  материальной  культуры и произведения искусства, артефакты,  каменные скрижали, петроглифы и папирусы религиозного и юридического содержания,  чаще всего  их фрагменты, отдельные детали.   Так было с Римской империей, так случилось и с Византией. Исчезают целые народы, остаются памятники культуры, литературы  и искусства. Однако были в истории человечества и такие цивилизации, которые  внезапно исчезли  не оставив после себя практически ничего. Это говорит о том, что свою судьбу и будущее  своего социума (цивилизации) определяет не только Высший Промысел, но и сами люди — хранители культурной памяти,  приобретённых знаний и нажитого опыта. Надо признать, что культурные ценности и богатства   не сохраняются сами по себе, их сохраняют те, кто по зову  души и сердца стоит на страже  культурной  памяти народа, кто всю жизнь извлекает из тьмы забвения  имена сотен и тысяч незаслуженно  забытых деятелей культуры прошлого,  имена ещё живых поэтов и художников. Их мало, таких самодеятельных и бескорыстных  хранителей и стражников культурной памяти народа, но их вклад  в возрождение  разграбленной и униженной страны огромен и пока никем не оценен.         
        Как  спасти  свою культуру и самобытность  в стремительном и  разрушительном беге времени? Только  любовью ко всему высокому  и прекрасному.  Только её  рачительным и трепетным  сбережением в своей  коллективной  национальной памяти. Только так и без затей — путём неустанного, перманентного  возвращения духовного наследия  мертвых в мир живых. С чего именно начинают восстанавливать  разрушенный  тотальным безбожием и      безнадежьем храм? С краеугольных камней, с фундамента и остатков ветхозаветных  стен. С чего надо возрождать разрушенную и разграбленную в Смутное время  Россию? Конечно же  —  с русской культуры. С поэзии. Так считал русский философ, историк и поэт Алексей Хомяков (1804-1860), рассуждая о роли поэзии в процессе  познания мира и    его переустройства к лучшему: «Нужна поэзия, чтобы узнать историю, нужно чувство художественной, то есть чисто человеческой истины, чтобы угадать могущество односторонней энергии, одушевлявшей миллионы людей». Проще говоря, поэзия — это  продукт энергетики  трудящейся души.    Так считали в наше время  академик Дмитрий Лихачев,  философ-логик и  поэт Александр Зиновьев. Так  считают сегодня и многие русские  писатели-государственники, журналисты-культурологи  и деятели культуры,  педагоги-воспитатели и учителя-словесники, авторы-составители Книг Памяти, памятных тематических  церковных, литературных и  художественных  календарей. 
        Среди них   на этом славном поприще особо ярко, убедительно и эффективно проявил себя  Дмитрий Геннадьевич Шеваров — российский журналист, эссеист, прозаик, литературный критик, член Союза писателей Москвы.
         Дмитрий Шеваров  —   русский  человек из российской глубинки, окончил начальную школу в Вологде, среднюю — в Свердловске. В 1979 году поступил на факультет журналистики Уральского  государственного университета им. Горького. После окончания университета в 1984 году служил в Советской Армии. Биография типичная для большинства советских писателей, выходцев  из провинции, а  душа его широкая как море —  особенная, великорусская   и на редкость глубоко человечная, а память его благодарная, благодатная  и животворная.      
     Дмитрий Шеваров — автор постоянной рубрики в "РГ-Неделя" под названием "Календарь поэзии", человек редкой и счастливой судьбы. Для него любовь к русской поэзии стала одновременно и профессиональным занятием.  Со страниц «РГ-Недели» он заражает этой любовью миллионы читателей. Его литературная рубрика «Календарь поэзии», как православная    рубрика «Вера» Марии Городовой  и рубрика  «Мнение» Якова Миркина делают  общественно-политическую газету  «РГ-Неделя» в глазах читателей  самой  интересной газетой из всех газет федерального уровня.      
     За 14 лет (с 2010 года)  существования рубрики "Календарь поэзии" в «Российской газете» Дмитрий Шуваров сумел  вывести из тьмы забвения на белый свет  свыше  300  имен  забытых и полузабытых  русских поэтов,   опубликовать на страницах федеральной газеты   тысячи стихотворных образцов,  из  всего  того, что смогло  сохраниться и уцелеть. И это ещё не все поэты, по мнению Шеварова, с творчеством которых надо познакомить современного читателя. Без  их стихов и прозы  будет  невозможно представить во всей полноте развитие русской культуры и всего  Русского мира в конце XX   и в начале   XXI века, в эпоху  трансгуманизма, гибридной войны славян со славянами, войны  России с Большим Западом. Писатель Шеваров не просто человек глубоко любящий русскую  поэзию и тонко чувствующий её, он  ещё  и  неустанный  исследователь-кладоискатель   духовных ценностей,  забытых и почти утраченных  в стремительном беге смутного времени.  Дмитрий  Шеваров в  благородном деле возвращения    славных поэтических  имён  из мира мёртвых  в мир живых,  для активной части  читателей, для  любителей  русской изящной словесности является  одним из главных   организаторов,   распространителей, пропагандистов   и вдохновителей.
      С  лёгкой руки Шеварова читатели газеты  сами становятся литературными критиками и «оценщиками» своих «гениев места». Стихи особо одарённых современных авторов  находят своё место в рубрике Шеварова независимо  от их  возраста  и уровня образования  —   ими могут быть как  студенты Литературного института им. Горького, так и совсем юные самородки, учащиеся средней школы и технических лицеев.   Для пропаганды творчества забытых поэтов Дмитрий Шеваров широко использует читательские письма, в которых рассказывается о местных поэтах  прошлого и настоящего, о давно почивших и ещё живущих, доживающих свой век в неизвестности, в глуши, где-нибудь  в Усть-Куте или в Каменной степи. Показательным  в этом плане оказалось письмо 25-летнего лицеиста Василия Нацентова о творчестве  ещё живого 69-летнего  поэта Бориса Николаева из знаменитого научного центра Каменная степь, которое почти целиком  вошло в очередную рубрику «Календарь поэзии». В ней  провинциальный «гений места»  Борис Николаев представлен как  поэт,  способный   (как никто другой) вновь и вновь «переживать пережитое» всегда и всюду, здесь и сейчас, на исходе дня… И  там, в далеком-близком прошлом, в полях, у старого погоста, у символа смиренного небытия,  у «места, где связь поколений на судьбоносной стезе прервалась…», и, увы,   почти  навсегда утрачена по нашей же вине.   («РГ-Неделя», №132, 19 июня 2024 – Среда)
       Дмитрий  Шеваров, самый активный и самый  безупречный хранитель культурной  памяти, автор замечательной книги  "Двенадцать поэтов 1812 года" (М. ЖЗЛ, 2014).  Эта увлекательная и живая антология  воскресила для многих почитателей русской изящной словесности многие имена  забытых авторов эпохи Жуковского и Пушкина и стала своеобразным  дополнением к сборнику составителя А.К. Сальникова «Русская поэзия за сто лет (от пушкинской  эпохи до наших дней)  в портретах, биографиях и образцах» (СПб, 1901). Надо отдать должное писателю Дмитрию Шеварову как ведущему рубрики «Календарь поэзии» и составителю книг Памяти —  он  чужд  какой-либо  тенденции, у него  только один главный принцип —  любовь к поэзии. Он включает в свои  тексты-персоналии и книги-антологии  всё то, что только обладает  заметными  поэтическими достоинствами, проникнуто искренним чувством и глубиной мысли, отличается  красотою формы, без всякого отношения к тому, какого  литературного  лагеря или направления поэт, крупный ли он талант, или второстепенный.  Вот почему в  книге  Дмитрия  Шеварова  рядом с Вяземским — мало кому ведомый Николай Остолопов,  рядом с  Жуковским — полузабытый поэт и ученый Андрей Кайсаров, а рядом с Батюшковым — Иван Петин, от которого сохранились всего несколько стихотворений, рядом с Гнедичем — Александр Чичерин, чьих поэтических опытов до нас и вовсе не дошло...
      Отдельный и нижайший поклон Дмитрию Шеварову  от всех любителей и ценителей русской изящной словесности старшего поколения   за его книгу Памяти  «Ушли на рассвете» (М.2020) — великую мемориальную книгу, настоящий духовный подвиг для памяти 25 молодых поэтов, погибших  на Великой Отечественной войне. Накануне 80-летия   Победы, каждая его литературная книга-исследование  и  публикация в «Российской газете»  —  это  сегодня  как откровение, глоток воздуха, прививка от беспамятства и лжепатриотизма. В 2011 году  вышел в свет его замечательный «Православный календарь. Год с русскими поэтами».       Это и православный календарь,  где расписаны по дням все церковные праздники, и антология русской поэзии, где на каждый день приводятся или стихи русских поэтов, или строчки из писем и дневников.
     Это  стремление Дмитрия  Шеварова  любым путём сберечь то самое и дорогое, оставленное нашими предками и передать его  бережно из рук в руки новым поколениям. гарантам нашего условного бессмертия — есть  для  нас  пример самого  благородного служения Истине и высшей Справедливости. Такие подвижники историко-культурной памяти как Дмитрий Шеваров, как Игорь Вишневецкий и другие  современные литераторы, извлекающие из тьмы забвения и небытия  неизвестных, малоизвестных, прежде именитых,   но забытых поэтов прошлого, являются не только  хранителями и пропагандистами  культуры прошлого, но и трансформаторами и накопителями  культуры нашей повседневности в реальности планируемой истории. Низкий поклон им за это. Следовать примеру наших хранителей  и проводников   историко-культурной памяти, хранить и помнить в любом времени, в разных обстоятельствах опыт далеких и близких предков, хранить их идеи, мысли, творчество, вещи, тексты, книги и записные книжки  —  наш долг, наша обязанность накануне мировой катастрофы.
    Бездумие,  скудоумие, беспечность  и беспамятство  грозят разрушением и саморазрушением.  Не спешить  выбрасывать на свалку  вчерашнее забытое наследие, не отсекать намертво своё культурное прошлое —  а  только хранить его  и создавать на его основе новое, более гуманное и щадящее... Надо научиться слышать  голоса далёких и близких предков, надо  дать возможность высказаться вслух  ещё живым носителям житейской мудрости, настоящего отчизнолюбия   и человеколюбия, которые взывают к нам из тьмы прижизненного забвения и небытия: «О, музыка, из глубины нездешней,  повремени немного, повремени  —   ведь я ещё живой!»
      Надо спешить делать добро. Надо научиться  быть бесконечно  благодарными тем подвижникам духа, кто ещё жив,  пока дышит и действует.

24.06.2024, День Святого Духа.


Рецензии
Приветствую! Почитать бы вам Тайные записки 1836-1837 годов Пушкина, изданные в 25 странах
http://www.mipco.com/SJAd.html
А также побродить по сайту издательства mipco.com

Сокале   19.09.2024 22:53     Заявить о нарушении