Часть 1У Глава 1 Ирэн
Письмо, от Ирэн, бывшей однокурсницы, не помню, когда мы виделись в последний раз, но иногда обменивались праздничными поздравлениями. Она преподавала в старших классах и жаловалась на унизительную зарплату, больше бы заработала на паперти. Ей и мне не повезло: на русский язык и литературу отводилось минимум часов, переходить на преподавание украинского, как советовали в дирекции, Ирэн была неготова. Не очень толковая, училась в университете так себе, средненько. Слушала лекции, писала конспекты, занятий не пропускала, ; старалась. Но не помогало, экзамены сдавала с трудом. Перед тем, как зайти в кабинет сдавать очередной экзамен, лихорадочно перелистывала учебник. Кто-нибудь не выдерживал и с силой вырывал книгу, она с ужасом смотрела на свои руки, последний глоток воздуха, ; исчезала за дверью.
И всегда радовалась средненькой отметке. А ведь учила, но куда девалось, что она прочитывала – загадка.
В письме она попросила мой номер телефона. Вскоре позвонила.
; Ленусик, не удивляйся, я от Миши.
; Как от Миши? Где он?
; Он, вероятно, уже в горах, мы договорились поддерживать связь через Тамару, ну, наша староста, она сейчас в Анапе живет. Ну, ты должна помнить, скалолазка, мастер спорта, еще с университета. Мне нужны ключи от входной двери и Мишиной комнаты, кое-что взять. Я буду с Андреем на море, твоя подружка знает, где нас найти.
Я так растерялась, что больше ни о чем не спросила.
Тамара недавно мне приснилась, почему-то возле елки с флажками. На каждом флажке по букве, все вместе читалось: «Жена звучит гордо». И восклицательный знак, во весь рост елки, повторяющий Тамарину фигуру в спортивном костюме: круглая голова с короткой стрижкой, плавно переходящая в борцовскую шею, широкие плечи и плоскую грудь. Бедра от талии сужались. Ноги с развитыми мышцами резко утончались и завершались лыжными ботинками неженского размера.
Сон не удивил, ведь я раньше думала о ней и о том, что она жила в Анапе и могла помочь отыскать Мишу. Значит, Миша сам ее нашел.
Не успела позвонить Ксюхе, она меня опередила.
; Начинай собираться, я зайду за тобой.
Я бегала по квартире, ругая себя за беспорядок, не успела собраться, явилась Ксюха, видимо, звонила, приближаясь к моему дому, и с порога стала рассказывать:
; Представь, Ленк, пришла к нам в клуб милиционер, блондинка с ботаксом, не губы, губищи, рот не закрывается, постоянно слюни платочком подтирает. Пришла к нам в детский клуб, потому что недавно прикрыли бордель в квартире, в доме рядом с нами. Я спросила: «Бордель мужской или женский»? «Не поняла, впрочем, неважно», - ответила она. Представляешь? Неважно. Зачем она нам про бордель докладывала?
; Как зачем? За информацией. Ведь к вам проходят дети. Они все замечают.
; Знаешь, что сказал физрук? Зачем этому борделю дети, если конкуренция среди профессионалок высокая.
; О, физрук! Надеюсь, не старый. Не упусти его.
; Ничего не выйдет. Он ошалел от блондинки, толстая, задастая, куда мне до нее. ; Увидела дневник, неужели сунет свой нос? Нет, не интересно. ; Едем к маяку, на автобусе. Цени, я тебя пожалела, а то бы пешком заставила идти.
Мы вышли на остановке, и я во многотысячный раз залюбовалась темно-синим морем в солнечно-бриллиантовых переливах. Как мне повезло, что здесь живу и никуда никогда не уеду.
Ксюха тянула за руку, ; Андрей ждет.
Опять тропинка у самой кромки обрывистого берега, я напряглась и с трудом передвигалась, ; привыкнуть к опасным местам, где погибло столько люди, способен только толстокожий. И еще Ксюха.
Высота постепенно снижалась, пологий спуск к морю, знакомое место, Ксюха резко остановилась.
; Смотри! – вскричала она.
Я испугалась, кто-то тонул? Осторожно выглянула из-за ее спины: у кромки воды Андрей в красных плавках, рядом женский силуэт в синем купальнике, если бы Ксюхи рядом не было, я бы подумала, что это она.
Головы наклонены, ярко-рыжая женщины, волосы Андрея выгорели до белизны, что-то рассматривают под ногами. Не слишком ли близко стоят? Ага, обнял ее за талию. Что-то почувствовал, слегка отодвинулся, посмотрел в нашу сторону. Рыжая голова тоже нас увидела, я узнала однокурсницу Ирэн. Она Ирина, но почему-то обижалась, если ее называли Иришей, Ирусей и даже Ирой. Она просила называть ее Ирэн. Имя прижилось.
Ксюха издала боевой клич и скатилась к воде, я предпочла оставаться на месте, наблюдая за группой из трех человек. Сходство женщин поразительное: обе худышки с длинными тонкими ногами, пользовались одной краской для волос, так похожи, будто близнецы, пусть и не однояйцевые.
Если бы был групповой конкурс уродов, троица заняла бы первое место. Ничего ни в ком из них не было уродливого, а, надо же, производили такое впечатление.
Ирэн в прошлом русая, сейчас рыжая, челка над поднятыми бровями, взгляд удивленный, как у Андрея. Ксюха наступает, размахивает руками, что-то говорит, Ирэн отступает, бежит, перешла на быстрый шаг. Ксюха скинула юбку в оборках, майку, оказалась в бело-зеленом купальнике с коричневыми и желтыми кругами, ядовитая змея, и нырнула в воду, охладиться.
Ирэн стремительно поднялась, поравнялась со мной и посмотрела отчужденно.
; Ей в психушке лечиться надо, ; возмущенно прошипела в ответ на мое «Здравствуй».
; Не узнаешь?
; О, Леночка, ты что ли? Как похорошела. Ты ведь полненькая была раньше. А сейчас выглядишь супер, как с курорта, ;сюсюкала она, как будто сосала сладкую карамель.
; Да, ладно, скажешь тоже. С сентября по июнь как в аду. Ксюха подтвердит.
; Ты все еще дружишь с ней? Сочувствую. Она ведь сама попросила встретиться. Сказала, что переживает за Мишу. Вижу, как она переживает, ревнивая, дальше некуда. С Мишей я встречалась в Инкермане, он попросил адрес Тамары, она в Анапе, я уже говорила, работает в школе.
; С ней связаться можно?
; Можно, свяжемся по мейлу.
Она взяла ключи от Мишиной квартиры и заспешила к остановке, а я спустилась к морю.
; Здравствуй, Лена, ну, как ты? ; Андрей приветливо кивнул, как будто ничего не произошло.
Ни тени смущения, высоко поднятые брови создают иллюзию восхищения всем, что он видит, и мной тоже. У Ксюхи глазки хитрые, но Андрей хитрее ее.
Ксюха нетерпеливо подталкивала меня к морю, не дождалась, окунулась и забралась на валун.
; Ленок, давай, ныряй скорей. Водичка сегодня бодрящая. Охладишься, нервишки успокоишь. – Она прыгнула и поплыла вдоль берега.
Я не решилась, лучше успокаиваться на теплой гальке.
Андрей нырнул в волну и долго не показывался, я заволновалась, наконец, его голова появилась возле Ксюхиной. Попытался обнять, она увернулась, выбралась на берег и улеглась рядом со мной на полотенце в бело-зеленых разводах, специально под купальник подбирала. В глазах рябило от зелени. Купальник сливался с полотенцем, выделялась только рыжая голова. Голова поднялась, я закрыла глаза.
; Ленк, ты что, спишь?
Я не ответила. Стало тихо, только плеск волн, благодать моим измочаленным нервам. Надо чаще выбираться из дома, такая благодать, даже шумные друзья присмирели.
Тихие, умиротворенные, будто после посещения храма, к обеду мы расстались. Андрей приобнял меня на прощание, Ксюха улыбнулась, обошлись без лишних слов. Всегда бы так.
Соседка у подъезда склонилась над кошачьим городком из картонных коробок, накрытых цветным тряпьем. Я разогналась, но незаметно проскочить не удалось.
; Не спеши, успеешь, посмотри, какие котята. ;
Она достала из коробки серый шерстяной комок, уместившийся на ладони.
; Хорошенький. ; Я потрогала холодный носик. Открылся ротик и ряд мелких зубов с клыками. Однако, зверек.
Соседка посмотрела на небо, так мне показалось, подняла свободную руку и затрясла кулаком.
; Что делается! Ты только посмотри! Люська, ах, ты дрянь, такая! Как не стыдно! Только родила и опять загуляла.
На ветке плодоносящей алычи сидела худая кошка дымчатого окраса с кремовыми пятнами. К ней крались по стволу два кошака, ; черные, с белыми пятнами. Сытые, наверное, домашние. На земле, под деревом сидели еще два рыжих кота. Тоже сытые. Ветка с кошкой закачалась, и я увидела, как к ней почти вплотную приблизилась серая лохматая спина. Тоже котяра. Сколько же их. Выше, ниже, рядом с Люськой. Листья шелестели как на ветру. Кошка задрала хвост и поигрывала им.
Соседка сунула мне котенка, и, закинув голову, закричала:
; Сеня, слышишь? Сеня!
; Что тебе?
На балкон вышел муж соседки.
; Спускайся. Что-то надо делать. Люська загуляла. Бросила котят голодных.
; Сейчас.
Он старый и с трудом спускался по ступеням, стуча палкой. Теперь чуть не выбежал из подъезда с палкой наперевес, и стал бить ею по стволу дерева.
; Если так бить, кошка убежит, ; вмешалась я.
Люська сама догадалась, спрыгнула с ветки и сбежала, следом удрали кошаки.
; Что поделаешь, ; вздохнула соседка, взяла из моих рук котенка и стала показывать мужу.
Я поспешила скрыться у себя дома. Быстро поднялась по лестнице: делать – думать – делать – думать – де – ду – де – ду – де – ду…
Дома приготовила кофе, села в кресло и раскрыла дневник. Но не успела прочесть ни строчки, позвонила Ирэн.
; Ты не знаешь, отчего такой запах в квартире? Миша не разрешил открывать окно, но я все равно открыла, пока искала нужные бумаги. Может, где-то сдохла крыса?
; Мы с Пашей им на новоселье подарили кошку, ее забрали на дачу соседи. Может, крысы появились. Ты в курсе, что мы разыскиваем Софью Леонидовну? Посмотри ее комнату, ключ над дверью на гвоздике.
; Ты что, подозреваешь Мишу в убийстве матери?
; Разве я так сказала? Ничего подобного, даже в мыслях не было.
Но она меня не слушала:
; Он спасает нас, ты это понимаешь? Земля, политая кровью, нуждается в нем, он еще школьником осознал свою роль, интересовался темой русского исхода. Его близкий родственник покинул Россию, на пароходе вместе с остатками белой гвардии отплыл из Севастополя. Ему не надо было жениться на родственнице Блока, он понял это, лучше поздно, чем никогда. Но время ушло. Эта жуткая баба облапошила его, старая, в морщинах, седая, не работает, пришла на все готовое, содержит свою мать в Феодосии на его деньги, пенсию складывает на сберкнижку. Миша бегает с одной работы на другую, по ночам охраняет какой-то стратегический объект.
Какая речь! Ирэн влюблена в Мишу. Разволновалась так, что забыла попрощаться.
Допустим, охранять стратегические объекты – популярное занятие в нашем городе, но то, что он работает, слышу впервые.
Не всему, что она сказала, можно верить. Тамара, несменяемая староста, строгая и справедливая, Ирэн не доверяла, считала ее истеричкой с богатым воображением, из тех, кто врет и верит тому, что сама же наврала. Ей бы быть актрисой.
Ирэн любила распространяться на тему одиночества в каменных джунглях. На первом курсе она постоянно мерзла и с осени до весны ходила по университету в тяжелых сапогах. Шагала широко, как солдат. Ей бы походку изменить, нашла бы себе кого-то, ; мне было жалко ее.
После моей свадьбы с Пашей она подошла ко мне, играя пальчиками в тонких золотых колечках, трогая то серьгу в ухе, то цепочку на груди, браслеты на запястье издавали звон, и вкрадчиво заговорила: «Ленусь, не ревнуй, пожалуйста. Но я должна тебе признаться, что твой Паша тоже мне делал предложение, но я отказалась».
Я поверила сразу, но все же спросила:
- Какое? ; В горле пересохло.
- Да, не расстраивайся, еще до тебя было.
- Почему ты не согласилась?
- Как-то так. ; Она резко повернулась и стала удаляться по длинному коридору. Изящные белые туфли на каблуках, юбка с разрезом, бедрами рулила что надо и не топала как солдат на параде. Приоделась для разговора со мной.
Павел не стал отнекиваться, делать вид, что не помнил.
; О, женщины, посмотришь на иную, чуть задержишь взгляд, она такого навообразит.
Последнее слово оставалось за ним.
Узнать номер телефона Тамары было нетрудно, ее не забывали, да и она охотно общалась со всеми, кто хотел.
; Какая Лена? – удивилась Тамара. ; Ах, Ленусик! Радость какая! ; обрадовалась она. ; Ты в Анапе? Какими судьбами?
; Нет, я дома, ищу знакомого. Ушел в горы в вашем районе и не вернулся.
; Когда? Несколько дней назад? Не поздно ли спохватились?
; Была не уверена, что он ушел в горы.
; У него родственники есть?
; Жена.
; Официальный запрос был? На основании чего начнут поиски пропавшего?
; Сомневаюсь. Они верующие, считают, что его сам бог ведет.
; Ладно, буду узнавать. Если он шел по маршруту, его видели.
; Он не взял с собой теплых вещей, ничего не взял.
; Далеко бы не ушел, в горах ночами холодно даже летом. Сегодня поспрашиваю, не видел ли кто в июне одинокого мужчину. Опиши мне его.
; Спортивный, не пьет, не курит, занимается йогой, психически уравновешенный.
; Такой не погибнет. И в горы не полезет. На самоубийцу не похож. Жене лучше поискать мужа в другом месте.
Я растерялась.
; Он же верующий, хочет испытать себя. Может, ты его видела, у него примечательная внешность, лицо обожжено, на носу шрам.
; Мишка что ли?
; Ты его знаешь?
; Он начинал вместе со мной заниматься скалолазанием. Спортивный. Тот еще чудик, сменил фамилию Гольберг на Горин или как там, не помню точно. Что он еще натворил?
; Миша Горбунов, собрался в горы один, без еды, без компаса, одет по-летнему.
;Я его предупреждала, не лезть, предупреждала, чем грозит смена фамилии. Ты филолог, должна понимать: Гольберг – в переводе «Золотая гора», он сменил, как ты сказала? на Горбунова? Значит, горбатый.
; Но горы ведь горбатые, разве не так?
; Смотря, что покорять.
Мне показалась обида в голосе, лучше туда не лезть, но я не сдержалась:
; Миша сменил фамилию, потому что хотел поступить в аспирантуру, разве плохо, и как это связано с горами, не понимаю.
; И не поймешь, но если он приспособленец, пусть сидит дома. Он всех делил на беленьких и черненьких, значит, предубежденный, с таким не очень приятно.
; Он один, с ним никого нет, и я переживаю.
; Я тоже, ; неожиданно сказала она, ; постараюсь что-то выяснить.
; Скажи честно, там очень опасно?
; Горы ничего плохого ему не сделают, им все равно, кто ползает по ним, их не щекочет, они безразличные, понимаешь, о чем я? Это как море или океан. В шторм лучше не лезть, вот и все. Для него проверка ума, насколько он хорошо соображает. Дураку ничто не поможет. И не только в горах.
; Ты с нашей Ирэн давно встречалась?
; С Иркой? Давно. Мы ведь теперь в разных странах. Не видела, не слышала, не переписываемся. Ладно, буду узнавать. Если он шел по маршруту, его заметили, жди, до завтра. ; Она отключилась.
Ночью она мне приснилась. Ее раскоряченная фигура замерла на серой, абсолютно гладкой стене, над пропастью.
; Здесь водятся хищники? ; спросила я.
; Да, волки. Но они не голодные, их специально кормят. Опасен голодный зверь.
Она закинула голову и посмотрела вверх, на веревку, которая тянулась в небо. Сверху, нависая над бездной, улыбался Миша. Улыбка превратилась в злобный оскал, и он носком ботинка столкнул веревку вниз. Я от ужаса закрыла глаза и услышала шум падающего тела и нечеловеческий вопль, переходящий в лай собаки за окном.
Тамара позвонила днем, я не могла дождаться.
; Лена, привет. Могу обрадовать, неопознанных трупов не было. Одного в июне нашли, непонятно как забрался на скалу, переохладился, увезли в больницу. Я туда сходила. Специфическое место.
; Психушка?
; Как ты догадалась? Нормальному человеку заблудиться в горах нереально.
; Скажешь тоже. Я бы могла.
; Нереально. Все как на ладони. Народу столько, сколько по Красной площади в Москве гуляет.
; Сумасшедших много?
; Снимают иногда. Был один, в мае, вообразил себя птицей. Случай типичный. Родственники забрали. Он из Сибири.
; Других не было?
; Нет. Да, чуть не забыла, врач спросил, стоит ли тот, кого мы ищем, на учете в психбольнице.
; Миша не стоит.
; Почему ты так уверена?
; Где-то я прочитала, что сумасшедшие ; счастливчики, и сойти с ума непросто.
; Не верь, Ленусь, просто, очень просто, эта штука заразная. Береги себя. Если что узнаю, сообщу. Но, повторяю, жене лучше поискать мужа в другом месте. ; Она резко оборвала разговор.
Свидетельство о публикации №224062800552